Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем остаются несовершеннолетние дети при разводе родителей в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
С кем остаются дети после развода?
К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.
Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.
Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.
Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.
Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».
Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.
Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.
Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.
И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.
Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».
С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.
Можно ли жениться на разведенной женщине?
Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Вы можете жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Господом, ин ша Аллах.
На Ваш вопрос ответил шейх Мухаммад С. ар-Рахаван:
«Главный критерий, который должен искать мусульманин в своей жене, — это хорошие манеры и благочестие. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
„На женщине женятся из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее набожности. Стремись же жениться на соблюдающей религию!“ (Аль-Бухари, Муслим)
Если разведенная женщина является преданной добродетельной мусульманкой, если у нее твердая вера и хорошие манеры, она будет хорошим выбором.
Когда у мужчины есть выбор между девственницей и бывшей замужем женщиной, в то время как обе одинаково степень праведны и благочестивы, ученые утверждают, что лучше жениться на девственнице. Это мнение основано на сообщении Джабира ибн Абдуллы. Он сказал:
„Я женился на женщине и пошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: „О Джабир, ты женился?“ Я ответил: „Да“. Он спросил: „Девственница ли она?“ Я ответил: „Нет“. Он спросил: „Почему ты не женился на молодой девушке, чтобы ты мог играть с ней, а она с тобой?“ Я сказал: „О Посланник Аллаха, Абдуллах умер и оставил семилетнюю или девятилетнюю дочь — я буду присматривать за ними“. И тогда Пророк помолился за него (Ат-Тирмизи).
Итак, разрешено жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Аллахом, ин ша Аллах.
Наш любимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, которая была вдовой, и на Зайнаб бинт Джахш, которая развелась с Зайдом бин Сабитом. У Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) был сын, Усама ибн Зайд, которого называли „избранным Пророка“, потому что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) очень его любил. Вообще Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на 11 женщинах — все они ранее были замужем, за исключением Айши (да будет доволен ею Аллах)».
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?
Подходящее время для развода (талак)
Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).
Зихар. Обет. Развод со стороны супруги
С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.
Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.
Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.
В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.
Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.
У кого остается ребенок после развода родителей?
Хидана – это права на воспитание ребенка до определенного срока. Это право принадлежит матери ребенка. Однако с юридической точки зрения мать не обязана делать этого. То есть она не может быть принуждена к тому, чтобы смотреть за детьми и воспитывать их. Однако в том случае, если нет никого другого, кто мог бы взять на себя воспитание детей, мать обязана смотреть за ними и воспитывать их.
Мать обязана воспитывать и защищать свою дочь до девяти лет, а сына до семи лет . Дальнейшее воспитание и защита ложится на отца.
Даже если мать ребенка не является мусульманкой, все равно ребенок передается ей на воспитание. Однако в том случае, если станет очевидным, что воспитание, которое она дает детям, не соответствует нормам ислама и отдаляет ребенка от религии, то в этом случае ребенка забирают у матери и передают на воспитание другому родственнику. А эта мать утрачивает право на воспитание ребенка.
Чтобы сохранить права на воспитание, мать ребенка не должна выходить замуж за постороннего мужчину и должна быть способна обеспечивать и оберегать своих детей.
Разведенная женщина, вышедшая замуж за другого мужчину, а также имеющая недостатки в умственном развитии или целомудрии, утрачивает право воспитания. Но если ее новый муж примет ее детей и возьмет на себя ответственность за их воспитание, то в этом случае дети не могут быть отобраны у матери и переданы отцу. Однако бывший муж имеет право видеть своих детей в любое время.
Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.
Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.
Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.
В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.
Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.
Мы постараемся кратко коснуться вопроса, заданного одной из сестер: кем воспитывается ребенок, потерявший отца, если его мать выходит замуж, и какие права мать имеет на этого ребенка.
До тех пор, пока мать не выйдет замуж за другого, она имеет больше прав на детей, как указывает на это хадис о женщине, муж которой после развода хотел забрать сына себе, и слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные этой женщине: “Ты имеешь больше прав на него, до тех пор, пока не выйдешь замуж”. (Абу Дауд).
Сказал Ас-Сананий: “Этот хадис является далилом на то, что мать имеет больше прав на опеку своего ребенка, если отец захочет забрать его у неё”. “Законоположение, на которое указывает этот хадис не вызывает разногласий; на основании его выносил судебные решения Абу Барк, а затем Умар”.
