Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушение требований охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того, как Вы разработали инструкцию по охране труда для юриста, Вам следует ознакомить с ней всех сотрудников, имеющих к ней отношение: как правило, это сами работники и руководители соответствующих подразделений. Не забудьте обеспечить свободный доступ работников к инструкции: разместите её копии на рабочих местах или в отделе кадров. Сделайте отметку в специальном журнале учёта инструкций по охране труда и не забудьте её пересмотреть и, при необходимости, внести коррективы не позднее, чем через 5 лет.
Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.
″ Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?
Есть три варианта развития событий:
1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.
2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.
3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.
Бесплатная консультация юриста по охране труда
Вопросы ответственности всегда находятся в ведении юриста.
За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель согласно ст. 198 ТК может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
– замечание;
– выговор;
– увольнение.
За причинение в результате нарушения требований по охране труда имущественного ущерба работник независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности может быть привлечен к материальной ответственности по ст. 400–409 ТК.
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда установлена ст. 306 УК в виде наказания вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за соблюдение правил охраны труда.
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
В понятие правил охраны труда включаются правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда, закрепленные в трудовом законодательстве и локальных нормативных правовых актах.
При привлечении к уголовной ответственности по ст. 306 УК необходимо четко установить, требования каких норм соответствующих нормативных правовых актов (правил, положений, инструкций, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.п.), содержащих правила безопасности или охраны труда, были нарушены виновным и в чем конкретно выразились нарушения, а также доказать наличие причинно следственной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2005 № 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст.ст. 302–306 УК)»).
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что в области охраны труда у юриста есть достаточно много обязанностей, которые заключаются не только в знании законодательства об охране труда, но и в организации ряда мероприятий, участии в деятельности специалистов в области охраны труда.
Условия труда на рабочем месте
Создание безопасных условий труда для работников остается основной задачей нанимателя.
Согласно пункту 2 статьи 226 ТК наниматель обязан обеспечить условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям по охране труда.
Условия труда на рабочем месте зависят от оснащенности рабочего места техническими средствами, санитарно-гигиенического состояния и эстетического оформления производственной среды и обеспечиваются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов (в зависимости от работ, которые проводятся в помещении).
В тех случаях, когда работа осуществляется во вредных и (или) опасных условиях труда, наниматель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации (пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда). Также определяются обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 N 322-З «О профессиональном пенсионном страховании».
Для этого в силу требований статьи 17 Закона об охране труда нанимателем проводится оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — Положение об аттестации рабочих мест).
В соответствии с п. 4 Положения об аттестации рабочих мест и с учетом социально-экономической значимости аттестации, необходимости знания законодательства, ответственности организации за ее проведение в состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работника юридической службы.
В функции работника юридической службы, как правило, входит защита имущественных прав и законных интересов организации, а также обеспечение законности ее деятельности. В рамках реализации этих функций юристу целесообразно контролировать соблюдение установленных законодательством и имеющих большое значение для работы сроков в различных сферах деятельности организации.
Особое внимание следует обращать на сроки действия документов, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Статьей 76 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1596-XII «О пенсионном обеспечении» установлена обязанность нанимателя о соблюдении сроков оформления документов о результатах аттестации, а также закреплена материальная ответственность за причиненный ущерб.
Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на нанимателя. В случае несвоевременного проведения аттестации наниматель возмещает в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь расходы на выплату льготных пенсий в полном объеме в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Несмотря на конкретные требования трудового законодательства, почти во всех организациях встречаются отдельные нарушения в области охраны труда.
Обеспечение соблюдения предусмотренного законодательством порядка привлечения к ответственности работников за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда является обязанностью юриста.
За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 12 ТК наниматель имеет право требовать от работников выполнения условий трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка, а в случае их нарушения привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности регулируется главой 14 ТК.
Согласно статье 198 ТК за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
При привлечении работника к дисциплинарной ответственности допускается ряд нарушений законодательства в результате несоблюдения нанимателем правил и сроков применения мер дисциплинарного взыскания.
