Требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

Действующие регламенты

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Что такое организованная перевозка детей?

Согласно п. 1.2 ПДД, при такой перевозке:

1) используется автобус, который не является общественным транспортом,

2) едет группа детей больше 8 человек,

3) дети без родителей или законных представителей.

Должны быть соблюдены все условия одновременно. То есть, если в автобусе (даже специально выделенном) едут 10 детей, но с родителями — это не организованная перевозка. Если дети едут с учителем на городском автобусе в музей — это тоже не организованная перевозка.

То есть, тренер вполне может на своей личной машине вывезти четверо своих воспитанников в соседний район на соревнования. Ему не обязательно заказывать для этого автобус. При этом остальные требования по перевозке детей (удерживающие устройства, доверенности от родителей) ему, естественно, надо выполнить.

Требования к водителю

Человек, который отвечает за управление автобусом, несет ответственность за жизни многих людей. Водитель обязан иметь водительское удостоверение. Ему необходимо иметь права категории D.

Человеку, который управляет автобусом, необходимо знать законы, которые касаются организаций, связанных с перевозками. Также в обязанности водителя входит проверка состояния автобуса. Он должен это делать, как правило, перед началом путешествия. Требования к безопасности автобусов гласят о том, что водители должны иметь стаж для того, чтобы заниматься перевозками. Он должен быть равным одному году. Также водитель не должен иметь административных штрафов. Стоит отметить, что перед началом путешествия водитель должен пройти медицинский контроль, который поможет определить состояние здоровья.

Водителю автобуса необходимо иметь возможность уделять внимание разрешению сложных ситуаций. Также очень важно, чтобы у перевозчика было хорошее самочувствие.

Действующие регламенты

Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Требования к транспорту для перевозки пассажиров регламентируются рядом законов и нормативно-правовых актов, которые определяют не только условия использования транспортных средств, но и стандарты безопасности и экологической совместимости. Главным из них является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который устанавливает общие принципы и требования к безопасности на дорогах. Кроме того, в этой области действуют нормативные документы, разработанные Министерством транспорта и другими ведомствами.

Требования к общественному транспорту устанавливают и ПДД. Документ содержит нормы, регулирующие техническое состояние транспортных средств, порядок их эксплуатации, др. Кроме того, имеются ГОСТы (государственные стандарты), которые определяют технические требования к автобусам, включая стандарты на безопасность, комфортность и энергоэффективность ТС.

Требования при совершении междугородных/международных перевозок

При выполнении междугородних пассажирских перевозок требования к автобусам включают наличие пакета документов:

  • Копия лицензии на осуществление деятельности компанией-перевозчиком с нотариальным заверением.
  • Водительские права категории D.
  • Страховой полис ОСАГО.
  • Путевой лист.
  • Справка о пройденной медкомиссии водителем.
  • Диагностическая карта ТО автобуса.
  • Свидетельство о регистрации ТС, техпаспорт автобуса.

Для создания безопасных условий при выполнении перевозки пассажиров водитель обязан:

  • Контролировать соблюдение пассажирами предписанных мер безопасности.
  • Не выполнять посадку/высадку людей до окончательной остановки транспорта.
  • Складировать багаж в специальных отсеках, которые являются обязательными для автобусов, курсирующих на дальних маршрутах.
  • Соблюдать установленный маршрут.

Перевозить пассажиров стоя в салоне можно только для поездок, не превышающих по дальности 70 км. Для этого салон должен быть оборудован поручнями и иметь достаточно свободного места, чтобы люди могли стоять удобно и безопасно. На маршрутах, продолжительность которых более 500 км, в рейс отправляются два водителя.

Основные требования к автобусам, выполняющим перевозки пассажиров по городу и за городом, имеют незначительные отличия. В отношении международных поездок действуют другие правила, что обусловлено необходимостью пересечения госграницы. Используемый для поездок в другую страну транспорт должен отвечать повышенным требованиям комфорта и безопасности пассажиров.

