Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопросы связанные с коррупцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращаем штат: типичные ошибки работодателей
Сокращение численности работников – один из эффективных способов уменьшить расходы или снизить темпы производственной деятельности, если продукт организации перестал приносить достаточную прибыль. В статье мы расскажем, как избежать ошибок при сокращении штата работников.
Если работодатель решил сократить численность работников, ему необходимо учесть все нюансы этого сложного процесса. Допущенные ошибки не снижают, а, напротив, значительно увеличивают расходы на персонал.
Например, суд может восстановить работника на работе и обязать работодателя выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула (ст. 394 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ), а также возместить моральный ущерб (ст. 237 ТК РФ). При этом работодатель обязан оплатить все Судебные расходы (ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Кроме того, если работник обратится за защитой своих прав в инспекцию труда, при неправильном оформлении сокращения работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Рассмотрим типичные ошибки, которые совершают работодатели, оформляя сокращение штата.
Сотрудница отдела кадров приняла сведения о доходах другого служащего, который в прошлом являлся ее мужем
Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.
Узнав об этой ситуации, наниматель объявил сотруднице выговор, который позднее признал законным и суд.
Признавая ситуацию конфликтом интересов, суд исходил из того, что хоть супруги формально и не являются близкими родственниками, у них нередко сохраняются имущественные и личные отношения. В рассматриваемом случае сотрудница и ее бывший муж, у которого она приняла сведение о доходах, продолжали совместно владеть квартирой и воспитывали общую дочь. Эти обстоятельства делают привлеченную к ответственности чиновницу заинтересованной в сокрытии доходов ее бывшего мужа и их совместного ребенка. Таким образом, налицо конфликт интересов.
Часто задаваемые вопросы
Согласно ст.1 ч 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ коррупцией называется:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Что такое «противодействие коррупции»?
Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Особенности увольнения за несоблюдение ограничений
Как уже было отмечено, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Так:
- п. 11 ст. 81 ТК РФ (увольнение по инициативе работодателя) предусмотрено увольнение при представлении работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора, которое корреспондирует с таким ограничением для муниципального служащего, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ);
- п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) установлено увольнение работника за его осуждение к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, названо осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
- в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ ограничением является наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Кроме того, ст. 84 ТК РФ установлено прекращение трудового договора вследствие нарушения предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в частности, вследствие нарушения установленных ТК РФ, другим федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. При таких нарушениях увольнение осуществляется по общему основанию согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ за нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В данной ситуации возникает вполне логичный вопрос: по какой статье следует увольнять муниципального служащего в случае несоблюдения им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ?
Ошибки, допускаемые в документообороте увольнения служащих
При учете трудоустройства служащих и оформлении увольнения учитываются требования ТК РФ и законодательства о муниципальных служащих.
Условие | Неверная позиция | Правильная трактовка |
Ссылка на ному при увольнении | Применяются только основания, описанные в ФЗ № 25-ФЗ | При указании ссылки на норму законодательства используется статья ТК РФ или ФЗ «О муниципальной службе в РФ» |
Выплата среднего заработка при сокращении | Производится сразу при увольнении за 2 месяца | Первая выплата производится авансом, при увольнении, вторая – по истечении 2 месяцев, предоставленных для поиска работы |
Вопрос № 1. Как определяется сумма пособия, предоставляемая ЦЗН работнику после сокращения?
Пособие на основании справки работодателя и при отсутствии трудоустройства выплачивается, начиная с четвертого месяца после увольнения. Сумма исчисляется в процентном соотношении к среднему заработку, при этом выплачиваются 75, 60 и 45% дохода в зависимости от периода нахождения на учете в ЦЗН.
На основе приказа о назначении на должность гражданской службы с гражданином заключается служебный контракт. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу. После подписания служебного контракта один экземпляр вручается гражданскому служащему, второй с отметкой гражданского служащего о получении служебного контракта хранится в его личном деле.
Скажите, пожалуйста, как правильно документально оформить увольнение по собственному желанию, находясь на больничном? Обязательно ли личное присутствие для написания заявления? Или можно, скажем, передать подписанное заявление в отдел кадров?
Образец заявления на увольнение по собственному желанию государственного служащего без отработки
- В статье 37 данного закона говорится о том, как уволить госслужащего, рассматриваются основания для увольнения.
- В статье 39 рассмотрены различия между увольнением служащего и освобождением от занимаемой должности.
- Подача письменного уведомления об уходе на имя работодателя.
- Принятие просьбы работодателем, передача документа сотруднику отдела кадров.
- Составление приказа об увольнении с расчетом компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
- В последний день работы производится выдача увольняющемуся сотруднику трудовой книжки, оформление документов и окончательный расчет, включающий выплаты компенсации за неиспользованные отпуска и другие выплаты, прописанные в договоре найма.
За что могут уволить?
Основания для прекращения служебного контракта и для освобождения от должности в госучреждении указаны в ст. 33 №79-ФЗ, и во многом они перекликаются с Трудовым Кодексом РФ. Так, согласно этой статье, служебный контракт может быть прекращен по причине:
- Заключенного соглашения между всеми сторонами контракта;
- Истечения срока действия контракта, если он являлся срочным;
- Волеизъявления служащего и его инициативы прекратить контракт;
- Перевода служащего в другой государственный орган или на другую должность;
- Отказа от предложенной для замещения должности, от перевода в другую местность или от перевода на другую должность по состоянию здоровья;
- Совершения или допуска нарушений правил текущего контракта, несоблюдения ограничений, запретов, государственной тайны и обязательств;
- Утраты гражданства Российской Федерации.
Как отозвать заявление на увольнение по собственному желанию?
Как написать заявление на увольнение без отработки?
