Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как определить очередность платежа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очередность платежа в платежке — это всего лишь одна цифра, из-за которой банк может не принять ваш платеж. Очередь платежа указывается во всех видах банковских платежных документов. Итак, подробно разберем, что значит очередность платежа в платежном поручении. Как следует из названия, это последовательность или очередь списания денежных средств с вашего расчетного счета в банке, когда имеется несколько платежей, а денег на счете недостаточно для их полной оплаты.
Календарная очередность платежей
Календарная очередность — это списание средств с расчетного счета физического или юридического лица в порядке поступления распоряжений клиента и других платежных документов на списание.
Если в одну группу очередности попало несколько платежных документов, то они будут оплачиваться в пределах этой группы также в порядке календарной очередности поступления платежных документов.
Например, в банк поступили несколько платежных документов: платежка на перечисление заработной платы 2 сентября, требование ИФНС на оплату налогов 3 сентября, платежка на выплату материальной помощи 5 сентября. Все платежи относятся к третьей очереди. При недостаточности средств на расчетном счете клиента банк будет проводить сначала платежку на зарплату, потом требование налоговой и в конце перечислит материальную помощь.
Порядок проведения платежей и существующие виды очерёдности платежей
Статья 855 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ устанавливает две основополагающих очередности списания денежных средств со счета клиента и описывается порядок проведения платежей:
- Календарная очередность платежей — при наличии на счете клиента денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету, то есть банки производят списание средств со счета в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.
- Очередность платежей (в установленной законом последовательности) — при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, применяется установленная пунктом 2 Статьи 855 ГК РФ очерёдность списания денежных средств.
Комментарий к статье 855 ГК РФ
1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.
Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.
Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.
Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).
2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.
Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.
Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.
Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.
Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.
Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.
Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.
Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.
3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.
4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).
На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.
В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.
Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.
5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.
КП: примечание.
Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.
Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 — 559. Автор комментария к ст. 255 — Д.Л. Комягин).
Арест расчетного счета налоговой службой
По решению налоговой инспекции на счет налогоплательщика может накладываться арест — прекращение выполнения банковской организацией расходных операций по такому счету. Исключение составляют первоочередные платежи (алименты, оплата труда, налоги).
Арест расчетного счета налоговой службой налагает такие ограничения:
- движение средств на заблокированном счете, которое приводит к уменьшению остатка;
- запрещено открытие новых расчетных счетов не только в данной кредитной организации, но и в любой другой;
- кредитные организации открывать владельцу заблокированного счета депозиты и вклады права не имеют.
Для начала следует понимать, что значит очередность платежа в платежном поручении на перечисление денег.
По общему правилу поручение от клиента на перечисление налога в бюджет банк обязан выполнить в течение следующего дня после оформления такого поручения в силу п. 2. ст 60 НК. Если же для перечисления налогов денежных сумм на счете у клиента недостаточно, то списывать средства клиента будут в строго определенном порядке, который установлен ст. 855 ГК РФ.
Из законодательства вытекает, что очередность платежа в платежном поручении зависит от того, добровольно либо принудительно должна идти оплата.
Указанной статьёй Гражданского кодекса определена следующая очередь денежного списания:
1 | Выплаты, которые происходят по исполнительным актам о возмещении нанесенного вреда здоровью или жизни Уплата алиментов |
2 | Перечисления согласно исполнительным листам на выплату выходных пособий при увольнении или задолженностей по зарплате Оплата авторских гонораров |
3 | Оплата задолженности по налогам, сборам и взносам Выдача заработной платы сотрудникам |
4 | Денежные выплаты по прочим исполнительным актам |
5 | Все остальные платежные документы в календарной последовательности их поступления |
Как видно, очередность алиментов в платежном поручении всегда идёт под номером один и имеет приоритет перед остальными требованиями и поручениями к счёту плательщика. По сути, это один из способов защиты семейных ценностей.
Для начала следует понимать, что значит очередность платежа в платежном поручении на перечисление денег.
По общему правилу поручение от клиента на перечисление налога в бюджет банк обязан выполнить в течение следующего дня после оформления такого поручения в силу п. 2. ст 60 НК. Если же для перечисления налогов денежных сумм на счете у клиента недостаточно, то списывать средства клиента будут в строго определенном порядке, который установлен ст. 855 ГК РФ.
Из законодательства вытекает, что очередность платежа в платежном поручении зависит от того, добровольно либо принудительно должна идти оплата.
