Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда исполняются обязанности военной службы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Под оставлением части или места службы следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части, где военнослужащий обязан присутствовать на основании приказа или одобрения командования.
Увольнение в армии. Первое значение
Статья 240. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на одно увольнение в неделю из расположения полка (в моём случае — института/части). При этом увольнение военнослужащих должно регулироваться между подразделениями полка (корабля), чтобы не снижались боевая готовность полка (корабля), качество несения боевого дежурства (боевой службы) и службы суточного наряда.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются из расположения полка командиром роты в назначенные командиром полка дни и часы. Одновременно из подразделения может быть уволено не более 30 процентов военнослужащих. В субботу и предпраздничные дни разрешается увольнение до 24 часов, а в воскресенье и праздничные дни — до вечерней поверки. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увольнение из расположения полка может предоставляться после приведения их к Военной присяге.
Итак, давайте резюмируем вышеописанную выдержку из Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ.
Как я уже говорил, военком мне не соврал. Увольнение в армии действительно предоставляется один раз в неделю.
А умолчал он о том, что одновременно увольняться из подразделения могут не более 30% военнослужащих. После проведения несложных расчётов мы поймём, что при отсутствии замечаний со стороны начальства на протяжении последних дней и грубых нарушений воинской дисциплины, военнослужащий может получить увольнение в армии один раз в 3 недели.
Ответственность за самовольное оставление части
Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Под оставлением части или места службы следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части, где военнослужащий обязан присутствовать на основании приказа или одобрения командования.
Под территорией воинской части понимается район казарменного, лагерного или походного расположения воинской части в границах, установленных командованием. Не является самовольным оставлением части, если военнослужащий уходит из казармы, но находится в пределах территории воинской части.
Местом службы может являться объект, где осуществляются хозяйственные работы, организуются обучающие, массовые культурные и воспитательные мероприятия, происходит перемещение группы военнослужащих в автобусе, поезде и т. д. Также это может быть пункт назначения, куда военнослужащий отправился в командировку, учреждение, где солдат проходит лечение, будь то военный госпиталь или медицинская организация, принадлежащая иному ведомству.
Прекращение военной службы
1. Понятие прекращения военной службы. Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.
Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В то же время в отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). С другой стороны, не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.
Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой сложный фактический состав, состоящий из ряда последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемый приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.
Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой — обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.
Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.
2. Основания прекращения военной службы. Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».
Критерий классификации оснований прекращения военно-служебных отношений — источник возникновения оснований прекращения военно-служебных отношений, которыми являются следующие виды юридических фактов.
Обязанности командира роты
В обязанности ротного входят:
- планирование, организация занятий по совершенствованию боевой подготовки. Составление еженедельного расписания запланированных теоретических занятий в классах, практических — на позициях роты. Проведение с офицерами, младшими командирами учебного процесса. Организация профессионального управления подразделением в любых обстоятельствах;
- периодическая проверка знаний у своего личного состава, практических навыков;
- безупречно знать звания, ФИО, национальную принадлежность, срок службы того или иного подчиненного. Его семейное положение, занимаемую должность, предписанную воинскую специальность (стрелок, снайпер, пулеметчик, гранатометчик, водитель и проч.), моральный облик, психологические качества военнослужащих;
- отбирать желающих для прохождения дальнейшей службы на контрактной основе. Добровольцев для обучения в военных учебных заведениях;
Обязанности заместителя командира роты
Замкомроты, он же помощник ротного командира, должен в полной мере исполнять обязанности своего непосредственного начальника во время отсутствия последнего. Это может случиться и по приказу ротного.
Замкомроты занимается организацией и несет полную ответственность за следующие мероприятия:
- обеспечение боеготовности воинского подразделения. Неукоснительное соблюдение порядка, поддержание на высоком уровне воинской дисциплины, готовности к бою;
- организация моральной поддержки, посильной помощи, в процессе обучения и на учениях;
- постоянный контроль за соблюдением пожарной и иной безопасностью;
- проверка боевой готовности военнослужащих. Контроль за правилами хранения технических средств и боеприпасов, стрелкового оружия;
- подготовка, изготовление учебных пособий, на которых занимается личный состав. Пополнение материальной базы, имущества;
- выделение, распределение, инструктаж суточных нарядов, проверка несения службы, выполнения должностных обязанностей;
- проверка службы сержантов, которые командуют отделениями;
- наведение чистоты в расположении, соблюдение уставного порядка в местах дислокации роты, на закрепленной территории воинской части и т. д.
Как правильно написать рапорт на увольнение по ОШМ?