Несоблюдение сроков применения мер дисциплинарного взыскания является основанием для обжалования и его отмены.
За причинение в результате нарушения требований по охране труда имущественного ущерба работник независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со статьями 400 — 409 ТК.
Инструкция по охране труда для юриста
После того, как Вы разработали инструкцию по охране труда для юриста, Вам следует ознакомить с ней всех сотрудников, имеющих к ней отношение: как правило, это сами работники и руководители соответствующих подразделений. Не забудьте обеспечить свободный доступ работников к инструкции: разместите её копии на рабочих местах или в отделе кадров. Сделайте отметку в специальном журнале учёта инструкций по охране труда и не забудьте её пересмотреть и, при необходимости, внести коррективы не позднее, чем через 5 лет.
- Изучить функциональные обязанности юриста (должностная инструкция, опрос руководителя).
- На основе типовой инструкции составить инструкцию, отвечающую специфике Вашей организации.
- Ознакомить с инструкцией работников организации, имеющих к ней отношение.
- Внести соответствующую запись в журнал учёта инструкций по охране труда.
- Обеспечить свободный доступ к инструкции (копии на рабочих местах, отдел кадров).
- Суды
- Судебные приставы
- Прокуратура
- Следственные отделы
- Отделы Полиции
- ГИБДД
- Миграционные отделы
- Налоговые инспекции
- МФЦ
- Военкоматы
- Администрации
- ЗАГС
- Пенсионные фонды
- Соцзащита
- Нотариусы
Охрана труда: что должен знать юрист
Локальные документы в сфере охраны труда, которые разрабатываются и утверждаются на предприятии, опираются на требования правовых актов, устанавливающих стандарты безопасных условий труда, правила по обеспечению соблюдения их. Все эти нормы в совокупности составляют законодательную базу по охране труда, содержащую законы, постановления и иные нормативные документы.
Государственные требования являются обязательными к исполнению всеми субъектами, осуществляющими любой вид деятельности. Это касается не только организации труда и производства, но и проведении проектных работ, конструирования оборудования и т.д. Такие нормативные акты можно разделить на несколько видов:
- государственные нормативы и санитарно-эпидемиологические правила;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции в сфере охраны труда.
На предприятии разрабатываются и утверждаются локальные акты, к которым относятся:
Для каждого работника или группы должностей должны быть составлены инструкции, соответствующие видам выполняемых работ или профессиям, должностям. Основанием для этого является Трудовой кодекс РФ Статья 212, отраслевая или межотраслевая типовая инструкция, требования безопасности при выполнении конкретных видов работ.
Требования законодательства являются обязательными для всех работодателей и при отсутствии документов по ОТ влечет наложение штрафа. Особенно тяжелые последствия возможны в случаях травм на производстве или аварий, когда в ходе разбирательств не обнаружатся соответствующие инструкции.
Безопасность труда работников является важным показателем работы предприятия. Назначение инструкций по ОТ заключается именно в обеспечении этого. Там описываются:
- методы и приемы работы, являющиеся наиболее безопасными для каждой группы специальностей или вида деятельности;
- какие меры безопасности должны быть предприняты перед тем, как приступать к работе;
- что необходимо делать при наступлении обстоятельств, называемых форс-мажорными.
Требования инструкций являются обязательными для исполнения.
Документы по охране труда разделяются на два больших блока.
В них содержатся приемы и методы безопасной работы для конкретной группы специальностей или отдельного работника.
Каждая инструкция должна содержать порядок действий и механизм взаимодействия с необходимыми для осуществления рабочих функций предметами.
Такие документы могут разрабатываться для электриков, слесарей, уборщиков, водителей и остальных должностей в организации. При необходимости конкретизировать по каждому из работников делаются именные инструкции.
Примерный образец инструкций по охране труда для:
Определенные виды работ могут потребовать отдельные нормативные документы по охране труда. При этом они касаются только конкретного направления деятельности или инструмента. Сюда относятся, например, работа на сверлильном станке, на компьютере, по очистке территории от травы, мытью окон и т.д.
