Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могу ли я работать логопедом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Особенности профессии
Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога. Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида.
Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.
Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.
Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.
В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.
Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.
Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:
- исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
- разработка индивидуальной программы обучения;
- развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
- развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
- устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
- консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.
Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:
- быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
- находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
- обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
- работать с детьми разных возрастов.
С кем и где работают дефектологи?
Эта профессия включает в себя несколько направлений:
- Сурдопедагоги работают со слабослышащими, глухими и глухонемыми детьми. Они помогают развить остаточный слух, используют дактильный и жестовый язык при обучении устной речи. Также эти специалисты работают с пациентами на этапе восстановления после кохлеарной имплантации (установки медицинского прибора, который помогает компенсировать потерю слуха).
- Тифлопедагоги помогают слабовидящим детям научиться пользоваться остаточным зрением, а слепым — опираться на другие органы чувств. Специалисты обучают пациентов чтению по Брайлю, определению форм и цветов объектов и пр. Главные задачи тифлопедагога — привить ребенку навыки самообслуживания и научить его основам безопасной жизни в социуме (в частности, перемещению по городу).
- Олигофренопедагоги работают с детьми с задержками в психическом развитии, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и пр. Также они помогают детям, у которых нет отклонений в развитии интеллекта, но есть трудности в освоении школьной программы или другие проблемы — слабая память, моторная неловкость, неспособность удерживать внимание и пр.
- Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть сложности с речевым развитием. Это может быть как неспособность выговаривать некоторые звуки, так и тяжелая форма заикания и даже полное отсутствие речи. Часто логопеды работают вместе со специалистами других направлений дефектологии. Дело в том, что нарушения речи встречаются у многих детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, задержками в развитии интеллекта и пр.
В чем преимущества логопеда-психолога перед обычным логопедом
Ребенок, особенно имеющий речевые, психологические проблемы, требует особого подхода и отношения. Логопед, который обладает знаниями в своей сфере, не всегда может исправить нарушения психологического характера, которые стали причиной или следствием задержки речевого развития.
Логопед-психолог, имеющий больший массив знаний, занимается не только коррекцией патологий речи. Но и работой с речевой культурой, психологическими особенностями пациентов. Он помогает ребенку избавиться от страхов, фобий, комплексов, нормализовать психоэмоциональное состояние.
Логопед работает с ребенком как индивидуально, так и в группе. Но групповое лечение не позволит малышу раскрыться и довериться специалисту, особенно в случае наличия у пациента психологических проблем.
Логопед-психолог всегда составляет индивидуальную программу работы с каждым ребенком и его близкими. Учитываются многие факторы – характер и глубина проблем, возрастная категория, особенности психики и ее нарушений. Это позволяет добиться быстрых и значительных результатов.
— Зададим вопросы родителей, их мы собрали много. «Какие занятия и в каком возрасте важны детям?»
— На первом году важно заниматься двигательным развитием ребенка, но при этом все время с ним общаясь. Мы с рождения начинаем потихонечку включать радио, разговаривать с ребенком на разные темы, что-то ему рассказывать, но при этом адаптированным словарем, несложно, короткими фразами.
От года до трех лет мы обращаем внимание на развитие речи, память, моторику, внимание. И делаем это в игре. Это эпоха нашего с ребенком общения, взаимодействия.
В дошкольном возрасте активно развивается игра. И мы через нее начинаем развивать познавательные функции. В быту мы тоже постоянно с ребенком в контакте, даем ему разные поручения. Мы создаем различные коммуникативные ситуации, в которых о чем-то ребенка просим или ребенок нас просит.
Вот тоже, кстати, недавний случай: к нам пришла мама малыша, который в свои 3 года не говорит. На протяжении диагностики мама и двум специалистам практически не дала открыть рот. Понятно, что у ребенка не только из-за этого нет речи, но это тоже негативный фактор.
Мама сама спросила, сама ответила. У ребенка нет задачи вступать в контакт.
Очень важно в раннем возрасте ориентироваться на ребенка. Он может не уметь говорить, но он кивнет или посмотрит как-то, подаст сигнал. Важно, чтобы даже на таком уровне коммуникация происходила.
Мы обязательно играем в игрушки. Мы можем катать машинки с ребенком и одновременно ползать, развивая моторику. Можем произносить звуки — «и-у-и-у-и-у, машинка поехала». Мы можем придумывать ситуации, что машинке надо покушать и она едет на заправку. Это все будет развивать и речь, и мышление, и память ребенка. В таком взаимодействии и в игре у нас ненасильственно развиваются разные психические процессы.
