Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режима труда и отдыха водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Напомню, что суммированный учет позволяет составлять графики водителя таким образом, что в пределах одного дня длительность рабочего времени может быть увеличена, но в пределах 1-го месяца все нормы должны быть соблюдены.
Водители, которые не обязаны соблюдать режим труда
Нормативные документы содержат перечень водителей, которые являются исключениями. То есть указанные водители не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. И в данный перечень внесено несколько изменений:
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Рассмотрим все изменения по пунктам:
1. Изменились правила, относящиеся к автомобилям, использующимся при режиме чрезвычайной ситуации (ЧС). Ранее режим труда и отдыха допускалось не соблюдать только автомобилям, задействованным в эвакуации пострадавших. В новой редакции это понятие расширено и теперь в исключения попадают любые автомобили, задействованные в ликвидации последствий ЧС, либо занимающиеся предупреждение СЧ.
2. Из списка исключены водители, работающие в составе вахтовых бригад. До 31 декабря 2020 года такие водители могли не соблюдать режим труда и отдыха, а с 1 января 2021 года для них придется составить графики работы, отвечающие всем требованиям.
3. В перечень исключений добавлены несколько новых групп транспортных средств:
- Служебные легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ранее для этой группы транспортных средств позволялось увеличить продолжительность рабочего дня, а с 1 января 2021 года режим работы водителей вообще не будет контролироваться.
- Автомобили, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования.
- Легковые автомобили ведомственной охраны.
- Автомобили органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
- Военные автомобили.
Особенности увеличения продолжительности рабочего времени до 12 часов
Напомню, что при суммированном учете рабочего времени максимальная продолжительность рабочего времени водителя составляет 10 часов. Однако в некоторых ситуациях время может быть увеличено до 12 часов:
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Во-первых, в данном пункте убрали ограничение на время управления автомобилем в течение рабочего дня, которое ранее составляло 9 часов. Однако это, опять же, не означает, что водитель может все 12 часов провести за рулем. Просто ограничение по времени управления перенесено в пункт 10 нового документа.
Во-вторых, из данного пункта убрали:
- перевозки в пределах предприятия;
- легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Напомню, что водители этих транспортных средств с 1 января 2021 года могут вообще не соблюдать требования режима труда и отдыха (об этом речь шла выше).
В-третьих, в данный пункт добавили:
- водителей, работающих вахтовым методом.
Продление времени управления автомобилем для движения к месту стоянки
Если выделенное графиком время управления автомобилем закончилось, а водитель находится в пути, то законодательство позволяет ему продолжить движение:
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 1, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
Важные нововведения с 1 января 2021 года:
1. Ранее продление времени управления допускалось только на междугородных перевозках, теперь такая возможнсоть есть у всех водителей.
2. Ранее допускалось двигаться к ближайшему месту отдыха, но ограничение по времени прямо не указывалось. С 1 января 2021 года не обязательно ехать именно к ближайшему месту отдыха, можно попробовать добраться и до дома. Однако дополнительное время в пути не должно превышать 2 часа.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.
Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.
Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:
- Первая — до 3 ч;
- Вторая — максиму 9 ч.
По какому графику может работать водитель
Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:
- Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
- Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
- Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.
Разделение рабочего времени на части
Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.
Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:
- трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
- пяти часов для остальных водителей.
При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.
Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Сколько длится рабочая смена
По нормам трудового законодательства в неделю водитель имеет сорок рабочих часов. Однако в документах от Минтранса нет четких инструкций, какого графика должен придерживаться водитель – с одним или двумя выходными в неделю. Работодатель в этом случае сам устанавливает количество рабочих часов в смене, но не более восьми в день.
Когда требуется перевозка грузов между городами, то водитель работает дольше установленной смены. В этом случае отработанное время суммируется и учитывается за один месяц. Такой учет времени можно продлить до трех месяцев, если это будет указано в трудовом договоре.
При вводе суммирования учета рабочего времени водителю устанавливается рабочая смена продолжительностью десять часов. Если есть необходимость окончить рейс или добраться до места отдыха, то смену можно увеличить до двенадцати часов. Кроме этих случаев, двенадцать рабочих часов в смене могут получать водители муниципальных автобусов, бригад скорой помощи, коммунальщиков и служб аварийного спасения, организаций связи (почта), бригад с вахтовым методом работы, руководителей предприятий и другие.
Среди изменений в учете рабочего времени можно отметить то, что все сотрудники, управляющие колесным транспортом, имеют право делить свое рабочее время на две части. Раньше это разрешалось только водителям автобусов, перевозивших пассажиров регулярными рейсами внутри населенных пунктов и в пригороде. Минтранс не дал пояснений относительно того, на сколько частей можно разделить рабочую смену. Принятие решения по этому вопросу осуществляется представителем профсоюза на предприятии.
Важно! Когда смена у водителя длится больше восьми часов, и ее нужно делить на части, то водитель обязан до перерыва отработать пять часов. Все оставшееся время допускается делить на части. Стоит помнить, что перерыв в течение одной смены не может быть больше трех часов для водителей городского и пригородного транспорта, и пяти часов – для всех остальных водителей.