Примерный образец инструкций по охране труда при работе на:
- высоте
- персональном компьютере
В итоге для одного работника может быть использовано несколько инструкций одновременно. Так у уборщицы помимо основной деятельности и документа по ней может временно применяться дополнительный – для мытья окон и, как следствие, работы со стремянкой. Офисные работники должны иметь инструкции при обращении с офисной техникой: компьютером, принтером и т.д., а также бытовыми электроприборами.
Приказ Минтруда РФ от 19.11.2020 N 815Н
10. Перед началом выполнения работы по охране объекта работник должен пройти инструктаж по мерам безопасности при осуществлении охраны объекта.
11. Обход территории охраняемого объекта осуществляется по утвержденному маршруту, который должен проходить:
1) по участкам территории, на которых отсутствуют препятствия в виде загроможденности и захламленности оборудованием, материалами и отходами производства, ям, траншей, кюветов, колодцев подземных коммуникаций, резервуаров с водой;
2) вне полотна железнодорожных путей, а если выполнение трудовых обязанностей связано с охраной объектов железнодорожного транспорта, то только по специальным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам;
3) вне установленных (обозначенных) границ участков производства строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ, блокпостов и постов глухой привязи служебных собак.
12. Территория охраняемого объекта в темное время суток должна быть освещена.
Для осмотра внутренних объектов охраны в темное время суток работники должны быть обеспечены переносными электрическими фонарями.
13. При нахождении в зонах повышенной опасности (вблизи движущихся транспортных средств, автомобильных и железных дорог, на строительной площадке) работники должны быть одеты в сигнальные жилеты или иметь на форменной одежде световозвращающие элементы.
14. При осуществлении охраны объектов запрещается:
1) выполнять работы, не предусмотренные трудовыми обязанностями или договорными обязательствами;
2) оставлять пост, маршрут, за исключением случаев оказания помощи пострадавшим при аварийных ситуациях, предотвращения правонарушений и задержания правонарушителей;
3) ходить по железнодорожным путям, пересекать их под стоящими вагонами;
4) прикасаться к оборванным электропроводам;
5) допускать разведение костров, сжигание тары и производственных отходов вблизи охраняемых объектов;
6) использовать для осмотра транспортных средств неисправные приставные лестницы, подручные материалы, а также осматривать транспортные средства с подножек или колес;
7) проверять документы (пропуска) на право выезда (въезда) во время движения транспортных средств;
8) допускать к управлению воротами с автоматическим приводом посторонних лиц;
9) самостоятельно устранять недостатки в электроснабжении и неисправность технических средств охраны, требующие специальной подготовки работников охраны, а также применения запасных частей, инструментов и принадлежностей.
15. Осмотр транспортных средств и перевозимых на них грузов должен проводиться на досмотровых площадках или у проездных ворот с эстакад, лестниц- стремянок либо с приставных лестниц с крюками на концах.
16. Досмотровые площадки в зимнее время должны очищаться от снега и льда и посыпаться песком либо иным противоскользящим материалом.
17. В целях предотвращения падения транспортного средства в канаву или с эстакады во время его передвижения осмотровые канавы и эстакады должны быть оснащены предохранительными ребордами.
В местах перехода осмотровые канавы оснащаются съемными переходными мостиками шириной, обеспечивающей безопасный переход работников.
Площадки эстакад должны обеспечивать возможность досмотра кузовов грузовых автомобилей без захода на них и иметь площадь не менее 1 кв. м. Эстакады должны быть оборудованы лестницами с перилами для безопасного подъема и спуска работников.
18. Перед осмотром двигателя транспортного средства с поднимающейся кабиной должны применяться штатные устройства автомобиля для фиксации кабины в поднятом положении.
Запрещается прикасаться к горячим частям двигателя и к электрооборудованию транспортного средства.
19. Лестницы, подножки, ступени транспортного средства перед осмотром должны быть очищены от грязи, снега и льда.
20. При вскрытии автофургона необходимо находиться на расстоянии от открываемых дверей автофургона во избежание получения травм открываемыми дверями либо вследствие возможного выпадения груза.
