Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасная доля вычетов по НДС в 2023 году по регионам 2 квартал». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это не такая редкая ситуация. Например, компания строит торговый центр. Это длительный процесс, и он постоянно сопровождается затратами, то есть у компании большой входящий НДС, который она принимает к вычету. Если входящий НДС станет больше исходящего, то НДС можно будет возмещать из бюджета.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:
Регион | 4 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 92,00 |
Брянская область | 93,80 |
Владимирская область | 84,90 |
Воронежская область | 92,90 |
Ивановская область | 91,30 |
Калужская область | 87,30 |
Костромская область | 85,20 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,20 |
Московская область | 88,50 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,00 |
Смоленская область | 92,80 |
Тамбовская область | 94,90 |
Тверская область | 88,70 |
Тульская область | 95,80 |
Ярославская область | 86,70 |
город Москва | 88,90 |
Республика Карелия | 79,00 |
Республика Коми | 78,40 |
Архангельская область | 85,00 |
Вологодская область | 98,70 |
Калининградская область | 64,30 |
Ленинградская область | 88,40 |
Мурманская область | 188,80 |
Новгородская область | 96,60 |
Псковская область | 89,70 |
город Санкт-Петербург | 87,90 |
Ненецкий АО | 149,20 |
Республика Дагестан | 82,90 |
Республика Ингушетия | 92,90 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,70 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,10 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,70 |
Чеченская Республика | 96,50 |
Ставропольский край | 90,00 |
Республика Адыгея | 84,60 |
Республика Калмыкия | 79,50 |
Республика Крым | 86,50 |
Краснодарский край | 90,70 |
Астраханская область | 76,50 |
Волгоградская область | 91,60 |
Ростовская область | 92,70 |
город Севастополь | 81,20 |
Республика Башкортостан | 91,40 |
Республика Марий Эл | 88,40 |
Республика Мордовия | 89,10 |
Республика Татарстан | 90,80 |
Удмуртская Республика | 80,70 |
Чувашская Республика | 83,60 |
Кировская область | 88,30 |
Нижегородская область | 90,40 |
Оренбургская область | 74,30 |
Пензенская область | 88,80 |
Пермский край | 86,90 |
Самарская область | 84,00 |
Саратовская область | 84,60 |
Ульяновская область | 88,50 |
Курганская область | 85,20 |
Свердловская область | 91,00 |
Тюменская область | 84,60 |
Челябинская область | 90,00 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,00 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,40 |
Республика Алтай | 88,90 |
Республика Тыва | 81,50 |
Республика Хакасия | 87,00 |
Алтайский край | 89,60 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 76,50 |
Иркутская область | 78,40 |
Кемеровская область | 94,10 |
Новосибирская область | 88,90 |
Омская область | 84,90 |
Томская область | 80,60 |
Республика Бурятия | 97,30 |
Республика Саха (Якутия) | 94,40 |
Приморский край | 94,20 |
Хабаровский край | 90,40 |
Амурская область | 131,20 |
Камчатский край | 92,70 |
Магаданская область | 103,00 |
Сахалинская область | 95,00 |
Еврейская автономная область | 82,70 |
Чукотский АО | 136,50 |
Байконур | 65,10 |
Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС в 2020-2021 году
Если доля вычетов оказалась превышенной, у вас есть несколько вариантов, как действовать.
Можно подать декларацию как есть и ждать вестей от налоговой инспекции. Этот вариант подходит только для тех, кто на сто процентов уверен, что заявленный объём вычетов полностью оправдан. По требованию Федеральной налоговой службы вы должны быть готовы привести неоспоримые доказательства своих затрат и подтвердить их документально.
Большинство предпочитает переносить налоговый вычет на следующий квартал. Такая возможность предусмотрена законом.