Документы, которые должны быть у водителя, оформляются надлежащим образом до отправки в рейс, заверяются в соответствующих инстанциях. Бумаги должны соответствовать срокам их действия.

В требованиях к водителю нет отличий от поездок по городу и между городами. В качестве дополнения шофер должен знать особенности процедуры прохождения таможни, правила высадки пассажиров в случае проверки с участием собак, заполнения таможенных документов и т.д.

К транспорту, отправляющемуся в дальние рейсы с пассажирами, предъявляются повышенные требования. Автобус должен обладать следующими характеристиками:

  • Соответствие типа, марки и мощности требованиям, предъявляемым к ТС, участвующим в перевозке пассажиров на значительные расстояния.
  • Характеристики и экипировка автобуса должны отвечать нормам, обеспечивающим его проезд по российским и зарубежным дорогам.
  • Желательно оснащение элементами удобства (туалетами).
  • Рабочее состояние дверных, оконных элементов.
  • Маркировка посадочных кресел номерами.
  • Наличие внутри салона исправного освещения и отопления.

Новое в правилах организованной перевозки детей в 2023 году

Из правил за период с 2021 по 2023 годы убрали некоторые требования.

  • Список сухпайков отменен. Сопровождающие и родители заботятся о питании своих подопечных самостоятельно.
  • Порядок рассадки пассажиров в автобусе не нужен.
  • Медработник не нужен, если в колонне менее 3 автобусов.
  • Медицинский работник может ехать в любом автобусе колонны. Раньше он должен был находиться в замыкающем колонну транспорте.
  • Стаж водителя сокращен. Ранее нужно было иметь 12 месяцев стажа вождения автобусов из последних 13 месяцев.
  • График движения автобуса с указанием времени прибытия в разные пункты маршрута не составляют.
  • Старший ответственный сопровождающий больше не обязан ехать в замыкающем колонну ТС. Он может ехать в любом автобусе.

Какой должна быть скорость автобусов в 2023 году

До внесения изменений в пункт 10.3 ПДД существовали следующие требования к пассажирскому и грузовому транспорту:

  • На любых дорогах междугородние и маломестные автобусы могут развивать скорость до 90 км/ч;
  • Другие автобусы, включая легковые авто с прицепом и грузовые авто с массой более 3,5 тонн на автомагистралях не более 90 км/ч, на остальных дорогах не выше 70 км/ч;
  • В случае если автобус осуществляет перевозку группы детей, скорость не должна превышать 60 км/ч.
Читайте также:  Что нельзя делать с жильем без согласия соседей

После 1 марта 2023 года правила для автобусов выглядят следующим образом:

  • Автобусы, в которых места для пассажиров оборудованы ремнями безопасности и перевозящие исключительно сидящих пассажиров, двигаются не более 90 км/ч, другие автобусы не более 70 км/ч;
  • Легковые авто с прицепом, грузовым авто с массой до 3,5 тонн на автомагистралях 90 км/ч, на остальных дорогах не выше 70 км/ч;
  • Автобусы, перевозящие группу детей, не должны превышать скорость 60 км/ч.

В ПДД, как и до внесения правок, обозначено три максимальные скорости — 60 км/ч, 70 км/ч, 90 км/ч. Однако теперь транспорт делится на группы. При выборе скорости водителям стоит ориентироваться не на размер автобуса и тип перевозки (маломестный и междугородняя), а на конструкцию транспортного средства.

Требования к автобусу

Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220;
  • согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии;
  • на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения;
  • на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения;
  • согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см;
  • согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.

Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:

  • полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика;
  • фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством;
  • название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки;
  • в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров;
  • стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа;
  • таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности;
  • указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов;
  • в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.

Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.