В ходе ОШМ, связанных, например, с переходом на новый штат, военнослужащие могут подать рапорт о том, чтобы их уволили в связи с ОШМ со ссылкой на п.п.а п.2 ст. 51 ФЗ № 53.
- Рапорт подается на имя командира части.
- В рапорте необходимо указать от кого он подается, т.е. свои ФИО и должность.
- Документ должен называться «рапорт».
- В рапорте необходимо указать просьбу об увольнении, сославшись на положения закона, касающиеся ОШМ.
- В рапорте помимо просьбы об увольнении, военнослужащие могут указать, чтобы их обеспечили жилыми помещениями. Также в рапорте должен содержаться отказ или согласие, чтобы их перевели на другую должность (вышестоящую или нижестоящую). Также должно содержаться согласие или отказ от прохождения военно-врачебной комиссии. Если лицо обеспечено жильем, то об этом также необходимо указать в рапорте. Помимо указанной информации в рапорте могут содержаться иные просьбы, например, чтобы лицо отправили на переподготовку по гражданской специальности.
- При написании рапорта и изложении своих просьб следует сделать ссылки на конкретные нормы права.
- В конце рапорта указывается должность и звание военнослужащего, ставится подпись и указывается расшифровка подписи, а также указывается дата рапорта.
Что такое ОШМ в армии: основные принципы
Применение данных мер достаточно часто характеризует перестановку кадрового состава и проведение некоторых сокращений. При этом, увольнение может затронуть практически любого служащего, вне зависимости от наличия персональных достижений и текущих отношений с товарищами. Таким образом, можно сделать вывод, что ОШМ — не самое лучшее явление для служащих, в особенности, когда они не планируют уволиться и менять сферу деятельности.
Рассматривая вопрос, что такое ОШМ в армии, стоит упомянуть, что ситуация не настолько критична, как кажется на первый взгляд. Попавший под такие сокращения военный может получить определенную поддержку и компенсации со стороны государства. Давайте детально рассмотрим данные процессы, каким образом происходит увольнение, и что может получить в таком случае военный.
При этом, существует ряд нюансов, на которые крайне важно обратить особое внимание, чтобы избежать существенных затрат и потерь при подобных ситуациях.
Порядок и условия компенсации военнослужащим за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, применительно к Министерству обороны РФ
В Военную коллегию адвокатов Приморского края неоднократно обращаются военнослужащие по вопросам, связанным с привлечением их к исполнению обязанностей военной службы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
Настоящая статья подготовлена применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ с целью доведения существующего порядка и условий выполнения служебных обязанностей и привлечения к мероприятиям, проводимым сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
По общему правилу, согласно п.1 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В данном случае норма является отсылочной и для установления конкретного времени отсылает к обще трудовому законодательству.
Федеральным законом, дающим определение нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени является Трудовой Кодекс РФ.
Нормальная продолжительность еженедельного рабочего времени установлена ст.91 Трудового кодекса РФ в размере, не превышающем 40 часов в неделю.
Вместе с тем, учитывая специфику военной службы, необходимость выполнение поставленных задач, ст.11 Закона предусмотрены следующие случаи привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей сверх общей продолжительности служебного времени и соответствующая компенсация.
1) Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
В данном случае учету подлежит время привлечения военнослужащих сверх установленной продолжительности за исключением случае, указанных в п.3 ст.11 , п.3.1 ст.11 Закона.
2) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени: боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации.
3) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, указанным в п.1, 3 ст.11 Закона, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
По первому случаю:
Учет служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха производится согласно п.1 – 4 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.
- Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации посредством предоставления суток отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
- Согласно данного Приложения, учет ведется в часах, отдельно относительно сверхурочного времени в рабочие дни и отдельно относительно сверхурочного времени в выходные и праздничные дни.
- Ответственность по учету возложена на командиров подразделений посредством ведения журнала учета.
Порядок и форма ведения журнала учета определены Приказом МО РФ от 30.10.2015 № 660.
Суть правовой нормы, закрепленной в п.1 ст.11 Закона сводится к тому, что в течение недели командиром подразделения производится учет привлечения военнослужащего сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Данный учет учитывается в часах. В случае, если суммарное количество часов достигло – 8, у военнослужащего появляется право на предоставление дня отдыха.
Ошибки, допускаемые при увольнении военнослужащего
По выводам Верховного Суда РФ, незаконно уволенный военнослужащий, заявивший на компенсацию морального вреда, имеет право на возмещение. Отмена приказа об увольнении с восстановлением в списках части производится непосредственным начальником.
Условие увольнения | Неверный подход | Верная позиция |
Увольнение до назначения пенсии при окончании контракта | В/с исключается из списков по истечении срока действия контракта | В/с не увольняют до получения пенсионной выслуги при окончании контракта (кроме случаев личной инициативы) |
Расчет с в/с при увольнении | Часть положенных сумм выплачивается после увольнения | В/с должен быть рассчитан при увольнении полностью |
Вопрос № 1. Как определяется предельный срок для службы и заключения контракта?
Что делать, если не приняли?
Такое же право у него есть, если рапорт приняли, но не дают ему хода, и в течение месяца так и нет решения или приказа об увольнении.
Военнослужащему уволиться гораздо сложнее, чем гражданскому работнику. Особенно это касается рапорта по собственному желанию. Просто так уволиться не получится, необходима уважительная причина, которую можно подтвердить документально.
Окончание контракта — одно из оснований уйти с военной службы. Если военнослужащий не планирует продолжение службы в воинских частях РФ, он может подать рапорт на увольнение по окончании
Мнение эксперта
Семенов Вячеслав Денисович
Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.
Несущий военную службу гражданин по общему правилу не имеет права отказаться от исполнения своих обязанностей в одностороннем порядке. Но при наличии веских причин увольнение по собственному
К состоянию здоровья отдельных категорий граждан предъявляются очень высокие требования. Временами, при ухудшении состояния, выполнять привычную работу не представляется возможным. Состояние
Больше обо мне и нашей команде здесь и связаться с нами здесь.
Служба в ВС РФ производится по контракту и в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ (Далее – ФЗ № 53-ФЗ). Военнослужащий может уволиться с воинской службы по собственному желанию, включая досрочное прерывание контракта при наличии уважительных причин.
- Основания, признаваемые уважительными для увольнения
- Подача рапорта командиру
- Форма и сведения рапорта об увольнении
- Особенности увольнения военнослужащих, не обеспеченных жильем
- Дата увольнения со службы
- Расчет при увольнении военнослужащего
- Ошибки, допускаемые при увольнении военнослужащего
Права и обязанности военнослужащих находящихся в распоряжении
Указом Президента РФ ОППВС установлено, что военнослужащий в распоряжении подпадает под компетенцию начальника/командира военной части. Только командир ВЧ наделен полномочиями отдавать приказы и распоряжения заштатникам. С одной стороны, это нормативное требование регламентирует порядок нахождения армейца за штатом, но с другой — не дает необходимой конкретики, которая требуется при определении объема обязанностей служащего в каждом отдельном случае. По этой причине заштатник должен руководствоваться общей армейской обязанностью — выполнять приказы своего командира, а уже насколько правомерны такие распоряжения, и кто несет ответственность за их исполнение — это нужно определять, исходя из сложившейся ситуации, и руководствуясь положениями общевоинских уставов.
Зачисление работающего военнослужащего в распоряжение — это фактически снятие его с должности без окончательного увольнения. Таким правом наделены руководители, в полномочия которых входит назначение служащих на данную вакансию. Список должностных лиц, обладающих правом подписывать приказы по личному составу, утверждается Министерством обороны РФ.
Например, если начальник ВЧ назначил вас на должность инспектора финансово-экономического отдела ВЧ, то и вывести в распоряжение с этой должности может только этот руководитель в случае:
- сокращения или освобождения от должности, ликвидации части;
- регистрации уголовного дела по обвинению армейца;
- нахождения в плену;
- невозможности увольнения (декретницы, служащие до предоставления бесплатного жилья, если оно положено по закону).
Увольнение военнослужащего из-за болезни
Причиной увольнения военнослужащего по состоянию здоровья может явиться как постепенно развивающееся заболевание, которое в конечном итоге препятствует полноценному исполнению им служебных обязанностей или делает невозможными их исполнение по занимаемой должности, так и полученная травма. В последнем случае характер травмы имеет существенное значение лишь в аспекте определения уровня льгот и компенсаций.
Следует учитывать, что основанием к увольнению с правом на получение льгот и компенсаций от государства служит любой установленный военно-врачебной экспертизой ущерб здоровью, понесенный военнослужащим в период несения службы. То есть к ним может быть отнесена как бытовая травма, так и полученная в период исполнения служебных обязанностей. Получение ранения или травмы в период участия в боевых действиях является наиболее критичным и гарантирует самый высокий уровень компенсаций и льгот в случае увольнения.
Увольнение по болезни военнослужащего производится на основании медицинского освидетельствования, которое проводит специальная военно-врачебная комиссия (ВВК). При этом обследуемому, в зависимости от состояния его здоровья, присваивается в таком случае одна из следующих категорий годности с указанием ее в военном билете:
- «В» — ограниченно годен к военной службе (увольняется с зачислением в запас);
- «Д» — не годен к военной службе (освобождается от воинской обязанности, не подлежит воинскому учету).
В отношении различных категорий военнослужащих — в зависимости от того, служат ли они по призыву либо по контракту, а также от имеющихся воинских званий, российским законодательством предусмотрены особенности, связанные с возможностью уволиться и обязательностью данной процедуры. С категорией годности «Д» службу продолжить не получится ни при каких обстоятельствах, в этом случае следует так называемое «комиссование» по медицинским основаниям с установлением соответствующей группы инвалидности.
Годность к военной службе подразумевает соответствие определенным медицинским параметрам.
Для этого каждый военнослужащий обязан проходить регулярное медобследование в ВВК (Военно-врачебная комиссия), либо выполнять требование о внеочередной проверке здоровья.
Также граждане могут сами ходатайствовать в направлении их на медкомиссию, если состояние здоровья препятствует продолжению службы.
Порядок установления медицинских противопоказаний к военной службе выглядит следующим образом:
- если в результате планового или внеочередного обследования устанавливаются заболевания или факторы, влияющие на годность к военной службе, эксперты ВВК должны указать в своем заключении одну из пяти категорий А, Б, В, Г, Д;
- при наличии в заключении категории В (ограниченно годен к службе), командование обязано выполнить предписание медиков и перевести гражданина на иную должность, есть текущее место службы не соответствует показаниям;
- если в заключении указана категория Д (полностью не годен), командир части обязан уволить подчиненного, даже если тот возражает против ухода из армии.
При подтверждении категории В, гражданин может быть уволен только при наличии рапорта. Если подчиненный не желает расторгать контракт, командование обязано найти возможность для перевода его на другую должность или в другую местность, в зависимости от предписания врачей.
Увольнение по состоянию здоровья относится к льготным основаниям. Это означает, что гражданин сохранит право на получение большинства льгот, связанных с прохождением службы. Однако на точный перечень выплат, льгот и компенсаций будет влиять и продолжительность выслуги.
Материалы дела вместе с приобщенным к нему протоколом предоставляется военнослужащему, совершившему грубое нарушение Устава, для ознакомления. После этого они передаются руководству воинской части на рассмотрение.
Начальник или иное лицо, проводившее внутреннее расследование, направляет командиру в/ч предложение о применении к виновному военнослужащему дисциплинарного ареста (в предложении должно содержаться указание на продолжительность его срока). Дисциплинарное взыскание военнослужащего, совершившего грубый проступок, может быть и другим. Это зависит от обстоятельств конкретного дела.
Командир в/ч должен рассмотреть материалы и протокол в течение 2-х суток с даты их поступления. По окончании указанного срока он обязан вынести решение или о передаче дела в гарнизонный суд, или о применении к виновному военнослужащему дисциплинарного взыскания, установленного Уставом.
Что такое ОШМ в армии: возможные предпосылки для увольнения
Процедура увольнения служащих ВС согласно организационно-штатным мероприятиям считается правомерной, когда не имеется иных поводов для исключения, и в данный момент имеется одна из таких ситуаций:
- проводится сокращение его должности, при этом не имеется соответствующих мест в иных подразделениях, и не предоставлено согласие на перевод;
- не обнаружено должности необходимой категории на протяжении шести месяцев его пребывания за штатом;
- принято решение о понижении оклада либо звания;
- при определении его как непригодного к несению службы по данной специализации;
- при сокращениях должностей данной специализации;
- когда проводится замещение составом должностей исключительно в одном подразделении, а у данного сотрудника имеется право на оформление пенсии в данный момент.
Важно знать при рассмотрении вопроса что такое ОШМ в армии, что означает понятие «равнозначная должность». Оно имеет важнейшее значение для выполнения всех необходимых правил увольнения по факту таких мероприятий.
Такие места будут равными в том случае, когда необходимо иметь определенное звание, и представляет идентичные условия оплаты труда. Сама по себе специализация на данные параметры влияния не оказывает, однако, при различиях потребуется прохождение дополнительного обучения.
Важно! Исключительно вышеуказанные критерии увольнения при ОШМ считаются законными. Это очень важно контролировать, если вы попали под процедуру сокращения.