Какие требования предъявляют к педагогу-психологу?
Вы можете работать педагогом-психологом, если имеете следующее образование:
- высшее или среднее профессиональное по направлению подготовки «Педагогика и психология»;
- любое высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология».
Вам подходит обучение на педагога-психолога и дальнейшая работа по специальности, если вы обладаете следующими личностными характеристиками:
- чувство ответственности и долга;
- самоорганизованность;
- доброжелательность;
- любовь к детям;
- гуманность;
- тактичность;
- уравновешенность;
- наблюдательность;
- решительность;
- эмпатия.
Плюсы и минусы работы педагогом-психологом
Плюсы работы педагогом-психологом:
- широкий выбор направлений и мест для работы;
- можно реализовать творческий потенциал;
- профессиональные знания и навыки можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- можно проводить частные онлайн-консультации и за счет этого увеличить доход.
- зачастую можно найти работу без опыта, сразу после получения диплома;
- широкий спектр задач для получения опыта.
Минусы работы педагогом-психологом:
- большая ответственность;
- высокий уровень стресса;
- низкий уровень зарплат в начале карьеры;
- высокий риск профессионального выгорания;
- большой спектр задач и их сложность.
Чем занимается логопед
Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.
Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.
Чем занимается логопед
Основное направление деятельности логопедов в детских садах, школах и других образовательных учреждениях – своевременное диагностирование и борьба с различными проблемами речевого комплекса, которые являются приобретенными или врожденными.
Задачи специалиста
- Определение типа дефекта речи у ребенка.
- Изучение проблемы, поиск причины появления нарушения.
- Подбор и применение лечебных методик и тренировок, которые помогут конкретному пациенту.
- Коррекционные и обучающие занятия.
- Наблюдение за пациентом после окончания занятий.
- Назначение профилактических методик и упражнений для предотвращения появления и развития дефекта речи.
Независимо от того, имеет ли логопед медицинское образование, он активно сотрудничает с отоларингологами, психиатрами, психологами, офтальмологами, терапевтами и другими специалистами, которые помогут справиться с нарушениями, вызванными различными заболеваниями.
Распространенные проблемы и заболевания
Существует несколько распространенных заболеваний, с которыми может справиться логопед вместе с другими специалистами.
Дисграфия
Заболевание сказывается на письменной речи, вызывая затруднения с написанием отдельных слов или целых предложений. При этом навыки чтения и устной речи, а также слух не имеют никаких нарушений. Проявление дисграфии заключается в постоянных грамматических ошибках, которые непроизвольно возникают во время письма.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с повторением правильной формы букв, порядком слогов и даже слов. Если нарушения возникают практически в каждом слоге, что вызывает большие сложности у ребенка во время изучения письма, такое заболевание называется аграфией.
Дислексия
Суть заболевания заключается в нарушении восприятия речи во время чтения. Иными словами, человек испытывает трудности во время воспроизведения написанного текста. Без своевременной диагностики и лечения дислексия может перерасти в алексию, когда ребенок физически не может овладеть навыками чтения.
Причиной отклонения являются нарушения в работе задней доли головного мозга, что проявляется в снижении активности определенных нервных участков, которые отвечают за работу с письменной речью.
Афазия
Патология возникает после физической или психологической травмы, а также перенесенной инфекции, которая поразила речевой центр головного мозга. Нередко афазия также проявляется после инсульта или при онкологии. Проблема возникает только у людей, которые уже начали формировать свою речь (старше 3-х лет).
Алалия
Патология речевого центра нарушает формирование, восприятие и повторение речи. Даже если ребенок будет постоянно слышать звуки и речь, он не сможет их воспроизвести. Основные причины: травма головы, врожденные аномалии развития, последствия перенесенных инфекционных заболеваний.
При этом, у пациента с алалией могут наблюдаться высокие умственные способности, которые не зависят от данной патологии. Память, навыки, таланты, интеллект остаются такими же, как и у обычных людей. В легких случаях восстановить речевой центр можно за 2-4 года, в тяжелых случаях первые результаты могут появиться только тогда, когда ребенку исполнится 10 лет. Нередко алалия является признаком аутизма, задержки речевого развития, олигофрении, поэтому нужно своевременно обратиться к специалисту.