“Хадис также указывает на то, что мать, выйдя замуж, теряет право на опеку, и это мнение большинства ученых… Однако аль-Хасан и Ибн Хазм (ученые захиритского мазхаба) сочли, что она, выйдя замуж, не теряет права опеки, на что они использовали как доказательство тот факт, что Анас ибн Малик воспитывался у своей замужней матери, также как Умм Саляма вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ее сын остался на ее попечении, а также дочь Хамзы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присудил её замужней тёте по матери…” (Субулю-с-салям).
Если же пара всё-таки решила развестись окончательно, то делёж имущества между ними зависит от ряда факторов.
1. Все личные вещи, а также недвижимость и иные предметы, которые принадлежат одному из супругов, остаются за ним и после развода (поскольку в фикхе право собственности носит личностный характер). Положение мужа как главы семьи не распространяется на имущество жены, и лишь она вправе распоряжаться своей собственностью. В суре «Женщины» сказано:
О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно (4:29)
2. При заключении брака обязательным условием, согласно Шариату, считается махр – свадебный дар, который жених преподносит невесте. Он остаётся у жены в тех случаях, когда развод происходит по инициативе мужа. Доводом тому служит аят суры «Ан-Ниса»:
Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого (4:20)
Если же развод инициирован супругой, то она обязана вернуть махр мужу. Мудрость этого заключается в том, чтобы женщины не превращали брак в средство заработка.
3. При наличии совместного имущества (жильё, бизнес) и заранее оговоренных долей при его разделе разводящиеся обязаны придерживаться взаимных соглашений. Если же условия раздела не были оговорены изначально, то такая собственность делится пополам. В суре «Корова» сказано:
Разведённых жён полагается обеспечивать разумным образом (2:241)
Если же кто-то из супругов получил некую собственность в дар или наследство или же владел ею до вступления в брак, то это имущество не будет считаться совместным.
Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:
- развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
- если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
- мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
- число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.
Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.
Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.
Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:
- только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
- поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
- при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
- при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.
Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:
- супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
- мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
- пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
- право наследования при большом расставании аннулируется;
- мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.
Что должно соблюдаться при разводе и после него.
Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.
Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.
Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).
Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.
Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.
В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).
Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.
Общий порядок расторжения брака при наличии общих несовершеннолетних детей
Наличие несовершеннолетних детей затрудняет бракоразводный процесс. По общему правилу несовершеннолетними являются дети, не достигшие 18 лет, родителями считаются кровные или приемные мать и отец.
Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей происходит в органах ЗАГСа (исключительные случаи) или в суде.
В ЗАГС можно подать заявление на развод только в случае отсутствия несовершеннолетних детей, имущественного спора и при согласии обоих супругов.
Исключение: расторгнуть брак в органах ЗАГСа при наличии в семье ребенка можно, когда второй супруг признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим или отбывает наказание в виде реального лишения свободы сроком свыше 3 лет. В такой ситуации в ЗАГС необходимо подать заявление о расторжении брака, свидетельство о заключении брака, вступивший в законную силу судебный акт, как подтверждающее основание для расторжения брака (решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим, умершим, недееспособном или приговор, вынесенный в отношении супруга), квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей (в соответствии со статьей 333.26 НК РФ).
Важно знать: в ситуации, когда у одного из супругов есть дети, но второй супруг не является им отцом, развод может быть осуществлен в органах ЗАГСа.
Кроме вышеперечисленных случаев, развод супругов при наличии общих несовершеннолетних детей может быть осуществлен только в судебном порядке. Исковое заявление супругом лично или через своего представителя подается в мировой или районный суд.
Мировой суд рассматривает дела о расторжении брака при наличии ребенка в семье в следующих обстоятельствах:
- размер совместного имущества супругов, подлежащего разделу, составляет не более 50 000 рублей;
- между супругами отсутствует спор о дальнейшем проживании детей;
- наличие алиментного соглашения или иной договоренности о порядке выплат алиментов на несовершеннолетних детей.
При возникновении споров о разделе имущества, а также при нежелании одного из супругов разводиться, расторжение брака при наличии детей происходит в районном суде.
По общему правилу иск о расторжении брака подается в районный суд по месту жительства ответчика. Однако при наличии несовершеннолетнего ребенка или тяжелой болезни заявление может быть подано в суд по месту жительства истца.
В отсутствие возможности или желания одного из супругов участвовать в судебных заседаниях, закон предоставляет ему право воспользоваться помощью представителя по доверенности.