Указанной статьёй Гражданского кодекса определена следующая очередь денежного списания:
1 | Выплаты, которые происходят по исполнительным актам о возмещении нанесенного вреда здоровью или жизни Уплата алиментов |
2 | Перечисления согласно исполнительным листам на выплату выходных пособий при увольнении или задолженностей по зарплате Оплата авторских гонораров |
3 | Оплата задолженности по налогам, сборам и взносам Выдача заработной платы сотрудникам |
4 | Денежные выплаты по прочим исполнительным актам |
5 | Все остальные платежные документы в календарной последовательности их поступления |
Как видно, очередность алиментов в платежном поручении всегда идёт под номером один и имеет приоритет перед остальными требованиями и поручениями к счёту плательщика. По сути, это один из способов защиты семейных ценностей.
Очередность списания денег со счета определяет статья 855 Гражданского кодекса РФ. На 2021 год порядок очередей таков:
Номер очереди | Вид платежа |
1 | Отчисления по документам исполнительного производства на компенсацию вреда жизни и здоровью. Кром того, исполнение документов о принудительном взыскании алиментов. |
2 | Отчисления по документам исполнительного производства, которые предписывают перечислить бывшим и действующим сотрудникам выходные пособия и оплату труда. Кроме того, выплата авторских гонораров. |
3 | Текущая оплата труда сотрудников. В этой же очереди – списание задолженности по обязательным платежам, но именно по распоряжению налогового органа (внебюджетного фонда). |
4 | Отчисления на основании исполнительных документов по другим требованиям денежного характера |
5 | Все остальные платежи в порядке очередности по календарной дате. Например, текущие (добровольные) платежи по налогам и страховым взносам. В том числе, которые делают налоговые агенты по НДФЛ. |
Что собой представляет очередность
Организация направляет платежное поручение в банковское учреждение. Банк обязан исполнить это поручение в течение суток (основание – пункт 2 статьи 60 НК РФ). Однако на счету фирмы может просто не быть суммы, достаточной для всех выплат. В этом случае становится актуальна очередность платежей. Именно на ее основании банк будет выполнять платежные поручения.
К СВЕДЕНИЮ! Для установления последовательности платежей в платежке есть отдельный реквизит. Он размещается в поле №21.
Поле №21 практически не задействуется тогда, когда у организации достаточно денег на все выплаты. Банковское учреждение делает выплаты в порядке поступления платежных поручений. То есть в порядке календарной очереди. Если же денег на счете недостаточно, они списываются в последовательности, определенной законом. То есть принцип очередности становится актуальным лишь при определенных обстоятельствах.
Очередность платежей должна указываться в поручении представителями компании. Информация, приведенная в поле №21, не может изменяться банком. Если очередность будет зафиксирована неправильно, банковское учреждение просто не принимает поручение.
То есть для предупреждения проблем и проволочек бухгалтеру нужно знать об очередности, оговоренной в законе.
Порядок взаиморасчетов при банкротстве
Очередность платежей при банкротстве определяется в соответствии с действующим законодательством, а именно 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)». Сроки и порядок таких выплат определяется по решению судебных органов и напрямую зависит от финансового состояния обанкротившегося предприятия.
В процессе банкротства реквизит будет следующий:
- кредиторы первой очереди — физические лица, понесшие моральный ущерб;
- кредиторы второй очереди — сотрудники обанкротившейся организации, которым надлежит выплатить зарплату и пособия при увольнении;
- кредиторы третьей очереди — учреждения и конкурсные кредиторы, которым обеспечивается перевод обязательных сумм.
Как выбрать для платежного поручения
Представим очередность платежа в платежке в виде таблицы (в настоящее время их пять групп).
ОП | Предназначение |
1 | Исполнительные документы на перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также алиментов. |
2 | Взаиморасчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с сотрудниками, работающими (работавшими) по трудовому договору, по выплате авторам гонораров, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. |
3 | Очередность платежа 3, что значит? Реквизит для платежных документов на перечисление (выдачу) денег для расчетов по оплате труда с сотрудниками, оформленными по трудовому договору. Очередность налоговых платежей в 2020 году также определяется реквизитом 3 (для принудительных перечислений) — поручение налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в РФ, а также поручения на оплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. |
4 | Исполнительные документы, предназначенные для удовлетворения других денежных требований. |
5 | Что значит очередность платежа 5 — для прочих перечислений в порядке календарной очереди. |
Таким образом, очередность платежа по заработной плате 2018 устанавливается как реквизит 3.