Если Вы не знаете, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС стоит разобраться в вопросе подробней и привести пример этой операции. Нужно учитывать, что сотрудники ФНС имеют значительное количество инструментов и показателей для проверки и анализа финансовых данных по каждой конкретной организации и при наличии каких-либо подозрений, будет проводиться детальная оценка хозяйственной деятельности и налоговой документации подтверждающей объемы выплат в федеральный бюджет.
Значения показателя по регионам: Санкт – Петербург
Для того чтобы сэкономить время, удобно пользоваться уже готовыми сводными таблицами со значениями безопасных долей вычетов.
В таблицах информация разнесена по округам и регионам, входящим в них. При этом доля вычетов для Ленинградской области и для Санкт – Петербурга разные и выделяются отдельными строками.
Приведем пример отражения показателей в табличной форме.
Регион | 4 квартал 2022 года, % | 1 квартал 2022 года, % |
Центральный федеральный округ | ||
Владимирская область | 85,5 | 85,2 |
Г. Москва | 88,4 | 88,4 |
Северо – Западный федеральный округ | ||
Ленинградская область | 81,6 | 81,7 |
Санкт — Петербург | 90,1 | 90,1 |
Как видим, города федерального значения вынесены отдельными строками и показатели по ним на сегодняшний момент, по сравнению с 4 кварталом 2022 года, не изменились. На текущий момент показатели на 1 квартал 2022 года являются актуальными.
Рассчитать долю вычета можно на основании налоговой декларации по НДС, по формуле:
ДВ = НВндс : Нндс * 100%
где,
ДВ — доля вычета НДС за налоговый период, за который составлена налоговая декларация;
НВндс — налоговые вычеты по НДС, отраженные в разделе 3 в строке 190 «21. Общая сумма налога, подлежащая вычету (сумма величин, указанных в строках 120 – 185)» налоговой декларации по НДС;
Нндс — сумма начисленного НДС, отраженного в разделе 3 строке 118 «11. Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 5 строк 010 – 080, 105 – 115)» налоговой декларации по НДС.
Налогоплательщики, применяющие ставку НДС 0%, в расчет включают также данные разделов 4 – 6 декларации по НДС по таким операциям.
Пример
По данным налоговой декларации по НДС за квартал:
Сумма налоговых вычетов составила 920 тыс. рублей (стр. 190 разд. 3 декларации).
Сумма начисленного НДС составила 1 000 тыс. рублей (стр. 118 разд. 3 декларации).
Доля вычета НДС за квартал 92% (920 : 1 000 * 100%).
Безопасная доля рассчитывается по региону
Долю вычетов НДС по своей компании, вам нужно сравнивать с региональными значениями. Для этого вам нужны данные ФНС из формы 1-НДС в разрезе регионов.
Доля вычетов по региону = Все вычеты (графа 2 строки 2100 отчета 1-НДС) / Весь начисленный НДС (графа 2 строки 1100 отчета 1-НДС) × 100
Долю вычетов будет безопасной, если она меньше 89% среднего показателя по региону.
При расчете учитывайте все суммы НДС по декларации: налог, начисленный с реализации, восстановленный налог, начисленный и принятый НДС с авансов и т. д.
Чтобы не вызвать подозрения у ИФНС налоговая нагрузка должна соотноситься с показателями предыдущих отчетных периодов.
Если вы определили, что показатели значительно отклоняются от установленных норм, проверьте, нет ли ошибок в отчетности и расчетах.
Рассчитать долю вычета можно на основании налоговой декларации по НДС, по формуле:
ДВ = НВндс : Нндс * 100%
где,
ДВ — доля вычета НДС за налоговый период, за который составлена налоговая декларация;
НВндс — налоговые вычеты по НДС, отраженные в разделе 3 в строке 190 «21. Общая сумма налога, подлежащая вычету (сумма величин, указанных в строках 120 – 185)» налоговой декларации по НДС;
Нндс — сумма начисленного НДС, отраженного в разделе 3 строке 118 «11. Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 5 строк 010 – 080, 105 – 115)» налоговой декларации по НДС.