В исковом заявлении должна содержаться следующая информация:
- реквизиты судебного органа, куда направляется иск;
- информация об истце и ответчике;
- обстоятельства дела и причину развода;
- сведения о наличии несовершеннолетних детей, совместно нажитого имущества, брачного договора, соглашения о разделе имущества;
- причины для оставления детей с истцом;
- требования истца (расторгнуть брак, выплата алиментов, раздел имущества, определение места жительства детей).
Кроме искового заявления в суд необходимо предоставить следующий пакет документов:
- квитанция об оплате государственной пошлины в размере 650 рублей;
- свидетельство о заключении брака;
- свидетельство о рождении детей;
- алиментное соглашение (если оно в наличии);
- брачный договор (если он в наличии);
- доверенность, если в суд ходит представитель супруга.
Перед началом рассмотрения дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей суд дает возможность супругам помириться и предоставляет для этого срок в пределах трех месяцев. При отсутствии подвижек в отношении между супругами, суд начинает рассмотрение дела.
Если в суд предоставлены все необходимые документы и стороны явились в судебное заседание, то рассмотрение дела о расторжении брака может ограничиться одним судебным процессом.
Родители в любой момент судебного заседания вправе договориться о том, с кем останется ребенок, какой будет порядок взаимодействия второго родителя с ним, какие размеры алиментных выплат он будет выплачивать.
С точки зрения религии:
В первую очередь хочу дать оценку с точки зрения религии Вашему общению с этой женщиной. Мужчине и женщине, которые не приходятся друг другу близкими родственниками, между которыми брак по Исламу запрещён и которые не состоят в законном по Исламу браке, запрещено уединяться, а также общаться, прикасаться друг другу, смотреть и т. п. Всё это может повлечь за собой совершение одного из самых мерзких и тяжких грехов в Исламе – незаконной половой связи (зина). Предостерегая верующих от подобного общения, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть не уединяются мужчина и женщина, ибо третьим среди них будет сатана (который непременно попытается подтолкнуть их к совершению греха)».
لا يخلون رجل بامرأة فإن الشيطان ثالثهما
Есть много хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в которых перечисляются обоснованные причины женитьбы на женщинах, говорится, на ком предпочтительнее жениться, т. е. по каким критериям выбирать себе жену. Среди этих критериев есть и такой, чтобы девушка была ранее незамужней, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призывал в первую очередь обращать внимание на религиозность девушки, на соблюдение ею предписаний Всевышнего. Если Ваша девушка является таковой, если она живёт по Исламу, т. е. практикует его, а не просто, как говорят, этническая мусульманка, если она порядочная, у которой не запятнанное прошлое, то могу посоветовать Вам только взять её в жены! Никто из нас не знает, что его ожидает в будущем. Особенно непредсказуемой может оказаться судьба женщины, поскольку она в отличие от мужчины, даже если будет хорошей, красивой, милой, порядочной… всё равно может оказаться разведённой (ибо судьба её брака находится не в её руках, а в руках мужчины, которому она доверилась). Тот факт, что она разведена, нисколько не умаляет её достоинства и никоим образом не говорит о её плохом поведении и т. п. Ещё раз повторюсь: если она религиозная и порядочная, можете жениться на ней без тени сомнений, невзирая на ревность или что-либо ещё! Ведь и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обратил внимания на то, что его избранница Хадиджа (да будет ею доволен Аллах) была замужем до него, причём дважды, и имела – так же, как и в Вашем случае – двоих детей! Он не мешкая и без ревности согласился на её предложение и взял её в жёны, поскольку она была одной из самых достойных женщин Аравии. А достоинство её заключалось не только в знатной родословной и богатстве, но в первую очередь в её личностных чертах: в её благом нраве и порядочности! И все остальные жёны Пророка (мир ему и благословение), кроме Айши (да будет доволен ими всеми Аллах), тоже были ранее замужними. Возьмите пример с Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь он был самым умным и мудрым человеком, и Вы никогда не разочаруетесь!
Шариат позволяет мужчине взять в жёны ту, которая ему по душе (если нет обоснованной по Шариату причины, препятствующей этому), даже если родители не одобрят его выбор. Но надо помнить, что в их благословении бывает благодать. Естественно, это не означает, что брак, заключённый без согласия или одобрения родителей жениха, обречён. Но брак, заключённый с их согласия, непременно будет благодатным, ведь в этом есть проявление к ним почтения, плюс к этому их мнение ещё бывает и мудрым, ведь они повидали за свою жизнь больше. Поэтому постарайтесь добиться благословения Ваших родителей на этот брак. До заключения мусульманского брака Вам необходимо прекратить общение с этой женщиной, поскольку это грешно.
С кем остаются дети после развода?