21. Во избежание самопроизвольного движения транспортного средства при его осмотре водитель должен выключить двигатель, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобилях с автоматической коробкой передач — в положение «Паркинг») и затормозить транспортное средство стояночным тормозом, по требованию работника охраны заглушить двигатель.
22. Запрещается проводить осмотр транспортного средства:
1) на открытых незащищенных площадках в грозу, метель, при сильном ветре и интенсивных атмосферных осадках, создающих угрозу травмирования;
2) осмотр моторного отсека при работающем двигателе транспортного средства;
3) во время движения транспортного средства;
4) с эстакад, не оборудованных приспособлениями, обеспечивающими безопасное проведение работ.
23. Перед пропуском транспортного средства с территории охраняемого объекта необходимо остановить транспортное средство, открыть проездные ворота. Створки немеханизированных проездных ворот в открытом положении должны быть зафиксированы стопорным устройством (фиксатором).
Движение транспортных средств через проем ворот допускается только при полном открытии створок ворот.
24. При управлении механизированными проездными воротами необходимо:
1) убедиться в отсутствии людей, транспортных средств и посторонних предметов в зоне движения створок ворот;
2) снять запирающее устройство, если створки ворот дополнительно им заперты;
3) произвести открывание или закрывание створок ворот нажатием соответствующих кнопок на пульте управления до отключения привода и остановки створок в крайних положениях.
25. При обнаружении неисправности проездных ворот (возникновение постороннего шума, стука, вибрации створок ворот и механизмов управления ими) необходимо немедленно прекратить работу и сообщить о неисправности непосредственному руководителю.
По завершении пропуска транспортного средства створки механизированных ворот должны быть установлены в положение «закрыто».
26. При проведении осмотра поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов (далее — железнодорожный подвижной состав) и перевозимых грузов необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
1) проходить вдоль железнодорожных путей следует только по их обочине или посередине междупутья; при этом необходимо следить за движущимся железнодорожным подвижным составом, предметами, выступающими за его габариты, подаваемыми звуковыми и видимыми сигналами на железнодорожном транспорте;
2) переходить железнодорожный путь под прямым углом, не наступая на головку рельса, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося железнодорожного подвижного состава;
3) при переходе через железнодорожный путь, занятый стоящим железнодорожным подвижным составом, пользоваться переходными площадками; при сходе с переходной площадки держаться за поручни, спускаясь лицом к вагону;
4) обходить стоящий железнодорожный подвижной состав на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.
Проходить между расцепленным железнодорожным подвижным составом разрешается, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом идти следует посередине разрыва.
27. Осмотр вагонов железнодорожного подвижного состава должен проводиться после полной его остановки.
28. При входе и выходе из вагона железнодорожного подвижного состава необходимо убедиться в исправности подножки, а также в отсутствии движущихся по смежному железнодорожному пути вагонов железнодорожных подвижных составов. При этом необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону железнодорожного подвижного состава.
29. При проведении осмотра железнодорожного подвижного состава и перевозимых на нем грузов запрещается:
1) заходить в вагон и спрыгивать с переходной площадки вагона во время движения железнодорожного подвижного состава до полной его остановки;
2) перебегать и переходить железнодорожный путь перед движущимся железнодорожным подвижным составом, когда расстояние до него менее 400 м, переходить междупутье в местах, не установленных утвержденным маршрутом служебного прохода;
3) переходить на другую сторону железнодорожного подвижного состава под вагонами, между автосцепками стоящих вагонов, если расстояние между ними менее 10 м;
4) садиться на рельсы и шпалы, а также подлезать под вагоны железнодорожного подвижного состава;
5) находиться на междупутье при следовании железнодорожного подвижного состава по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками «Негабаритное место»;
6) находиться за 400 м до приближающегося железнодорожного подвижного состава на расстоянии менее 2 м от границы крайнего рельса, а на участках со скоростным и (или) высокоскоростным движением — менее 5 м;
7) на электрифицированных железнодорожных путях до снятия напряжения и заземления проводов контактной сети и связанных с ними устройств подниматься на крыши вагонов, на груженые платформы, полувагоны и контейнеры.