Налогоплательщики, применяющие ставку НДС 0%, в расчет включают также данные разделов 4 – 6 декларации по НДС по таким операциям.
Доля налоговых вычетов по НДС: как посчитать
По данным четырех квартальных деклараций компании сумма исчисленного НДС – 3 млн руб., а сумма вычетов – 2,9 млн руб.
Кредитные каникулы: кто может заплатить долги позднее. Граждане, а также компании малого и среднего бизнеса получили право на кредитные каникулы.
Если заявленный компанией, работающей в Белгородской области, процент уменьшения НДС к уплате окажется выше, то ИФНС запросит пояснения. Другой пример: безопасная доля вычетов по НДС в 2020 году в Москве 89,1%, и если у столичной организации заявлен более высокий процент, налоговики обратят на это внимание.
Коллеги, Правительство делает все, чтобы российский бизнес смог справиться со сложной кризисной ситуацией 2022 года.
Во втором и третьем случаях возмещенный излишек нужно будет вернуть в налоговую с процентами.
Станислав, есть налоговая нагрузка в целом по предприятию. Там в расчет идет и ОКВЭД, и регион, и статус предприятия (малое, микро и тд).
Как подсчитать свою долю вычетов? Об этом вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Эксперты не только дали формулу и комментарии к ней, но и привели пример расчета.
Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость, который превышает безопасный вычет по НДС, не является безусловным поводом для включения организации в план выездных проверок. Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.
Вместе мы обсудим, какие льготы и меры господдержки можно получить, и в каких случаях льготами пользоваться не стоит.
Безопасная доля рассчитывается по региону
Долю вычетов НДС по своей компании, вам нужно сравнивать с региональными значениями. Для этого вам нужны данные ФНС из формы 1-НДС в разрезе регионов.
Доля вычетов по региону = Все вычеты (графа 2 строки 2100 отчета 1-НДС) / Весь начисленный НДС (графа 2 строки 1100 отчета 1-НДС) × 100
Долю вычетов будет безопасной, если она меньше 89% среднего показателя по региону.
При расчете учитывайте все суммы НДС по декларации: налог, начисленный с реализации, восстановленный налог, начисленный и принятый НДС с авансов и т. д.
Чтобы не вызвать подозрения у ИФНС налоговая нагрузка должна соотноситься с показателями предыдущих отчетных периодов.
Если вы определили, что показатели значительно отклоняются от установленных норм, проверьте, нет ли ошибок в отчетности и расчетах.
Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС
Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.
Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.
Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.
Безопасный вычет по НДС по регионам
Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.
Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:
Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2019 | |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | 87,39% | 86,93% | 86,10% | 88,05% |
в том числе: | ||||
ЦФО | 89,26% | 88,76% | 88,48% | 89,51% |
Белгородская область | 91,63% | 91,68% | 92,00% | 92,75% |
Брянская область | 90,11% | 88,89% | 86,69% | 92,97% |
Владимирская область | 85,34% | 85,73% | 85,73% | 87,45% |
Воронежская область | 92,93% | 92,91% | 93,53% | 92,41% |
Ивановская область | 92,56% | 92,23% | 92,36% | 94,08% |
Калужская область | 90,01% | 89,90% | 90,03% | 89,23% |
Костромская область | 86,08% | 85,73% | 87,83% | 89,76% |
Курская область | 89,94% | 91,35% | 91,74% | 91,91% |
Липецкая область | 104,42% | 105,42% | 106,71% | 109,05% |
Московская область | 89,04% | 88,74% | 88,99% | 89,85% |
Орловская область | 92,97% | 92,55% | 93,47% | 94,65% |
Рязанская область | 83,23% | 83,81% | 85,76% | 85,14% |
Смоленская область | 95,32% | 94,64% | 94,07% | 95,27% |
Тамбовская область | 96,39% | 97,26% | 99,12% | 102,84% |
Тверская область | 91,63% | 91,66% | 92,80% | 94,39% |
Тульская область | 96,85% | 97,55% | 96,99% | 97,47% |
Ярославская область | 89,16% | 89,80% | 87,41% | 90,74% |
город Москва | 88,76% | 88,08% | 87,62% | 88,66% |
СЗФО | 87,18% | 87,02% | 86,96% | 88,18% |
Республика Карелия | 74,88% | 76,40% | 80,56% | 84,84% |
Республика Коми | 76,38% | 76,42% | 76,04% | 79,07% |
Архангельская область | 77,44% | 83,27% | 78,50% | 92,10% |
Вологодская область | 98,10% | 99,44% | 99,78% | 96,26% |
Калининградская область | 60,35% | 60,30% | 61,33% | 63,58% |
Ленинградская область | 86,10% | 86,65% | 88,89% | 88,67% |
Мурманская область | 121,95% | 103,07% | 84,41% | 92,32% |
Новгородская область | 95,84% | 94,71% | 97,65% | 94,57% |
Псковская область | 89,14% | 88,10% | 90,66% | 94,10% |
город Санкт-Петербург | 87,73% | 87,57% | 87,56% | 88,73% |
Ненецкий АО | 147,56% | 140,38% | 154,60% | 126,77% |
СКФО | 89,18% | 89,60% | 85,87% | 90,57% |
Республика Дагестан | 83,16% | 84,26% | 84,24% | 84,89% |
Республика Ингушетия | 93,28% | 93,81% | 93,30% | 99,02% |
Кабардино-Балкарская Республика | 86,70% | 87,95% | 90,48% | 94,21% |
Карачаево-Черкесская Республика | 91,81% | 91,75% | 92,56% | 94,31% |
Республика Северная Осетия-Алания | 88,48% | 89,38% | 89,15% | 87,62% |
Чеченская Республика | 97,47% | 100,11% | 66,44% | 100,40% |
Ставропольский край | 88,75% | 88,81% | 88,72% | 89,48% |
ЮФО | 90,10% | 89,76% | 90,31% | 91,59% |
Республика Адыгея | 85,74% | 86,11% | 86,69% | 86,78% |
Республика Калмыкия | 80,22% | 82,45% | 87,15% | 81,10% |
Республика Крым | 85,70% | 86,23% | 86,95% | 89,73% |
Краснодарский край | 90,74% | 90,76% | 91,30% | 93,21% |
Астраханская область | 65,85% | 64,39% | 60,28% | 58,65% |
Волгоградская область | 90,70% | 88,23% | 89,15% | 90,69% |
Ростовская область | 92,72% | 92,84% | 93,70% | 94,07% |
город Севастополь | 81,26% | 81,25% | 81,10% | 82,99% |
ПФО | 86,26% | 85,60% | 81,02% | 86,79% |
Республика Башкортостан | 91,04% | 89,38% | 90,28% | 90,53% |
Республика Марий-Эл | 88,36% | 88,19% | 89,24% | 90,19% |
Республика Мордовия | 92,38% | 92,81% | 93,27% | 90,54% |
Республика Татарстан | 87,88% | 87,56% | 87,38% | 88,48% |
Удмуртская Республика | 79,95% | 79,29% | 79,71% | 81,95% |
Чувашская Республика | 83,60% | 84,24% | 85,56% | 85,71% |
Кировская область | 87,05% | 87,45% | 88,82% | 87,36% |
Нижегородская область | 88,99% | 88,96% | 63,08% | 88,59% |
Оренбургская область | 71,29% | 69,82% | 70,75% | 73,44% |
Пензенская область | 91,13% | 90,95% | 90,54% | 91,12% |
Пермский край | 82,01% | 80,64% | 80,76% | 82,69% |
Самарская область | 83,63% | 83,27% | 83,77% | 85,13% |
Саратовская область | 84,06% | 83,23% | 83,56% | 85,61% |
Ульяновская область | 91,22% | 91,09% | 91,05% | 91,37% |
УФО | 77,92% | 77,35% | 76,67% | 79,32% |
Курганская область | 85,43% | 84,69% | 86,21% | 88,07% |
Свердловская область | 91,64% | 91,50% | 91,20% | 91,40% |
Тюменская область | 83,81% | 84,28% | 84,55% | 84,61% |
Челябинская область | 91,11% | 90,80% | 90,76% | 92,32% |
Ханты-Мансийский АО — Югра | 58,70% | 56,89% | 57,34% | 62,57% |
Ямало-Hенецкий АО | 64,39% | 65,61% | 61,99% | 63,94% |
СФО | 84,16% | 84,22% | 84,50% | 85,56% |
Республика Алтай | 90,52% | 91,58% | 93,17% | 94,00% |
Республика Тыва | 77,99% | 76,66% | 82,10% | 73,53% |
Республика Хакасия | 89,66% | 89,94% | 90,09% | 92,13% |
Алтайский край | 90,16% | 89,74% | 89,67% | 90,15% |
Красноярский край | 78,06% | 79,53% | 80,66% | 83,04% |
Иркутская область | 77,06% | 77,21% | 77,83% | 78,88% |
Кемеровская область — Кузбасс | 90,77% | 89,43% | 88,67% | 88,95% |
Новосибирская область | 89,51% | 89,55% | 89,83% | 90,25% |
Омская область | 88,27% | 88,51% | 89,06% | 90,73% |
Томская область | 77,34% | 77,03% | 76,51% | 77,02% |
ДФО | 96,97% | 95,85% | 94,96% | 95,86% |
Республика Бурятия | 90,62% | 91,55% | 89,74% | 89,66% |
Республика Саха (Якутия) | 90,67% | 89,68% | 86,76% | 87,16% |
Приморский край | 94,38% | 93,25% | 93,19% | 94,23% |
Хабаровский край | 92,91% | 91,97% | 91,61% | 94,62% |
Амурская область | 130,35% | 127,83% | 131,40% | 124,68% |
Камчатский край | 90,25% | 89,69% | 82,32% | 85,99% |
Магаданская область | 97,54% | 98,80% | 95,29% | 91,23% |
Сахалинская область | 98,33% | 96,99% | 93,92% | 89,72% |
Забайкальский край | 89,50% | 87,29% | 87,42% | 90,06% |
Еврейская автономная область | 86,78% | 90,63% | 105,64% | 112,00% |
Чукотский АО | 120,31% | 115,38% | 111,56% | 110,23% |
БАЙКОНУР | 93,39% | 71,83% | 74,90% | 73,78% |
Пример. Расчет безопасного размера вычета по НДС
В таком перечне не заявлен безопасный процент НДС от выручки, чтобы не попасть на проверку, но предусмотрен анализ суммы уменьшения исчисленного налогового платежа. В соответствии с этим критерием, если доля уменьшения НДС на протяжении 12 месяцев равна или превышает 89% — это один из поводов присмотреться к компании повнимательней.
Оценивать могут как налоговую нагрузку в целом, так и по отдельным налогам. «Плохой», по мнению чиновников, показатель налоговой нагрузки – это повод назначить выездную проверку, «копнуть» глубже при камеральной проверке, запросить пояснения, вызвать руководителя для беседы и т.д.
Вместе с заявлением представьте договор поручительства или банковскую гарантию, если получали их.
Оценивать могут как налоговую нагрузку в целом, так и по отдельным налогам. «Плохой», по мнению чиновников, показатель налоговой нагрузки – это повод назначить выездную проверку, «копнуть» глубже при камеральной проверке, запросить пояснения, вызвать руководителя для беседы и т.д.
Вместе с заявлением представьте договор поручительства или банковскую гарантию, если получали их.
Для введенных в эксплуатацию до 01.01.2022 гостиниц и иных средств размещения либо для введённых в эксплуатацию после 01.01.2022 и не включенных в реестр объектов туриндустрии – до 30.06.2027.