- Рецепты Халяль
- Сура «Аль-Фатиха»
- Витр намаз
- 99 имен Аллаха
- Аят «Аль-Курси»
- Адабы зевания
- Сура «Ан-Нас» / «Люди»
- Сунны азана
- Салават
- Имена Пророка Мухаммада
- Сура «Аль-Ихлас»
- Сунны мечети
- Истихара
- Коранические дуа
- Сайидуль-Истигфар
- Адабы чихания
- Ташаххуд
- Сура «Аль-Кафирун»
- Фразы на арабском
- Тауба-намаз
- Сура «Аль-Фалак» / «Рассвет»
- Дуа до / после омовения
- Арабская каллиграфия
- Сунны омовения
- Исламские университеты
- Сунны сна
- Дуа до / после еды
- Дуа для подготовки к экзаменам
- Дуа при входе / выходе из дома
- Кааба
- Медресе Чечни
- Мечеть Шейха Зайда
- Мечети России
- Мужские арабские имена
- Мазхабы суннитов
- Женские арабские имена
- Мечети Африки
- Иса (Иисус)
- Столпы имана
- Шамаиль
- Мечети Великобритании
- Мусалла
- Халяль продукты питания
- Мимар Синан
- Ханиф
- Резьба по ганчу
- Регистан
- Медресе Узбекистана
- Рибат
- Хадисы кудси
- Гульдаста
- милосердие
- порнография
- не забывай
- хамр
- личность
- мораль
- деньги
- Усердие после Рамадана: 5 советов для сохранения темпа
- Итикаф женщин в вопросах и ответах
- Итикаф в условиях пандемии
- Я просто открыла Коран
- Кааба
Курбани — действие, совершаемое для довольства Аллаха
А Б В Г Д Ё Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?
Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.
В восточных традициях очень многое строится на так называемом «периоде очищения» женщины. Речь идет о менструации. И развод по мусульманским обычаям также полностью зависит от данного временного этапа. Таким образом, срок идда предполагает прохождение три цикла месячных.
Однако и здесь имеются свои нюансы:
- Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
- Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.
- Для беременных женщин идда прекращается родами.
Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:
- Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
- Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
С кем остаются дети после развода?
К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.
Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.
Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.
Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.
Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».
Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.
Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.
Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.
И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.
Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».
С кем из родителей остаются дети после развода?
Прежде всего, мы должны понимать, что наши дети – это аманат (то, что нам доверено) от Аллаха. Поэтому мы должны соблюдать права того, что нам доверили. В первую очередь, дети имеют два права: право на любовь родителей и право на надлежащее воспитание. Любовь к ребенку пробуждает в нем сострадание (милосердие), надлежащее воспитание пробуждает в нем порядочность (добродетель, праведность).
Как правило, матери по большей части способствуют воспитанию в ребенке жалости и милосердия, в то время как отец помогает воспитанию в нем порядочности, поэтому ребенку нужны оба родителя, чтобы в нем равномерно воспитались оба эти качества. Отсутствие одной из этих сторон воспитания вредно для ребенка – человек без жалости не любят в обществе, человека непорядочного не уважают.
Только совместными усилиями обеих родителей ребенок получит правильное воспитание и займет надлежащее место в обществе. Один родитель не способен дать ребенку правильное воспитание.
Смерть одного из родителей не в нашей власти, и мы не можем ее предотвратить. Однако развод происходит по воле супругов, поэтому его нужно избегать в максимально возможной степени, особенно если в семье есть дети. Хотя в шариате предусмотрены правила опеки над ребенком и посещения его, когда стороны не могут договориться и прийти к пониманию, тем не менее, дети могут всю жизнь нести последствия развода родителей. Здоровый, нормальный ребенок – это тот, кто вырос в полноценной семье.
Однако, если родители все-таки разводятся, мать имеет право опеки над несовершеннолетним. В случае с мальчиком – до семи лет и в случае с девочкой – до девяти лет. Мать получает такое право в случае, если она:
1) свободный человек;
2) взрослая (совершеннолетняя);
3) в здравом уме;
4) добропорядочна (не совершает явных грехов);
5) имеет возможности.
Таким образом, право матери на опеку утрачивается, если:
1) она вступает в повторный брак с человеком, который не является махрамом ребенку;
2) ей приходится часто покидать дом (к примеру, по причине работы);
3) открыто совершает грехи и есть опасность плохого влияния на ребенка.