Заикание
Заболевание может выражаться в двух формах: паузы перед определенными звуками или их повторение одного и того же звука несколько раз. Пораженная нервная система вызывает перевозбуждение мышц речевого аппарата, что и является причиной проблем с воспроизведением речи. Причиной заикания может быть психологическая травма, стресс, инфекционные заболевания, травмы челюсти и лицевых мышц, инсульт, инфаркт и т.д.
Дизартрия
Патология связана с нарушением развития губ, мягкого неба и языка, которые принимают непосредственное участие в формировании звуков. Пациент часто обладает неправильным произношением, при этом нет никаких нарушений речевого центра головного мозга или слуха. Даже обычная речь становится невнятной и смазанной, постепенно больной утрачивает способность понятно выражаться.
Ринолалия
В результате патологии или приобретенного поражения верхних дыхательных путей появляется гнусавость, которая приводит к изменению тембра голоса и звукообразования. Если обычно воздух только проходит через носовые ходы и «превращается» в звуки уже в ротовой полости, то ринолалия приводит к обратному эффекту, что и изменяет итоговые характеристики речи. Помимо гнусавости, заболевание характеризуется неразборчивой, монотонной речью без эмоционального окраса.
Дислалия
Патологии речи возникают без поражения нервной системы или речевого центра. Обычно, пациент не может произносить один конкретный звук или несколько похожих между собой по этимологии. Одной из причин дислалии являются приобретенные или врожденные дефекты органов, которые имеют непосредственное влияние на формирование звуков.
Что касается функциональной дислалии, она возникает преимущественно у детей и связана с неправильным восприятием речи взрослых из-за отсутствия общения и воспитания, а также в том случае, если в семье общаются на нескольких языках. Проблема также наблюдается при наличии дефектов речи у одного из родителей (ребенок начинает изучать слова вместе с неправильным произношением), поэтому эксперт занимается, как с детьми, так и со взрослыми.
Тахилалия
В отличие от заикания, патология проявляется в виде ускоренной речи. При этом больной разговаривает слишком торопливо и с напором, из-за чего теряется четкость отдельных слов и предложений в целом. Нередко пациенту приходится несколько раз повторять сказанное, так как были пропущены некоторые звуки.
Основная причина проблемы – постоянное или временное поражение отдельных участков мозга, которые отвечают за речь. Зачастую тахилалия носит временный характер и возникает как реакция на стрессовую ситуацию, при знакомстве с новыми людьми, публичном выступлении и т.д.
Брадилалия
Пациент с брадилалией обладает замедленной речью. Причины такие же, как при тахилалии, но речь человека становится слишком тянущейся, что также приводит к искажению некоторых звуков. Больному трудно переходить с одного слога на другой, а речь требует усиленного сокращения мышц лица.
На фоне поражения головного мозга может возникать брадифазия, которая также характеризуется нарушением мыслительных процессов и появлением других отклонений, связанных с памятью, чтением, обучаемостью и прочими категориями. При этом, речевой аппарат не поражается.
Дисфония
Проблема связана с патологией, травмой или другим поражением голосового аппарата. Болезнь изменяет характеристики голоса, из-за чего нарушается произношение отдельных звуков или целых слов. У пациента может возникать дисфония, которая связана с резким изменением тембра голоса, а также афония – человек может нормально говорить только шепотом. Дисфония является проблемой детей в любом возрасте, реже возникает у подростков.
Какие методики используются
Специалист использует совершенно разные, но эффективные методики, которые подбираются в зависимости от заболевания, возраста ребенка, наличия определенных патологий и заболеваний, психологического состояния и прочих факторов. В том случае, если нарушение функциональности речевого центра возникло по причине заболевания или травмы, посещение логопеда совмещается с лечением у специалистов другого профиля.
Ассоциации и моделирование
Метод применяется логопедом для развития устной речи и логического восприятия. Для этого используются карточки, образы, ролики с разными предметами и ситуациями, которые нужно описать. При этом, ребенок должен использовать только собственную речь, а не полагаться на родителей или других взрослых. Материал подбирается в зависимости от интересов ребенка, чтобы его заинтересовать.
Помимо развития речи, пациент изучает правильность звучания каждого звука и слова. Данное упражнение можно продолжить и в домашних условиях для стимуляции разговорной деятельности.