30. Для размещения и проезда работников, сопровождающих вагоны с охраняемыми грузами, допускается использовать:
1) отдельные оборудованные вагоны;
2) нерабочую кабину локомотива и технически исправные переходные площадки вагонов (только для проезда нарядов ведомственной охраны при исполнении трудовых обязанностей);
3) специально оборудованные места (специальные съемные сооружения).
31. При сопровождении охраняемого груза в пути следования запрещается:
1) стоять ближе 1 м от борта платформы, держаться за борт и сидеть на борту платформы;
2) садиться на переходную площадку и сходить с нее до полной остановки железнодорожного транспортного средства;
3) переходить с платформы на платформу или с вагона на вагон по крышам;
4) сидеть на ступеньках переходной площадки.
32. При подходе железнодорожного транспортного средства к туннелю боковые окна в кабине локомотива должны быть закрыты.
33. Проезд на переходных площадках вагонов допускается при температуре наружного воздуха не ниже минус 10°С.
35. При следовании к месту охраны искусственного сооружения необходимо перемещаться по утвержденным маршрутам с учетом местных условий (наличие дорог, просек, троп, площадок безопасности, специальных ниш в туннелях).
При передвижении группы численностью более двух работников должны быть назначены старший группы и наблюдающий за обстановкой с обеих сторон (за приближением железнодорожного транспортного средства, светофорами, звуковой предупредительной сигнализацией).
При следовании к месту охраны «в колонне по одному» необходимо соблюдать дистанцию 2 — 3 м друг от друга.
36. Переход с одного портала туннеля на противоположный должен осуществляться по утвержденным безопасным маршрутам: по туннелю или по верху туннеля.
При прохождении по мосту необходимо двигаться ближе к перилам моста, а в туннеле — ближе к стене туннеля.
Запрещается поднимать воротники верхней одежды и опускать наушники шапок.
37. При подходе железнодорожного транспортного средства на расстояние менее 400 м работники должны укрыться на постовых площадках или в нишах туннелей. Продолжать движение разрешается после прохода железнодорожного транспортного средства, убедившись в отсутствии другого приближающегося железнодорожного транспортного средства.
38. Во время прохода железнодорожного транспортного средства необходимо вести наблюдение в соответствии с поставленной задачей, находясь внутри постовой будки либо с постовой площадки.
39. Смена работников на мостах, в туннелях и других искусственных сооружениях должна производиться на постовых площадках, которыми оборудуются охраняемые объекты.
Во время смены работников необходимо вести наблюдение за подходом железнодорожных транспортных средств.
При приближении железнодорожного транспортного средства работник должен зайти в постовую будку или на постовую площадку.
Статья 214 ТК РФ содержит пять обязанностей сотрудника, которые он должен соблюдать, находясь на рабочем месте. Сделано это для того, чтобы работник не смог нанести вред при выполнении должностных обязанностей ни себе, ни своим коллегам.
Правила распространяются абсолютно на все категории, как на простых служащих, так и на руководство и его заместителей. Все обязанности должны быть четко прописаны в трудовом соглашении.
Согласно статье 114 Трудового Кодекса РФ обязанностями работника в области охраны труда являются:
- соблюдать правила охраны труда;
- использование средств защиты, как для индивидуального использования, так и для коллективного;
- обучаться технике охраны труда, уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшему коллеге. проходить инструктажи и стажировку на рабочем месте;
- обязательно сразу сообщать руководителю или любому другому вышестоящему лицу о возникновении опасной ситуации, которая может представлять угрозу;
- сообщать обо всех случаях ухудшения здоровья коллег, в том числе об обострении профессиональных заболеваний;
- проходить обязательные очередные медицинские осмотры по направлению руководителей организации.
В трудовом соглашении каждого сотрудника прописано, какие обязанности работника области охраны труда относятся к его должности. Все работники обязаны соблюдать правила, так как это является гарантией безопасности на производстве.
Эти обязанности касаются не только простых рабочих и служащих. Соблюдать нормы охраны труда обязаны также руководители и их заместители. Для каждой категории работников, существует определенный круг требований по охране труда, это зависит от его обязанностей на данном предприятии.