Очередность списания денежных средств со счета
Очередность списания денежных средств со счета установлена ст. 855 ГК РФ.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередьосуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередьпроизводится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетовпо оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередьпроизводится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередьпроизводится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередьпроизводится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Он касается наличия четвертой очереди в ст. 855. Юристы зачастую расходятся во мнениях о ее существовании. Отсутствие единой позиции по этому вопросу влечет, в свою очередь, противоречия при определении количества групп в последовательности. В одном случае их 6, в другом — 5. Четвертая группа, предусмотренная нормой 855 ГК РФ, сохраняется в некотором усеченном виде. Здесь следует обратиться к ст. 5 ФЗ № 308. Согласно норме, отчисления в бюджет и внебюджетные госфонды отнесены к третьей группе. Однако положения абз. 5 п. 2 рассматриваемой статьи 855 ГК РФ позволяют сделать вывод, что в результате «вычитания», указанного выше, остается категория, не включенная в структуру последовательности. Ею являются Они переходят в 4-ю группу. 5 и 6 очереди определяются в пункте 2 без дополнений и корректировок.
На практике отмечаются различия при определении последовательности снятия задолженностей по требованиям ФНС в зависимости от выбранного инспекцией порядка исполнения принятого решения. В случаях, когда оно реализуется посредством направления в банк поручения налоговой структуры, суммы со счета плательщика списываются непосредственно в бюджет РФ. Эти операции относятся к третьей группе в последовательности. Если решение исполняется с привлечением пристава, суммы списываются на счет ФССП, а затем переводятся в бюджет. В этом случае возникает проблема с определением группы в последовательности снятия. В соответствии с неформальным подходом, принимается во внимание, что сумма, списанная на счет ФССП, в конечном итоге подлежит зачислению в бюджет. Из этого можно сделать следующий вывод. Взыскиваемые платежи выступают как отчисления в бюджет, независимо от того, что их перечисление производится в него не напрямую. Для правильного применения нормы необходимо использовать формальный признак — вид счета, на который подлежит списать средства. Р/с ФССП не входит в структуру фондов, на которых учитываются суммы бюджетной системы. В этой связи взыскание штрафов и недоимок производится в пятую очередь.
Комментарии к статье 854 ГК РФ
1. По общему правилу средства со счета могут быть списаны только по соответствующему распоряжению клиента.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит исключение из правила п. 1, когда списание средств со счета владельца допускается без его согласия. При толковании п. 2 следует помнить, что термин ГК РФ «списание средств без распоряжения клиента» в банковском законодательстве зачастую не применяется и адекватно заменен двумя другими выражениями: 1) бесспорное или 2) безакцептное списание средств. Значение указанных терминов практически одинаково, исходя из анализа гл. 11 и 12 ч. I Положения о безналичных расчетах. Однако все же можно выделить следующие различия.
Во-первых, они различаются видом расчетного документа. Безакцептное списание средств оформляется на бланке платежного требования, а бесспорное — на бланке инкассового поручения.
Во-вторых, законодательством установлены многочисленные случаи обязательного применения только инкассовых поручений, т.е. бесспорного списания средств, а не безакцептного. С другой стороны, имеются противоположные ситуации, когда закон императивно обязывает инициатора платежа применить платежное требование, оплачиваемое в безакцептном порядке, а не инкассовое поручение. Классифицировать указанные случаи и подобрать какое-либо общее правило невозможно.
3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи списание денежных средств со счета клиента банка может осуществляться без его согласия: 1) по решению суда; 2) в случаях, установленных законом; 3) в случаях, установленных договором между владельцем счета и его контрагентом, если такая возможность предусмотрена договором банковского счета.
Рассмотрим все указанные случаи.
4. Списание средств на основании исполнительных документов, выданных судами и иными органами в соответствии с законодательством.
Исполнение банками исполнительных документов судов и иных органов осуществляется в порядке бесспорного списания средств со счета должника. Однако порядок оформления поручений банку на принудительное списание средств со счета должника и его исполнение различается в зависимости от того, кем является взыскатель: физическим или юридическим лицом.
Если взыскатель — физическое лицо, которое желает получить причитающийся ему рублевый долг со счета должника путем обращения в банк должника (п. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве), то указанный случай регулируется Положением ЦБР от 01.04.2003 N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (Вестник Банка России, 2003, N 24).
В этом случае взыскатель или его представитель должен представить в банк подлинник исполнительного документа и заявление-поручение, в котором банку предоставляется право составления от имени взыскателя инкассового поручения на списание денежных средств со счета должника и их перечисление на счет, указанный взыскателем или его представителем. На основании заявления-поручения банк составляет инкассовое поручение в нужном количестве экземпляров. Списание денежных средств со счета должника на основании такого инкассового поручения осуществляется в соответствии с общими правилами ЦБР, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов.
