Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы и виды государственной собственности на землю в РФ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.
Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.
Перечислим особенности сервитутов:
- возможность получения владельцем платы за использование его участка;
- внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
- сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
- отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.
Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:
- Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.
- По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.
Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:
- использование земель только по целевому назначению;
- ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
- сохранение окружающей экологии;
- соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.
Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.
Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:
- лесные и водные территории;
- места складирования отходов;
- места добычи природных ископаемых;
- заповедники;
- особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.
Согласно Конституции РФ, а именно статье 35 каждый человек обладает правами частной собственности (ЧС) – это выражено в таких способностях как: владение, пользование и распоряжение. Но таковыми правами человек может пользоваться не только один, но и совместно с группой лиц. То есть, государство наделило правом ЧС физ. и юр. лиц.
Данная мысль более чётко прослеживается в ст. 36 КРФ, в которой говорится о том, что объединения граждан и каждый по отдельности имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться землёй. Однако законодательство не только наделяет людей правами, но и ограничивает их.
Свобода прав заканчивается там, где начинается свобода другого гражданина, то есть владельцы земли не должны нарушать чьи-либо права и законные интересы. Также законодательство регламентирует, что никто не имеет права вредить окружающей среде.
На этом раздел себя не исчерпывает, и частная собственность также подразделяется на общую и индивидуальную.
Муниципальная собственность на землю
[reklama]
Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениями, а также другим муниципальным образованиям.
Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ЗК и федеральными законами.
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
- Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- Которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Право собственности на земельный участок
Бесплатная консультация адвоката по земельным спорам Цены на услуги адвоката по земельным спорам
Все земли, распределяющиеся между гражданами РФ, должны быть зарегистрированы.
В результате собственнику нужно оформить необходимые документы на права пользования на земельный участок. В статье будет рассказано о том, какие виды собственности бывают, как они классифицируются.
Также в статье можно найти информацию о том, как появляется и может быть прекращено право собственности на землю.
Оно включает в себя право собственности на землю, когда собственник может осуществлять любые действия по его личному усмотрению, которые не должны противоречить актам, действующим в России. Также пользование участком со стороны владельца не должно противоречить и нарушать права других граждан и не причинять вред экологии.
Право собственности граждан и юридических лиц на земельный участок есть право пользовать, владеть и распоряжаться им с имеющимися на нем обременениями и соблюдением условий, установленных законом и договором, по которому он получен.
Право собственности относится к группе вещных прав.
Право владения земельным участком есть основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком. Владение землей осуществляет путем перенесения в натуру проектов землеустройства с закреплением границ земельного участка на местности (в натуре). В натуре (на местности) право владения объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений.
Владеть участком может и несобственник, но только в соответствии с законом.
Право пользования земельным участком — это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования в иных целях для удовлетворения потребностей общества.
Государственная собственность на землю.
Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных[9].
Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.
Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
— право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Субъекты и объекты собственности
Субъекты права собственности на землю – собственники конкретных земельных участков, наделенные земельными правами и несущие обязанности в соответствии с земельным законодательством. |
Объект права собственности на землю – в общем, участок земли как пространственный базис в определенных границах фиксированной площади и местоположения. |
Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти; города, районы, населенные пункты в лице органов местного самоуправления. |
Весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мониторинг и др.). |
Граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. |
Земля в пределах территориально-административной единицы (предоставление, изъятие земель, зонирование, планировка и др). |
Юридические лица – коммерческие и другие организации, в том числе иностранные, не могут быть субъектами земельных правоотношений филиалы и представительства предприятий. |
Отдельный земельный участок (в части использования). |
В отличие от субъектов, объекты собственности на землю являются пассивной стороной отношений собственности (системы отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения земельных участков). |
Государственная собственность на землю
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Собственность на землю субъектов Российской Федерации
В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Государственная собственность на землю
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
-
- федеральной собственности;
- собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):
-
- земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):
-
- нормы федеральных законов;
- процедура разграничения государственной собственности на землю;
- гражданско-правовые основания;
- безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.
Как образовываются земельные участки?
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а так же из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Важно отметить, что земельные участки(исходные), из которых образуются новые земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на вновь образуемые земельные участки в порядке, установленном Федеральным законодательством.
