Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на электротранспорт в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно указу № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», который был подписан 18 апреля 2022 введено новое обобщенное понятие «средство персональной мобильности». К таким средствам будут отнесены электросамокаты, электроскутеры, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочий моблильный электротранспорт.
Изменения в ПДД РБ (Октябрь 2022)
Для передвижения на всех типах «средствах персональной мобильности» не нужно получать водительские права.
Теперь передвигаться на таких устройствах необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Устанавливается возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности — с 14 лет. Но оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.
Указ вступил в силу в конце октября 2022.
Электротранспорт – удобный, экологичный, экономичный и приятный способ передвижения, поэтому на дорогах его становится с каждым годом все больше. Водители транспортных средств не скрывают свое недовольство от присутствия на дорогах электромотоциклов, электрических самокатов и велосипедов. И, раз уж водители электротранспорта претендуют быть полноправными участниками дорожного движения, то нормы для них должны быть предусмотрены в ПДД. Поэтому многие интересуются, нужны ли права на электроскутер в Беларуси прежде, чем покупать его. Если раньше в правилах этот вопрос обговаривался вскользь, то теперь, когда на дорогах Минска невозможно не встретить электромотоцикл, гироскутер, электровелосипед, он требует срочного рассмотрения.
Замена водительского удостоверения
Водительские права выдаются на 10 лет (если иное не предусмотрено законодательно). Вождение с просроченными правами можно расценить как отсутствие права управления, за что предусмотрен штраф от 5 до 20 базовых величин (ст.18.19 КоАП) в первый раз и от 20 до 50 БВ при повторном задержании.
Замена водительского удостоверения необходима, если:
А вот талон, прилагающийся к удостоверению, непременно следует обменять, если в нём не осталось свободных граф для записи сведений о допущенных вами нарушениях ПДД.
Для обмена водительского удостоверения нужно предоставить в ГАИ: водительское удостоверение и талон к нему, медицинскую справку о состоянии здоровья установленного образца о годности к управлению механическими транспортными средствами соответствующих категорий, документ, удостоверяющий личность.
Понадобятся также квитанции об оплате установленных сборов:
Какая ответственность наступает, если каршеринговое авто попало в ДТП?
Петр Микула:
Дальше возникает еще одна ситуация, если такое лицо, к примеру, попадает в ДТП. У кого возникает обязанность перед каршеринговой компанией о возмещении этого ущерба? Если это лицо, будучи в состоянии алкогольного опьянения, попадает к сотрудникам ГАИ повторно, автомобиль необходимо конфисковывать в соответствии с требованием законодательства. У кого его конфисковывать: у лица, которое находилось, или у лица, от имени которого заключен договор?
Правоприменительная практика столкнулась с целым рядом направлений, по которым необходимо произвести своего рода унификацию, обобщение практики и выработку единой позиции. Проблем с точки зрения законодательства не имеется. Данный вид договорных отношений урегулирован в гражданском законодательстве, уголовным законодательством. Под каждую ситуацию есть соответствующие правовые нормы, но есть проблемы именно в их применении.
Как каршеринговые компании страхуют себя от передачи доступа автомобиля другому лицу?
Петр Микула:
Безусловно. Каршеринговые компании, причем все, пришли к тому, что разработали приложение, которое, на их взгляд, страхует их от случаев, когда доступ к автомобилю получает лицо, которое при иных условиях не получило бы доступ. И они полагают, что нажатие на галочку согласия с условиями договора фактически налагает обязательство на лицо. В случае, если это лицо не соответствует требованиям, тем самым совершает правонарушение, мы сейчас не говорим о том, что это преступление или административное, это нарушение некой правовой нормы, условий договора аренды. И они полагают, что в таком случае необходимо именно правоохранительным органам в случае соответствующих последствий, ущерба вмешиваться. Далеко не всегда эта ситуация является преступлением. Во многом здесь очень сложный и пограничный момент разграничения гражданско-правовых отношений, которые вытекают из банального нарушения договора аренды, и преступления. Главное в преступлении – это общественно опасное деяние. В чем общественная опасность деяния, когда лицо получает несанкционированный доступ к автомобилю?
Сергей Шуманский:
Какие-то конкретные примеры можно привести?
Как получить ПТС на питбайк официально?