Если взыскатель — юридическое лицо, то порядок исполнения исполнительного листа суда или иного органа неясен. Он вызывает многочисленные споры на практике из-за коллизионности законодательства и разных подходов при его толковании.
Согласно п. п. 8.3 и 12.1 ч. I Положения о безналичных расчетах списание денежных средств со счета плательщика в бесспорном порядке производится на основании инкассового поручения взыскателя — юридического лица, представленного в банк должника через свой обслуживающий банк. Пунктом 12.2 ч. I указанного Положения установлено, что инкассовые поручения применяются для взыскания денежных средств по исполнительным документам. Таким образом, из смысла гл. 12 ч. I Положения вытекает, что банки не могут осуществлять расчетные операции по взысканию задолженности своих клиентов без представления взыскателем в банк инкассового поручения с приложенным к нему исполнительным документом.
Однако в соответствии со ст. 6 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе самостоятельно без обращения к судебному приставу-исполнителю направить в банк или иную кредитную организацию исполнительный документ о взыскании задолженности, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, в 3-дневный срок со дня получения исполнительного документа обязан исполнить содержащиеся в нем требования о взыскании денежных средств.
В связи с процитированными нормами на практике существует спор о том: 1) должен ли взыскатель оформлять инкассовое поручение либо он вправе ограничиться представлением в банк одного исполнительного документа; 2) в какой банк должен быть представлен исполнительный документ — в банк должника или в свой собственный.
Некоторыми специалистами был сделан вывод о том, что правило п. 12.1 ч. I Положения о безналичных расчетах об оформлении инкассового поручения при инкассировании исполнительных документов противоречит ст. 6 Закона об исполнительном производстве. По их мнению, взыскатель не обязан представлять в банк какие-либо иные документы, кроме исполнительного листа, поскольку такой нормы нет в Законе об исполнительном производстве. Поэтому любая норма, возлагающая на взыскателя указанную обязанность, незаконна. Таким образом, правило о представлении в банк исполнительного листа вместе с инкассовым поручением было квалифицировано как необоснованное ограничение прав взыскателя. Кроме того, из редакции ст. 6 Закона об исполнительном производстве следует, что взыскатель вправе обратиться непосредственно в банк должника, а не в свой обслуживающий банк, что противоречит п. 8.3 ч. I Положения о безналичных расчетах. Такая точка зрения была отражена, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2002 N 10103/01. Применительно к ранее действовавшим Правилам Госбанка СССР N 2, содержавшим аналогичную норму, она была обоснована в решении ВС РФ от 21.05.99 N ГК РФПИ 99-364.
Имеется и противоположная правовая позиция по обозначенному вопросу. Любая расчетная операция, включая инкассирование исполнительного документа, является сделкой. Следовательно, волеизъявление взыскателя должно быть выражено в простой письменной форме в полном соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ. Отрицая необходимость оформления инкассового поручения, сторонники критикуемой точки зрения фактически отказываются от применения стандартизированного формуляра расчетной операции, но не могут отменить обязательность письменной формы в рассматриваемом случае. Положение о безналичных расчетах не может противоречить ст. 6 Закона об исполнительном производстве, поскольку у них разная сфера действия. Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов службами судебных приставов. Положение о безналичных расчетах определяет только порядок безналичных расчетов.
Порядок ареста расчетного счета
ФССП (Служба Судебных приставов) представляет собой организацию, которая обеспечивает исполнение решения суда в принудительном порядке. Арест представляет собой изъятие со счета организации той суммы денежных средств, которая установлена судебным решением. Если на счете нужной суммы не хватает, действие будет направлено на ту сумму, которая находится на расчетном счете организации. Но санкции будут применяться вплоть до полного погашения суммы, указанной в исполнительном документе.
Арест счета проводится на основании таких документов:
- Исполнительный лист;
- Судебный приказ, либо акт;
- Постановление судебного приказа.
Помимо основного долга, сумма, подлежащая аресту включает в себя исполнительный сбор, а также расходы, необходимые для совершения действий по аресту органами ФССП. При невозможности установить реквизиты счета организации-должника, приставы оформляют постановление об их розыске.
После того, как банк получил постановление от приставов, он должен приостановить все операции по расходам средств с расчетного счета должника, обеспечив тем самым возможность для накопления поступающих денежных средств. Делается это в том случае, если средств на счете для исполнения обязательства недостаточно.
После ареста суммы банковскими сотрудниками, они направляют соответствующее уведомление судебным приставам о том, что заблокирована определенная сумма денег. Отправляется такое уведомление в минимально возможные сроки.
С 2012 года законодательством предусмотрен запрет для банковских сотрудников на предупреждение должников о предстоящем аресте.