Когда можно уволить госслужащего: основания
По закону государственные гражданские служащие могут быть уволены в следующих случаях (статья 33 Федерального закона 79-ФЗ):
- при достижении служащим и представителем нанимателя соглашения относительно расторжения служебного контракта;
- по инициативе госслужащего;
- по инициативе нанимателя;
- по обстоятельствам, независящим от воли сторон служебных правоотношений;
- в связи с несоблюдением ограничений или нарушением запретов, установленных законодательством для этой категории лиц;
- в связи с окончанием срока действия служебного контракта;
- в случае ликвидации государственного учреждения;
- при сокращении численного или штата госслужащих;
- по другим основаниям, перечисленным в Законе №79-ФЗ.
Порядок проведения процедуры
Порядок увольнения государственного гражданского служащего будет следующим:
- Госслужащий предоставляет заявление с просьбой о расторжении служебного контракта.
- Сотрудник кадрового подразделения на основании полученного заявления готовит приказ о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении со службы.
- Госслужащему выдается обходной лист, который необходимо заполнить до момента увольнения.
- В трудовую книжку увольняющегося лица вносится соответствующая запись.
- В день увольнения госслужащий знакомится с приказом о прекращении с ним служебных правоотношений.
- В последний день работы сотрудник должен сдать подписанный обходной лист, и получить памятку о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих.
- В этот же день ему выдается трудовая книжка с записью об увольнении.
- В последний день работы представитель нанимателя производит с увольняемым окончательный расчет.
Верховный суд России разъяснил, за что нельзя наказывать чиновников
Статьи 20 Января 2015 г.
В обзоре судебной практики рассматриваются вопросы привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности, в т.ч. по увольнению в связи с утратой доверия
Верховный суд сделал обзор судебной практики споров, связанных с привлечением госслужащих к дисциплинарной ответственности, при этом в обзор включены преступления с точки зрения нарушения Федерального Закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Государственного или муниципального чиновника, нарушившего служебную дисциплину, а это выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе привлечь к дисциплинарной ответственности, в частности, уволить «в связи с утратой доверия».
Понятие «утрата доверия» рассматривается как утрата уверенности нанимателя в правомерности дельнейшего поведения служащего, что может сказаться на качестве исполнения служебных обязанностей. А лицо, совершившее такое преступление может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Однако «утрату доверия» можно считать весьма субъективным понятием, что позволяет использование данной меры в значительной степени на усмотрение работодателя. Большая часть служащих, получивших подобную запись в трудовой книжке, обращаются в суды с требованиями восстановить их на службе, а также признать незаконными решения комиссий и наложение дисциплинарных взысканий.
Коррупционные правонарушения можно условно разделить на «малозначительные» и «тяжкие». В первом случае в качестве меры наказания применяются замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Во втором случае служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. К числу подобных проступков ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» относит:
- — непринятия лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
- — утаивание сведений о доходах и имуществе, как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- — управление коммерческой организацией (кроме оговоренных законом случаев);
- — Предпринимательская деятельность;
- — вхождение в управляющий или контролирующий орган иностранной некоммерческой организации (если иное не предусмотрено законом).
Обзор судебной практики 2012–2013 годов показал, что основными причинами применения дисциплинарных взысканий к госслужащим и муниципальным чиновникам являются ведение предпринимательской деятельности, возникновение конфликта интересов и непредставление сведений о доходах и имуществе.
Инициаторами увольнений были не только представители нанимателя, но и прокуроры, которые в числе прочего обращались в суд с требованием расторгнуть контракт с провинившимся служащим.
Подчеркнем, что основанием для дисциплинарного наказания является только дисциплинарный проступок, и вынесение обвинительного приговора по уголовному делу не является условием наступления дисциплинарной ответственности.
Уведомление о приеме бывшего госслужащего
Когда работодатель заключает трудовой договор с гражданином, который замещал определенную законодательством должность государственной или муниципальной службы, и с момента увольнения которого с такой службы не прошло более двух лет, этот новый работодатель обязан сообщать о заключении трудового договора бывшему работодателю служащего в соответствующий государственный или муниципальный орган (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ). О том, как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, расскажем в нашей консультации и приведем пример заполнения такого уведомления.
- или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей в месяц;
- или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей, но такой договор (договоры) заключен на срок менее месяца.
Увольнение с муниципальной службы
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила решение районного суда. Однако решение по существу вопроса в данном случае принято не было. Свое определение коллегия основывала на том, что жалоба на действия государственного органа либо должностного лица может быть подана лишь гражданином, права и свободы которого нарушены указанными в жалобе действиями. Но поскольку в этом случае увольнение не состоялось, то получалось, что права и свободы К. тоже никоим образом не были нарушены.
Как быть, если представитель нанимателя сталкивается с ситуацией нарушения, например беременной женщиной, запретов или ограничений, связанных с муниципальной службой? Связан ли он при принятии решения об увольнении с требованиями ст. 261 ТК РФ?
Совместная работа близких родственников ограничена:
- государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» ограничивает совместную работу близких родственников с следующих учреждениях:
- в государственных корпорациях;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
- в публично-правовых компаниях;
- в Фонде социального страхования РФ;
- в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.
Важно знать! Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дает право распространять ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы на отдельные категории работников (ст.ст. 12.2, 12.4). Сферы деятельности и категории работников устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.
Увольнение муниципального служащего
Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:
- глава муниципального образования
- руководитель органов самоуправления местного уровня
- председатель избирательной комиссии муниципалитета
- прочие лица, имеющие соответствующие полномочия
Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:
- согласно нормам Трудового кодекса РФ
- в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований
Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:
- российских граждан
- лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу
В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:
- по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
- по окончании действия договорных отношений
- по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
- по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
- переводу служащего к другому работодателю
- по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
- прочим основаниям, предусмотренным законом