Если мать по какой-то причине не может осуществить свое право на опеку, то следующие лица имеют право делать это вместо нее в следующей последовательности: бабушка по материнской линии, бабушка по отцовской линии, родная сестра, сестра матери, сестра отца и т.д. Если все эти родственники женского пола отсутствуют, у мужчин есть право на опеку в следующей последовательности: отец, дед по отцу, родной брат, брат отца, брат матери и т.д.
Независимо от того, кто из родителей получает право на опеку над ребенком, другая сторона имеет право навещать ребенка по взаимному согласию. К сожалению, часто сторона, получающая право на опеку, использует ребенка в качестве орудия против другой стороны, лишая их возможности навещать ребенка. Это не соответствует Исламу и очень вредно для ребенка.
В любое из этого времени отец ребенка несет ответственность за благополучие ребенка – за девочку пока она не выйдет замуж, за мальчика, пока он не вырастет и не начнет самостоятельно зарабатывать на жизнь. Если ребенок инвалид, отец несет за него ответственность пожизненно. Если мать получает право на опеку, но не имеет жилья, отец должен обеспечить жильем их обоих.
Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.
Вопрос же о том – с кем из родителей должен остаться ребенок (по истечении периода опеки над ним матерью), решается в зависимости от обстоятельств. На первом месте тут будут стоять интересы ребенка, особенно в отношении того – кто из родителей может дать ему наилучшее религиозное воспитание и социальное обеспечение.
И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.
Общий порядок расторжения брака при наличии общих несовершеннолетних детей
Наличие несовершеннолетних детей затрудняет бракоразводный процесс. По общему правилу несовершеннолетними являются дети, не достигшие 18 лет, родителями считаются кровные или приемные мать и отец.
Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей происходит в органах ЗАГСа (исключительные случаи) или в суде.
В ЗАГС можно подать заявление на развод только в случае отсутствия несовершеннолетних детей, имущественного спора и при согласии обоих супругов.
Исключение: расторгнуть брак в органах ЗАГСа при наличии в семье ребенка можно, когда второй супруг признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим или отбывает наказание в виде реального лишения свободы сроком свыше 3 лет. В такой ситуации в ЗАГС необходимо подать заявление о расторжении брака, свидетельство о заключении брака, вступивший в законную силу судебный акт, как подтверждающее основание для расторжения брака (решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим, умершим, недееспособном или приговор, вынесенный в отношении супруга), квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей (в соответствии со статьей 333.26 НК РФ).
Важно знать: в ситуации, когда у одного из супругов есть дети, но второй супруг не является им отцом, развод может быть осуществлен в органах ЗАГСа.
Кроме вышеперечисленных случаев, развод супругов при наличии общих несовершеннолетних детей может быть осуществлен только в судебном порядке. Исковое заявление супругом лично или через своего представителя подается в мировой или районный суд.
Мировой суд рассматривает дела о расторжении брака при наличии ребенка в семье в следующих обстоятельствах:
- размер совместного имущества супругов, подлежащего разделу, составляет не более 50 000 рублей;
- между супругами отсутствует спор о дальнейшем проживании детей;
- наличие алиментного соглашения или иной договоренности о порядке выплат алиментов на несовершеннолетних детей.
При возникновении споров о разделе имущества, а также при нежелании одного из супругов разводиться, расторжение брака при наличии детей происходит в районном суде.
По общему правилу иск о расторжении брака подается в районный суд по месту жительства ответчика. Однако при наличии несовершеннолетнего ребенка или тяжелой болезни заявление может быть подано в суд по месту жительства истца.
В отсутствие возможности или желания одного из супругов участвовать в судебных заседаниях, закон предоставляет ему право воспользоваться помощью представителя по доверенности.
Условия, при которых ребенок может остаться с отцом
Решить вопрос о проживании детей можно как во время процесса расторжения брака, так и после того, как вы развелись с супругой. В судебной практике чаще всего ребенок до 14 лет остается с матерью. Однако есть ряд исключений, при которых решение суда может быть иным. Факторы, влияющие на дальнейшее место жительство ребенка:
- возраст и интересы детей (с 10 лет он может сам выразить желание, с кем хочет проживать);
- материальное состояние родителей;
- моральные качества обоих;
- отзывы других членов семьи, коллег и друзей о каждом из супругов;
- условия, в которых живут родители;
- состояние здоровья матери и отца.
Одним из ключевых факторов становится исполнение родительских обязанностей. То есть важно доказать, что бывшая жена выполняет их плохо или не выполняет вообще. Отец в свою очередь должен уделять достаточно времени ребенку и заниматься его воспитанием. В таком случае есть возможность, что ребенок после развода будет проживать с папой.