В графе 200 заполняется:
- по непрослеживаемым товарам — регистрационный номер ТД, если они импортированы (первые 3 блока номера из ГТД).
- по прослеживаемым товарам — регистрационный номер партии товаров.
В графе 221 заполняется:
- по непрослеживаемым товарам — регистрационный номер ТД, если они импортированы (первые 3 блока номера из ГТД).
- по прослеживаемым товарам — регистрационный номер партии товаров.
Безопасная доля вычетов по регионам: Москва
Федеральный размер безопасной доли вычетов установлен в размере 89%. Это показатель, на который стоит равняться всем организациям. Однако для каждого региона установлен свой предел вычетов, который может быть больше или меньше федерального значения. Москва в этом плане ничем не отличается от других регионов.
Москва относится к Центральному федеральному округу. Показатели безопасной доли вычетов установлены отдельно для города и отдельно для Московской области. Показатель безопасной доли вычетов для Москвы не менялся по сравнению с 4 кварталом 2021 года и составляет на текущий момент 88,4%.
Рассмотрим пример. Размер начислений по НДС в организации города Москва составил 1500000 рублей, а вычеты составили 1400000 рублей. Доля вычетов по организации составила:
(1400000 / 1500000) * 100% = 93,3%
Это очень большой показатель, который превышает региональное значение. Бухгалтеру придется подумать, что можно сделать в этой ситуации.
Безопасный вычет по НДС
Перед сдачей квартального отчета по НДС бизнес на основной системе налогообложения прежде всего интересует, какую часть налога принять к вычету, чтобы ФНС не постучала в дверь с проверкой. О том, какая доля вычетов по НДС безопасна для вашего региона в 2020 году, расскажем далее.
Стоит отметить, что формулировка «безопасный НДС» отсутствует в Налоговом кодексе РФ, а величина налога зависит от перечня факторов: вида деятельности, используемых наценок, сезонности и т.д. Под безопасной долей вычетов принято понимать порог, значение которого законом не установлено, но превышение которого привлечет к компании внимание налоговой службы.
Выделяются две величины, на которые ориентируется ФНС России (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):
- Вычет по НДС за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога.
- Вычет по НДС не должен превышать значение средней доли вычетов по НДС. Данные о «средней доле» в каждом регионе России определяются расчетным путем из отчета 1-НДС, который ФНС публикует каждый квартал на своем сайте.
Важно! Соблюдение в 2020 году безопасной доли вычетов по НДС не гарантирует, что компания не попадет в план выездных проверок налоговой службы. «Безопасный» вычет — важный критерий налоговых рисков, но не единственный.
Чем опасна высокая доля вычетов по НДС?
Для того чтобы вычитаемые списания не превышали безопасного уровня любой налогоплательщик имеет право сместить их часть на другой период (статья 172 Налогового кодекса). Однако, если вычеты не удается уменьшить до безопасного уровня, необходимо будет, в случае надобности (запроса от налоговиков), написать в налоговую службу пояснительную записку, в которой будут даны с расшифровкой подробные пояснения о причинах высоких значений ваших вычетов. Желательно подготовится к подаче такой записки заранее. Какие причины указывать? Это может быть, например: фирма недавно открылась, маленький объем продаж и так далее.
Пояснительную записку также следует сопроводить копиями счетов-фактур с наибольшими значениями по входному налогу на добавочную стоимость, а также копии документов, подтверждающие необходимость увеличения вычетов НДС (это могут быть: новые договора на аренду, поставки и так далее).
Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2020 — 2021 годах?
Если доля вычетов оказалась превышенной, у вас есть несколько вариантов, как действовать.
Можно подать декларацию как есть и ждать вестей от налоговой инспекции. Этот вариант подходит только для тех, кто на сто процентов уверен, что заявленный объём вычетов полностью оправдан. По требованию Федеральной налоговой службы вы должны быть готовы привести неоспоримые доказательства своих затрат и подтвердить их документально.