Законодательное регулирование
В настоящий момент вопрос о режиме труда и отдыха за рулём нормируется и контролируется очень жестко. Для того, чтобы контролировать режим работы за рулём, транспортное средство обязательно оснащается тахографом.
Невыполнение данного требования собственниками транспортных средств и руководителями предприятий приводит к начислению штрафов и прочих взысканий. Однако практика показывает, что достоверными и актуальными знаниями того, как именно регулируется время работы и перерывов, владеют далеко не все сотрудники – и, что ещё печальнее, работодатели.
Основной документ, в котором прописаны основные нюансы касательно данного вопроса, утверждён Минтрансом России (Приказ № 15 от 20.08.2004г.). При составлении графиков работы водителей следует учитывать все законодательные моменты.
Водитель должен еще и соответствовать профстандарту. Подробнее об этом в этой статье.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Нормативные акты устанавливают необходимость отдыха для водителей. В частности, это следующие временные отрезки:
- Перерыв на обед. Предоставляется на протяжении рабочего дня. Продолжительность его составляет 30 минут – 2 часа. Если продолжительность смены составляет больше 8 часов, можно утвердить два перерыва на прием еды. Однако общая их продолжительность должна составлять не больше 2 часов.
- Перерыв между сменами. Длительность его определяется длительностью рабочего дня. Перерыв между сменами составляет не меньше 200% от смены. К примеру, смена равна 8 часам. Перерыв в данном случае должен составлять не меньше 16 часов.
- Выходные. Составляют не меньше 42 часов. Если используется суммированный учет времени, количество выходных должно быть не меньше числа полных недель в месяце. К примеру, количество недель составляет 4. В этом случае и минимальное число выходных составляет 4 дня.
Специфические условия труда предполагают дополнительное время для отдыха. К примеру, оно предоставляется при международных рейсах. В этом случае у водителя должен быть перерыв на 15 минут после каждых 4-х часов беспрерывного вождения. И это положение является новшеством 2018-го года. Ранее предоставление таких перерывов было ответственностью работодателя. Сейчас их должны самостоятельно организовывать водители. Формулировка была изменена в Приказе №170.
Смоделируем ситуацию. У водителей транспортного предприятия ежедневная продолжительность работы составляет 8 часов. Правилами внутреннего трудового распорядка определено, что рабочий день у водителей начинается с 8.00 и заканчивается в 17.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00. На предприятии есть водители, которые привозят из дома на работу и увозят обратно с работы домой руководителя. Водитель должен завести автомобиль, прогреть его и отправиться за руководителем, чтобы привезти его к началу рабочего дня. Как учитывать данное время водителя и в каком порядке производить оплату?
Следует знать, что водители транспортных средств могут работать в режимах обычного и гибкого графиков, ненормированного рабочего дня, сменной работы, в иных режимах рабочего времени, предусмотренных Трудовым кодексом.
При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяются по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.) (ст. 102 ТК РФ). То есть фактически при использовании режима гибкого рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), а на работодателя возлагается обязанность по контролю за отработкой работником суммарного количества рабочих часов. Гибкий график подразумевает, что работник работает в пределах общей нормальной продолжительности, но в разных временных интервалах. Увеличение же количества рабочих часов и признание их сверхурочными возможны при обычном, а не при гибком графике.
В описанной ситуации водителю, который заезжает за руководителем, может быть установлен гибкий график, который начинается на час раньше и заканчивается на час позже обычного рабочего дня. Это приводит к переработке нормального количества часов рабочей смены. Если исходить из того, что в месяц в среднем 20 рабочих дней, то в случае увеличения рабочего времени на 2 часа в день работник будет нарабатывать 40 часов (20 x 2), что выливается в дополнительную рабочую неделю. При этом предполагается, что водитель не только привозит из дома на работу и отвозит с работы домой руководителя, но и в течение рабочего дня ездит вместе с директором. Выход из этой ситуации может быть такой: привлечение двух водителей, которые будут чередоваться, а в свободное от перевозки руководства время либо отдыхать, либо выполнять иные трудовые обязанности.
Здесь же проясним еще один вопрос: может ли водитель руководителя работать ежедневно не 8, а 10 часов? Нормы п. 12 Положения дают утвердительный ответ на этот вопрос. Водителям руководителей организаций продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. То есть за смену продолжительностью 10 часов не менее 1 часа водитель должен отдыхать от управления авто, что вполне возможно — руководителю и самому не захочется проводить в дороге столько времени.
Можно констатировать, что режим труда и отдыха работников транспортных предприятий, особенно основного подразделения (водителей), играет важную роль не только в регулировании трудовых отношений, но и в деятельности самих предприятий, обязанных обеспечивать безопасность дорожного движения и граждан (пассажиров). Поэтому нужно уделять должное внимание соблюдению норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, а также других аналогичных отраслевых документов (в частности, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса ). Последний документ до сих пор действует в первоначальной редакции и применяется вместе с общими нормами трудового законодательства.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2021 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.