Любой транспорт с объемом двигателя свыше 50 кубов при передвижении по дорогам общего назначения должен иметь ПТС. Изначально pitbike – это спортинвентарь и технический паспорт для него не предусмотрен, при покупке выдается чек и договор, в котором прописано, что мототехника не предназначена для езды по дороге общего пользования.
Можно пройти государственную сертификацию, на которой проверят документы о покупке, технические характеристики и соответствует ли байк стандартам безопасности (т. е. имеются ли у него все необходимые электронные, световые и звуковые приборы).
Процедура прохождения экспертизы платная, плюс придется хорошенько вложиться в установку всего оборудования. Однако после этого можете абсолютно не опасаться проблем с законом и встречи с гаишниками.
Можно ли ездить на электротранспорте по проезжей части?
В этом вопросе водители и ДПС сходятся во мнении: электрический транспорт по проезжей части ездить не должен, т.к. способен стать причиной аварийной ситуации. И это не удивительно после того случая, когда видеорегистратор засек на дорогах Беларуси электрический самокат, разъезжающий со скоростью 75 км/ч.
ГАИ поговаривает о том, что вскоре мощные модели электрического транспорта приравняют к мопедам. Это будет означать необходимость прохождения техосмотра, наличия страховки и водительских прав категории АМ. Пока этого не произошло на уровне законодательства, по проезжей части электротранспорту ездить нельзя.
Правовое регулирование езды на электротранспорте затруднено тем, что зрительно невозможно определить максимальную скорость и мощность таких устройств. И даже наличие технической документации не гарантирует, что двигатель не был заменен владельцем на более мощный.
В 2019 году Управлением ГАИ МВД было заявлено о том, что существует доработанный проект правил, однако на обсуждение его так и не выставили. Пока не ясно, когда в ПДД внесут пункт о передвижении электротранспорта, но Smart8.by будет держать руку на пульсе, чтобы своевременно сообщить о каких-либо изменениях.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
На какой мопед нужны права в 2022 году
Однако для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон «О БДД» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером.
Согласно новым поправкам, мопед признается транспортным средством, которое способно развивать скорость до 50 км/ч, следовательно, для управления необходима категория «М». По ФЗ №25, ст.1 к данной категории относят также скутеры и квадроциклы любого объема двигателя. Если объем двигателя скутера более 50 куб.м., то для его управления требуется открывать категорию «А». Это связано с тем, что у данного транспортного средства максимальная скорость более 50 км/ч.
ПДД 2020 для электровелосипедов, электросамокатов, электроскутеров и др.
Если же вы хотите иметь права категории А, то, во-первых, вам должно исполниться 18 лет, во-вторых, вы должны пройти обучение в автошколе. Вам в обязательном порядке надо будет пройти обучение в количестве 6 часов теоретических занятий. А так же уроки вождения в количестве 6 часов, если планируете ездить с автоматической коробкой передач, или 8 часов практики, если ваше транспортное средство оснащено механической трансмиссией. После курсов, вам придется сдать практический экзамен.
Если же у вас есть подкатегории А1 и стаж вождения не меньше 2–х лет, экзамены в инспекции сдавать не требуется.
Права категории А дадут вам право управлять любым, двух-, трех- или четырех – колесным транспортным средством мощность и скорость которых меньше, чем у легковых автомобилей. За исключением обычных квадрициклов и трициклов.
Для управления скутерами (мопедами) подходят только российские национальные водительские удостоверения (пункт 7 статьи 25 закона «О БДД»).
При управлении нельзя использовать удостоверение тракториста-машиниста.
Какие документы нужно иметь при себе для езды на скутере или мопеде?
При вождении мотоцикла нужно соблюдать столько же правил дорожного движения, сколько и при вождении любого другого транспортного средства.
Прежде всего, нужно знать, что к категории «мотоциклов» с 1994 года относятся не только двухколесные механические транспортные средства с или без бокового прицепа, но и трех-, а также и четырёхколёсные с массой в снаряженном состоянии до 400 кг.
Что касается скорости и объема двигателя – транспорт с конструктивной максимальной скоростью 50 км/ч и выше считается мотоциклом, ниже – мопедом. Похожая ситуация и с объемом двигателя – даже скутер с объемом двигателя выше 50 см3 относится к категории «мотоцикл».
Садясь за мотоцикл очень важно знать общие правила движения, чтобы не создавать ЧП на дороге.
Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Человек, ведущий мотоцикл, относится к пешеходам. Не стоит путать с человеком, управляющим мотоцикл. Это положение помогает избежать многих штрафов при парковке на тротуаре, переходе через переход и т. д.
А также, и мотоциклист, и люди, которых он перевозит, обязательно должны быть в застегнутых мотошлемах. Никакие строительные, велосипедные и другие шлемы и каски не соответствуют правилу и считаются нарушением ПДД.
Парковки и стоянки – абсолютный плюс для мотоциклистов. Если двухколесное транспортное средство без бокового прицепа, то его разрешается ставить в два ряда.
Стоянка же на краю тротуара допускается только нескольким категориям транспорта, в число которых входят и мотоциклы.
Ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль.
Двигаться по дороге, если рядом расположена велосипедная дорожка.
Для ограничения движения мотоциклов обычно устанавливается знак «Движение мотоциклов запрещено», который на мопеды не распространяется.
Скорость для мотоциклов на любой дороге ограничена до 90 км/ч.
Езда на мопеде без прав
С учетом того, что подобная двухколесная машина нередко не воспринимается полноценным транспортным средством из-за ее небольшой мощности и скорости, актуален вопрос о езде без прав.
На основании существующих норм, без прав езда на мопеде или же другом транспорте, который приравнивается к нему по показателям, категорически запрещена.
Важно, что права водитель должен иметь с собой и показывать при требовании сотруднику ГИБДД. Также в ПДД написано, что может быть передано водительское удостоверение или же временное разрешение на право управления конкретным транспортным средством, согласно его категории.
Важно, чтобы в правах не было пометки ML. Подобная отметка ставится в правах, где открыта любая другая категория. Она означает запрет на управление мопедами и другими транспортными средствами, которые приравниваются к ним по техническим показателям. Подобный запрет обусловлен исключительно медицинскими показаниями и ограничениями, установленными в справке, обязательной для каждого, кто сейчас получает водительские права.
Штраф для водителя без шлема
На скутере обязательно должен быть шлем у водителя. В той ситуации, когда подобным правилом пренебрегают, предусмотрена ответственность в законодательстве. На момент 2022 года это ответственность в виде штрафа в 1000 рублей. Это регламентировано на основании КоАП РФ.
В результате можно сделать вывод о том, что мопед или же скутер и другие подобные двух- и трехколесные транспортные средства мощностью до 50 кубов являются отдельным транспортом. При этом в правилах предусмотрены достаточно простые нормы. Для безопасности стоит всегда включать ближний свет, надевать шлем, а также контролировать свое положение на дороге. Указано, что это обочина, велосипедные выделенные полосы, правая полоса. При этом важно, что для перевозки пассажиров есть отдельный регламент, стаж более 2 лет и конструктивные особенности.
На дорогах в черте города сегодня можно встретить обильный поток этих небольших транспортных средств. В связи с тем, что скутеры стали все больше привлекать несовершеннолетних водителей, и участились случаи, когда молодые люди на них откровенно мешали движению иных транспортных средств, в ПДД ввели соответствующие изменения. Так, появилась новая категория водительского удостоверения – М. Она дает право управления мопедами, легкими квадроциклами и, соответственно, скутерами, мощность двигателя которых больше 0,26 кВт или 50 кубов. Для однозначного понимания данного требования в ПДД также имеется сноска, объясняющая, что считается двигателем. Он представляет собой механическое устройство, преобразующее горючее или электронную энергию в механическую. Именно мотор приводит в движение само транспортное средство.
Нужны ли документы на 50-кубовый скутер?
Какие документы надо на скутер (50 кубов)? Нужны ли вообще права для управления таким ТС? Документы на такой скутер нужны однозначно, потому что скутер теперь относят или к мопедам, или к мотоциклам. Все зависит от технических характеристик транспортного средства. Документы на скутер на 50 куб. тоже необходимы, потому что водитель данного ТС непосредственно участвует в дорожном движении. От внимательности и компетентности водителя скутера зависит как личная безопасность, так и безопасность других участников дорожного движения.
ПДД заверяют, что соответствующего образца документы на скутер (50 кубов) обязательны. Форма водительского удостоверения категории М представлена в статье. Как выглядит документ на скутер (50 кубов)? Водителю скутера выдаются права той же формы, что и водителю автомобиля, мотоцикла или грузовика, только отмечается другая категория.