Административное звено предприятия обязано следить за санитарными нормами, за соблюдение законодательных актов.
На работников, занятых непосредственно на самом производстве, возлагается выполнение всех правил, которые прописаны в инструкции, составленной исходя из должностных обязанностей сотрудника. Последний в свою очередь должен своевременно предупреждать о любых возникших трудностях и ситуациях, которые могут повлиять на безопасность условий труда.
При приеме на работу с каждым сотрудником должен быть проведен вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда либо работник, на которого возложены эти обязанности. После вводного инструктажа обязательно должна быть стажировка на рабочем месте.
Кроме первичных инструктажей существуют:
- повторные;
- внеплановые;
- целевые.
На них сотрудников посвящают в то, каковы обязанности работника в области охраны труда, знакомят с возможными опасностями на рабочем месте, с законодательством об охране труда, с основными способами оказания первой медицинской помощи. Сведения обо всех проведенных инструктажах должны быть зафиксированы в специальном журнале.
Инструкция по охране труда – это нормативный акт, который устанавливает требования по охране труда при выполнении работ на том или ином предприятии. Инструкции могут носить общий характер, то есть быть типовыми для всех сотрудников, и индивидуальный – для каждой должности отдельная инструкция. Все типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти.
Инструкция по охране труда состоит из следующих пунктов:
- правила безопасности перед началом рабочего процесса;
- требования безопасности во время работы;
- правила поведения в аварийных ситуациях;
- правила соблюдения безопасности в конце рабочей смены.
Инструкции для всех должностей организации утверждаются руководителями. Храниться они должны в местах, где будут доступны для изучения работниками. Сотрудники обязаны изучать инструкции. Невыполнение требований, указанных в них, квалифицируется как нарушение трудовой дисциплины.
На работников, занятых на опасном производстве, возлагаются дополнительные обязанности в области охраны труда. Сотрудники опасных производств обязаны:
- соблюдать нормативные акты по правилам ведения работ в опасной промышленности;
- проходить аттестацию в сфере безопасности в области промышленности;
- сразу сообщать руководителю о возникновении аварии на опасном производстве;
- приостановить работу во время возникновения аварии;
- принимать участие в работах по локализации аварии на производстве.
Если работник не соблюдает данную инструкцию, ему грозит не только дисциплинарное взыскание, но и увольнение.
Охрана труда – обязательное условие стабильного функционирования предприятия. Помимо защиты жизни работников и обеспечения нормальных санитарных условий, она помогает поддержать стабильную производительность. Нарушение охраны труда повышает рост травматизма и риск увеличения профессиональных заболеваний.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Организация охраны труда
Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.
Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.
Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.
Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.
Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.
Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.
Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.
Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.
В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.
Охрана труда и здоровья граждан в настоящее время в Российской Федерации возведена в ранг приоритетного направления социальной политики российского государства. Конституция РФ (ст.7) установила, что в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей. Устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Право на охрану здоровья является широким понятием по охвату субъектов (распространяется на всех граждан), по оценке факторов воздействия на здоровье (от любых видов неблагоприятного воздействия – и на окружающую среду, и на население, факторов как природного, так и техногенного характера), по задачам регулирования (меры должны обеспечивать и сохранение здоровья, и его укрепление, т. е. развитие).
Охрана труда обеспечивает защиту работника от неблагоприятного воздействия производственной среды. Такая защита осуществляется от ограниченного круга вполне определенных производственных факторов. Производственные факторы классифицированы государственными стандартами безопасности труда и включают: физические, химические, биологические и психофизические факторы. Воздействие каждого из них может привести к постоянно развивающемуся заболеванию работника (вредный фактор) или при определенных уровнях воздействия к мгновенной утрате трудоспособности или даже к смерти (опасный фактор). Градация производственных факторов на вредные и опасные в значительной степени определила подходы, принятые в нормативных актах по охране труда при формулировании требований по выбору защитных мероприятий.
Наемный работник на производстве нуждается прежде всего в защите от чрезмерных трудовых нагрузок, от игнорирования либо недостаточного учета работодателем различных негативных производственных факторов, от пренебрежения различиями в индивидуальных качествах. Работник нуждается в защите и от опасностей получения травм либо заболеваний вследствие взаимодействия с современными сложными средствами производства и иными факторами производственной среды.
Ранее на территории Российской Федерации действовало Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 «Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций».
Постановлением Минтруда РФ от 15 октября 2001 г. № 74 вышеуказанное постановление признано утратившим силу. В данный момент сохраняет действие приказ Минобразования РФ от 22 апреля 1997 г. № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» и Приказ Минздрава РФ от 7 мая 1998 г. № 155 «Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России».
Сегодня федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, предприятиям необходимо разработать с учетом своей специфики соответствующие положения.
Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности.
Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятии приказом (распоряжением) их руководителей создаются аттестационные комиссии по проверке знаний (одна или несколько). В состав комиссии включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспектора по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа.
Конкретный состав, порядок и форму работы комиссии определяют руководители предприятий.
Члены комиссии по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия, и пройти проверку знаний по охране труда. Если численность предприятия не позволяет создать комиссию по проверке знаний, то проверка знаний руководителей и специалистов таких предприятий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, должна проводится в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих специальное разрешение.
Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами определенной формы. Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения.
Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией по труду.
Инструкция по охране труда для юрисконсульта в организации
Если такой инструкции нет, то она составляется на основе требований безопасности указанной в документации изготовителя оборудования. Кроме того, в инструкции учитываются условия производства самой организации. Все эти требования разрабатываются с учётом профессии и должности работника, для которого они разрабатываются, а также вида выполняемой им работы – п.
- Для реконструированного и нового производства возможна разработка временной инструкции – п. 5.5 Методических рекомендаций .
- Инструкция разрабатывается с учётом должности и профессии работника, для которого она составляется, а также вида выполняемой им работы – п. 5.1 Методических рекомендаций .
- Инструкция разрабатывается с учётом требований ст.
Но так как в организации их может быть несколько, целесообразно приказом по организации назначить конкретное должностное лицо, ответственное за разработку инструкции.
Охрана труда на предприятии: основные моменты
Правила по охране труда не просто так придуманы законотворцами. Они обеспечивают защиту наемных работников от несчастных случаев, а в случае непредвиденных происшествий, послуживших причиной травм на производстве, являются гарантией того, что сотрудник получит какую-либо компенсацию.
Для каждого вида работ в Трудовом кодексе определены свои требования. За их соблюдением, ровно как за соблюдением санитарных норм и правил, обязаны следить административные сотрудники. Исполнители же, непосредственно занимающиеся производственными процессами, должны строго следовать разработанным инструкциям по охране труда.
Каждый сотрудник должен вносить свой вклад в создание безопасного производства и в случае обнаружения каких-либо неполадок в работе оборудования или пренебрежения к нормам охраны труда со стороны других людей, обязан предупредить об этом своего работодателя.
Это позволит избежать травмоопасных ситуаций и предпринять своевременные меры к обеспечению дальнейшей их профилактики.
Юридические услуги по охране труда от компании «Мир юстиции»
Перечень предоставляемых юридических услуг в рамках охраны труда на предприятиях включает:
- Консультации с заказчиком на предмет организации на предприятии охраны труда, в соответствии с нормами действующего законодательства;
- Анализ организации охраны труда на предприятии на предмет соответствия нормам законодательства и предоставление рекомендаций, направленных на исправление ошибок;
- Установление потребности в формировании персональной системы с осуществлением документального сопровождения;
- Подготовка пакета необходимой документации, включающего правила, положения, инструкции, распоряжения и графики;
- Обучение сотрудников и выдача удостоверений, подтверждающих получение навыков и знаний в сфере охраны труда;
- Помощь в подготовке к инспекции с сопровождением всех сопутствующих мероприятий и обжалованием заключений;
- Мирное разрешение конфликтных и спорных ситуаций;
- Подготовка к разбирательствам в суде;
- Представительство интересов клиента в ходе судебного разбирательства на всех стадиях.