Пение
Несмотря на наличие инструкций, в чем заключается работа учителя-логопеда, многие используют более широкие и современные методики. К примеру, доказано, что во время пения пропадают проблемы с произношением, заикание и другие речевые дефекты. Громкое пение позволит не только отточить произношение каждого из звуков, но и определить, есть ли физиологические проблемы, или все-таки корень кроется в психологическом состоянии ребенка.
Игровая форма занятий
Позволяет развить устную и письменную речь ребенка с использованием игровых методов, которые обязательно привлекут его внимание. Обычно, для этого используются различные кубики, лото, настольные игры, подвижные упражнения, тренировки с цветными предметами и прочее, а также различные книжки с яркими картинками.
Игровая подача позволяет малышу легче воспринимать то, что от него требуется, и такой подход логопедов в разы ускоряет изучение произношения того или иного звука, слога, слова. При этом нет совершенно никакой психологической нагрузки или давления, препятствующего выздоровлению.
Задания на творчество
К данной категории относится близкое воспроизведение тех или иных звуков, повторение скороговорок, загадок, песенок, конкретных слов и предложений, а также другие упражнения с подражательным характером. Данная методика позволяет пациенту выучить, как правильно должен звучать тот или иной звук.
Речевые тренировки
Суть методики состоит в многократном повторении пациентов определенных звуков, слогов и слов, с которыми возникают проблемы. Регулярное произношение позволяет закрепить основные правила и справиться с речевыми дефектами. Особенно речевые тренировки способствуют решению проблем с артикуляцией, которые возникают из-за нарушения функциональности лицевых мышц.
Гимнастика для пальцев
Применяется при нарушениях письменной речи у детей. Помогает логопеду справиться с недостаточно развитой моторикой пальцев ребенка. Упражнения построены на укреплении рук, уверенном держании в руках ручки или карандаша, улучшении качества письма. Методика применяется как для детей, так и для взрослых, которые перенесли определенные заболевания.
Занятия с артикуляцией
Мышцы губ, языка, щек играют непосредственную роль в формировании речи ребенка и воспроизведении различных звуков и слов. Чтобы улучшить качество произношения, необходимо постоянно работать с артикуляцией, выполнять ряд упражнений, направленных на укрепление данных групп мышц.
Исправление эмоционального окраса
Из-за отсутствия педагогического воспитания и общения со сверстниками некоторые дети не могут придать речи эмоционального окраса, что делает ее невыразительной, тихой и чрезмерно ровной. Чтобы справиться с этим, педагог вместе с пациентом воспроизводит различные стишки, сказки, прочие произведения, занимаются чтением по ролям с приданием голосу правильной интонации.
Работа с дыханием
Иногда дефекты речи возникают из-за неправильного дыхания и прохождении большей части воздуха через носовые пути, что приводит к снижению качеств речи и появлению дефектов. Специалист помогает нормализовать данный процесс и улучшить голосовую функцию, сформировать спокойную, плавную и четкую речь, а также проработать произношение проблемных звуков.
Логопедический массаж
Позволяет устранить речевые дефекты, которые вызваны поражениями, травмами, патологиями, потерей тонуса языка, лицевых мышц, челюсти. Массаж возвращает голосообразующие функции, восстанавливает работу речевого аппарата. Специалист выполняет расслабляющий и стимулирующий массаж с применением различных техник, подобранных для конкретной ситуации.
Правильно подобранные упражнения помогают восстановить работу артикуляционных мышц лица, сделать речь более чистой и четкой, справиться с повышенным слюноотделением, вернуть прежние речевые функции после перенесенных травм или заболеваний.
Диагностика нарушений речи
Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.
Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.
Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.
Невролог может назначить дополнительные обследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
- МРТ или КТ головного мозга.
Почему может потребоваться помощь ЦПМПК
Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.
Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.
Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.
Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки?
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.
Отвечая на этот вопрос, обратимся к нормативно-правовым документам. В п. 2, ч. 4, чт.12 Федерального закона об образовании говорится, что курсы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам. Чтобы учесть требования, предъявленные к квалификации учителя-логопеда, необходимо обучаться по образовательным программам высшего образования.
Таким образом мы можем сделать вывод, что наличие курсов профессиональной переподготовки (даже при наличии высшего образования по другой специальности) по профилю «Учитель-логопед» не даёт право работать учителем-логопедом в образовательной организации.