Большинство предпочитает переносить налоговый вычет на следующий квартал. Такая возможность предусмотрена законом.
Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.
1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС
С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).
2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)
С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).
3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ
С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.
4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).
5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты
С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).
Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).
Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
- осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021
6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ
С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
АК Магнат 18 января, 2021 0
Прежде чем сдавать декларацию, узнайте, какая безопасная доля вычета НДС установлена в вашем регионе. Это поможет избежать лишнего внимания со стороны налоговиков и проверок.
Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Доля уменьшения НДС является одним из критериев при назначении выездной проверки.
Расчет безопасной доли вычетов по регионам России производится на основании формы 1-НДС, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы.
Регион | Доля вычетов, %* |
Центральный ФО | |
Белгородская область | 92,0 |
Брянская область | 93,8 |
Владимирская область | 84,9 |
Воронежская область | 92,9 |
Ивановская область | 91,3 |
Калужская область | 87,3 |
Костромская область | 85,2 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,2 |
Московская область | 88,5 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,0 |
Смоленская область | 92,8 |
Тамбовская область | 94,9 |
Тверская область | 88,7 |
Тульская область | 95,8 |
Ярославская область | 86,7 |
Город Москва | 88,9 |
Северо-Западный ФО | |
Республика Карелия | 79,0 |
Республика Коми | 78,4 |
Архангельская область | 85,0 |
Вологодская область | 98,7 |
Калининградская область | 64,3 |
Ленинградская область | 88,4 |
Мурманская область | 188,8 |
Новгородская область | 96,6 |
Псковская область | 89,7 |
Город Санкт-Петербург | 87,9 |
Ненецкий АО | 149,2 |
Северо-Кавказский ФО | |
Республика Дагестан | 82,9 |
Республика Ингушетия | 92,9 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,7 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,1 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,7 |
Чеченская Республика | 96,5 |
Ставропольский край | 90,0 |
Южный ФО | |
Республика Адыгея | 84,6 |
Республика Калмыкия | 79,5 |
Республика Крым | 86,5 |
Краснодарский край | 90,7 |
Астраханская область | 76,5 |
Волгоградская область | 91,6 |
Ростовская область | 92,7 |
Город Севастополь | 81,2 |
Приволжский ФО | |
Республика Башкортостан | 91,4 |
Республика Марий-Эл | 88,4 |
Республика Мордовия | 89,1 |
Республика Татарстан | 90,8 |
Удмуртская Республика | 80,7 |
Чувашская Республика | 83,6 |
Кировская область | 88,3 |
Нижегородская область | 90,4 |
Оренбургская область | 74,3 |
Пензенская область | 88,8 |
Пермский край | 86,9 |
Самарская область | 84,0 |
Саратовская область | 84,6 |
Ульяновская область | 88,5 |
Уральский ФО | |
Курганская область | 85,2 |
Свердловская область | 91,0 |
Тюменская область | 84,6 |
Челябинская область | 90,0 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,0 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,4 |
Сибирский ФО | |
Республика Алтай | 88,9 |
Республика Тыва | 81,5 |
Республика Хакасия | 87,0 |
Алтайский край | 89,6 |
Красноярский край | 76,5 |
Иркутская область | 78,4 |
Кемеровская область – Кузбасс | 94,1 |
Новосибирская область | 88,9 |
Омская область | 84,9 |
Томская область | 80,6 |
Дальневосточный ФО | |
Республика Бурятия | 97,3 |
Республика Саха (Якутия) | 94,4 |
Приморский край | 94,2 |
Хабаровский край | 90,4 |
Амурская область | 131,2 |
Камчатский край | 92,7 |
Магаданская область | 103,0 |
Сахалинская область | 95,0 |
Забайкальский край | 91,4 |
Еврейская автономная область | 82,7 |
Чукотский АО | 136,5 |
Байконур | |
Байконур | 65,1 |