Пример, вы владеете на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 23:43:0000000:1 категории земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства площадью 3000 квадратным метров(30 соток). Разделив (размежевав) данный земельный участок на 2(два) по 15 соток каждый, вновь образованным участкам будут присвоены новые кадастровые номера, в то время как кадастровый номер исходного земельного участка будет погашен.
В вышеуказанном примере мы увидели пример раздела земельного участка, при котором образовались несколько новых земельных участков, а земельный участок, из которого они образовались, прекратил свое существование. При этом право собственности на исходный земельный участок погашено, но одновременно возникло право собственности на вновь образование земельные участки.
Такой принцип будет сохраняться независимо от количества вновь образуемых земельных участков, будь их 2(два) или 200 (двести) и так же не важно, сколько было собственников у исходного участка, право так же перейдет на вновь образованные участки, если конечно иное не установлено соглашением между такими участниками.
В завершение статьи скажу, что тема земельного вопроса была, есть и остается очень актуальной в России. В разной степени, большинства людей этот вопрос касался, будь то дачный участок 4 сотки или же Федеральная земля под вашим предприятием площадью несколько гектар. И при возникновении споров с соседями или же своим арендатором в виде Администрации или Росимущества, часто тонкости и лазейки вам подскажет только человек, имеющий немалый практический опыт.
Узконаправленные специалисты земельного права компании «Де-Факто», имеют огромный практический опыт в вопросах земельно-правового характера и готовы изучить, разработать алгоритм действий и решить возникшие вопросы доверителей. При этом сохраняя 100% конфиденциальности.
Автор статьи: Директор, начальник отдела «Земельно-имущественных отношений» Чехов Виталий Юрьевич.
Современные формы пользования землей
По прямому назначению:
- построить дом или иные здания (сооружения), в зависимости от разрешенного использования и регламента развития застройки населенного пункта в перспективе, с соблюдением природоохранных, санитарных норм и противопожарной безопасности;
- добывать воду в подземных (скважины) или поверхностных источниках (пруды), расположенных на участке;
- благоустраивать, орошать или осушать территорию;
- выращивать фрукты и овощи, домашних животных, разводить на участке пчел для нужд семьи.
Иное:
- передавать земли во временное пользование за плату, в качестве предмета аренды;
- предоставлять землю в постоянное (бессрочное), срочное безвозмездное пользование или пожизненное владение, с возможностью наследования.
Формы земельной собственности
До начала 1990 г. в Советском Союзе существовала исключительная государственная собственность на землю. В настоящее время Конституция РФ закрепляет многообразие форм собственности, в том числе и на землю.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.
Государственная собственность на землю делится на два вида: федеральную собственность (Российская Федерация в целом) и собственность субъектов РФ (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономий).
Муниципальная собственность на землю — это собственность муниципальных образований в пределах их черты (административно-территориальных границ), но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В состав муниципальных образований могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др. Это новая самостоятельная форма собственности. Она не рассматривается в качестве разновидности государственной, но в то же время согласно закону она не относится к видам частной собственности.
Частная собственность на землю может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности на землю.
Факт возникновения законных прав на собственность должен иметь документальное подтверждение. Документы на землю, которые хранятся в семейных архивах — срока давности не имеют, государство гарантирует их актуальность. Правомерность документов в юридических сделках подтверждает регистрация в РосРеестре.
Право собственника на землю находит отражение в первичных документах, согласно которым земля перешла в собственность гражданина:
- акты о выделении земли уполномоченными органами;
- договора покупки, дарения, обмена;
- свидетельство о получении наследства;
- судебные решения в пользу собственника;
- приватизация земли под существующим строением, которое принадлежит собственнику участка.
При регистрации прав на недвижимое имущество оформляют правоудостоверяющие документы, к которым относятся:
- свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН;
- свидетельство о пожизненном владении землей;
- свидетельство о праве бессрочного владения землей;
- государственный акт на право пользования или на право собственности.
Сведения, которые указаны в правоудостоверяющих документах, должны совпадать и подтверждать данные первоисточника. Документы, устанавливающие право на имущество, выданные до введения Земельного Кодекса России, обладают бессрочными полномочиями. Правоустанавливающие документы необходимо корректировать и обновлять каждые 5 лет, согласно регламенту.