Права и обязанности водителя

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр;
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса;
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины;
  • наличие и исправность зеркал заднего вида;
  • работоспособность аварийных выходов;
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции;
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком;
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель;
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения;
  • нести другие обязанности.
Читайте также:  Договор дарения земельного участка и дома между родственниками 2024 год

Требования к водителю

Как было раньше. К организованной перевозке детей могли допустить водителя, который:
– имел стаж водителем категории D не менее 12 из 13 последних месяцев,
– в течение года не лишался прав и не подвергался административному аресту за нарушения ПДД,
– прошел предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей,
– прошел предрейсовый медицинский осмотр.

Как сейчас. В очередной раз поменялись требования к стажу: с 2021 года водитель должен иметь стаж в категории D не меньше 1 года из 2 последних. Больше изменений нет.

Из Правил убрали требование о медицинском осмотре — потому что осмотр водителю надо проходить в любом случае. Это регулируется ФЗ «О БДД» и Приказом Минздрава РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Автобусы для перевозки детей и технические требования ГОСТ Р 51160-98

Требования к автобусу, допущенному к перевозке несовершеннолетних детей, установлены стандартом.

Сфера его действия распространяется на все транспортные средства для перевозок пассажиров до 16 лет, для их максимальной безопасности.

Согласно требований указанного стандарта автобус должен:

  • быть оборудован устройством ограничения скорости, если конструктивно его скорость может превышать 60 км/ч;
  • иметь желтую раскраску, опознавательные знаки, указывающие на перевозку детей, а также на боковых сторонах иметь надписи крупными контрастными буквами «Дети»;
  • быть оборудован автоматической системой оповещения при движении задним ходом;
  • проходить периодические осмотры и техническое обслуживание всех механизмов и деталей, отвечающих за безопасную эксплуатацию.

В документе также установлены правила расположения сидений в салоне, оборудования рабочего места водителя, требование наличия удерживающих систем.

Требования к групповым перевозкам детей предъявляют и правила, утвержденные Постановлением № 1527. Согласно нему такой автобус должен:

  • соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к пассажирским перевозкам;
  • быть допущенным к передвижению по дорогам;
  • оснащаться тахографом и навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  • оборудован ремнями безопасности.

Организованная перевозка детей автобусами. Новые правила лицензирования

Follow · 5 min read — это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.С 01 января 2017 года действуют новые транспортировки детей школьным автобусом. Они распространяются на автотранспортные средства для детей в возрасте от 6 до 16 лет на территории РФ.Действует также , где говорится о специальных транспортных средствах для перевозки лиц от 1,5 года до 16 лет в автобусах.

Общие технические требования направлены на обеспечение безопасности малолетних пассажиров, а также к наличию опознавательных знаков и надписей. Согласно документу автобусы должны соответствовать требованиям безопасности:Опознавательные знаки «Перевозка детей» должны быть установлены на школьном автобусе спереди и сзади. Кузов автобуса должен быть желтого цвета.

Транспорт для групповых перевозок несовершеннолетних лиц, технические нормативы – ГОСТ Р 51160-98

Правила, нормы подготовлены Министерством транспорта. Комплекс норм закреплены Постановлением Правительства №1177. Законодательным актом утверждены следующие положения относительно транспортировки лиц, не достигших совершеннолетия:

  • проезд несовершеннолетних лиц (младше 16 лет) не маршрутным транспортом;
  • организованная транспортировка групп больше восьми человек;
  • проезд несовершеннолетних лиц без лиц, представляющих их интересы.

Важно! От лиц, представляющих интересы несовершеннолетних, допускается сопровождающий, человек с медицинским образованием. Комплекс правил не актуален для всех мероприятий, в которых принимают участие родители, не заявленные сопровождающими лицами

Правила организации групповых перевозок несовершеннолетних лиц предполагают:

  • соблюдение очередности посадки, высадки несовершеннолетних пассажиров;
  • подготовка определенного пакета документов;
  • соответствие водителя, а также всех сопровождающих действующим нормативам;
  • сопровождение транспортной колонны представителями автоинспекции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *