Учреждения социального обслуживания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения социального обслуживания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой системе отводится территориальным центрам социального обслуживания населения.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации — с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Стационарное социальное обслуживание

В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.

С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения

— оставшиеся без попечения родителей;

— нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;

— дети из малообеспеченных семей;

— подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;

— проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;

— имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;

— проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;

— дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;

2) Семьи (отдельные граждане):

— имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

— имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;

— с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;

— семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);

— семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);

— семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;

— семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;

— молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;

— находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;

Читайте также:  Раздел имущества супругов после развода в 2022 году

— семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;

— семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;

— семьи, состоящие из одних пенсионеров;

— семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;

— частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;

— граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;

— безработные граждане (в том числе и подростки);

— проживающие в одной квартире бывшие супруги;

— граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;

— подвергшиеся психофизическому насилию;

— имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;

— потерявшие родных и близких;

— одинокие матери с несовершеннолетними детьми;

— беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);

— находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;

— одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;

— находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;

— находящиеся в конфликте с семьей;

— матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.

4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.

6) Граждане без определенного места жительства и занятий.

Виды социальных учреждений для пожилых и инвалидов

На основе ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст.) утверждена следующая классификация для предоставления помощи пожилым людям и инвалидам:

  1. По форме собственности.
  2. По типам.
  3. По видам.

На рисунке ниже наглядно представлена классификация учреждений в соответствии с принятым ГОСТом.

Специализированные социальные учреждения для пожилых и инвалидов по форме собственности бывают государственными и негосударственными. Первые принадлежат субъектам РФ, поэтому находятся в их ведении. Второй тип учреждений формируется по инициативе частных лиц или иных негосударственных заведений.

На территории России насчитывается более полутора тысяч действующих домов престарелых, во Франции их более семи тысяч, а в США — свыше двадцати тысяч. Процент государственных домов престарелых в РФ составляет примерно 90 %.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Как определить родственника в дом престарелых: особенности процедуры
  • Из лучших побуждений: как убедить пожилого человека переехать в дом престарелых
  • Помощь престарелым людям: виды, способы оказания, меры предосторожности

Как оформить родственника в государственный дом престарелых

Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.

Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.

Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • полис ОМС;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение.

Процесс оформления пожилого родственника в пансионат состоит из нескольких этапов. Ниже мы составили для вас алгоритм, с помощью которого вы сможете все правильно сделать и избежать проблем и проволочек.

Для того чтобы определить пожилого человека в дом престарелых, вам необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оформить заявку в отделении социальной защиты по месту жительства на проживание в пансионате.
  2. Пройти медицинскую комиссию. Потребуется получить полный перечень имеющихся заболеваний и отклонений у пожлого человека.
  3. Получить в БТИ справку, свидетельствующую о том, что у пенсионера есть жилье.
  4. Предоставить весь пакет документов в органы социальной защиты.
  5. Дождаться направления на проживание в пансионате. Это может занять некоторое время.
  6. В случае необходимости переоформить пенсию. Создается ощущение, что процедура весьма понятна и проста. В действительности весь процесс занимает достаточно много времени и требует больших усилий. При оформлении в дом престарелых недееспособного человека вы можете столкнуться еще с рядом дополнительных трудностей, особенно при прохождении медицинской комиссии.

Государственная организация социальной защиты

Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.

В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.

Как оформить родственника в государственный дом престарелых

Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.

Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.

Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • полис ОМС;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение.
Читайте также:  Ежемесячное пособие на ребёнка в 2023 году

Стационарное обслуживание

Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:

  • пенсионеры;
  • ветераны;
  • инвалиды (как взрослые, так и дети);
  • граждане с физическими или психическими нарушениями;
  • сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.

Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.

Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.

Становление и развитие инфраструктуры учреждения социального обслуживания

В последние годы в стране начинает формироваться новая государственная система социальной защиты человека, семьи, населения, ориентированная на динамично изменяющиеся социальные условия рынка. Понятия «социальная инфраструктура» и «социально-педагогическая инфраструктура» не являются устоявшимися в научной литературе, при этом необходимость их введения в терминологический аппарат гуманитарно-социальных наук не подвергается сомнению. По определению Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:

— стационарные;

— полустационарные;

— нестационарные;

— комплексные;

— учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;

— учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;

— учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

4.2.1 Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

4.2.2 Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

4.2.3 Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

4.2.4 Комплексное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

4.2.5 Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.

4.2.6 Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

4.2.7 Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи — это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Государственная организация социальной защиты

Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.

В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.

Работа попечительских советов в социальной сфере

В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета учреждения социального обслуживания населения и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством на основании Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденного Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2014 г. № 425н.

В указанном правовом акте, в частности, указывается, что попечительский совет организации социального обслуживания является совещательным органом организации социального обслуживания, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.

Основными задачами работы попечительского совета в социальной сфере являются:

  • содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;
  • содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;
  • содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;
  • содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;
  • содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;
  • содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;
  • содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.

Для выполнения возложенных на него задач попечительский совет имеет право:

  • запрашивать информацию от администрации организации социального обслуживания о реализации принятых попечительским советом решений;
  • вносить администрации организации социального обслуживания предложения по вопросам совершенствования деятельности организации социального обслуживания;
  • участвовать в организации и проведении «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
  • участвовать в подготовке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
  • осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.

Статья 17. Социально-консультативная помощь

1. Социально-консультативная помощь в организациях социального обслуживания предоставляется в виде информирования о перечне предоставляемых социальных услуг, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. (в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66) 2. Получателям социальных услуг, остро нуждающимся в социальном обслуживании, социально-консультативная помощь в организациях социального обслуживания оказывается в неотложном порядке. (в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66) 3. Социально-консультативная помощь может оказываться в устной, письменной форме, а также с использованием телефона и (или) электронных средств связи. Форма помощи определяется по выбору гражданина. 4. Социально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержку граждан, активизацию усилий в решении их проблем и предусматривает: 1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; 2) консультативную помощь в профессиональной ориентации, обучении и трудоустройстве; 3) социально-правовую помощь в пределах компетенции организаций социального обслуживания; (в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66) 4) профилактику различного рода социально-психологических отклонений и социальных конфликтов; 5) содействие в организации досуга лиц, находящихся на социальном обслуживании; 6) иные меры по созданию социального благополучия. 5. Оказание социально-правовой помощи получателям социальных услуг в организациях социального обслуживания в решении вопросов пенсионного обеспечения, предоставления денежных выплат, социальной поддержки и реабилитации, защиты прав детей включает в себя: разъяснение получателям социальных услуг сути интересующих вопросов и порядка их решения, осуществление содействия в подготовке и направлении в компетентные организации необходимых документов, контроль за их рассмотрением, в том числе посещение этих организаций работниками организаций социального обслуживания по просьбе получателей социальных услуг. (в ред. Закона г. Москвы от 24.12.2014 N 66)

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

— расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

— установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

— содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

— развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

— аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

— планово-организационную: планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

— управленческую: обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

— информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *