Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сложно, но можно: как оспорить предписание ФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу. Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб. Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки). Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.
Как только процедура будет заблокирована в ЕАИС появится соответствующее уведомление, выделенное красным шрифтом.
По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.
— заказчик исполнил предписание в полном объеме.
— заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.
— заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.
Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму. Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме. При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик
Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы. Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем. А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.
Каковы сроки проведения проверок?
Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.
Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:
– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;
– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).
В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.
Внесудебный порядок обжалования
Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.
Когда ответ на жалобу не дается
Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:
- отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
- текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
- используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
- текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.
Внесудебный и судебный порядок обжалования
Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.
В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.
Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:
- Досудебный порядок обжалования не обязателен.
- Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
- Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
- Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
- Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.
Следует также учитывать, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место лишь в случае, когда невыполненное предписание отвечает определенным требованиям. Основным из них является то, что такой ненормативный акт должен быть законным. На это прямо указывается в ст. 19.15 КоАП РФ.
Суд Еврейской автономной области в постановлении от 29.05.2014 по делу № 4-А-27/2014 о. В противном случае, как подчеркнул Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.12.2012 по делу № А46-23747/2012, возложение административной ответственности будет возможно за неисполнение предписания, которое было вынесено без установленных законом оснований (например, ненадлежащему субъекту, либо неуполномоченным органом и т.п.), что не отвечает задачам административного (властного) регулирования общественных отношений.
Предлагаем ознакомиться Замена даты рождения
Из рассмотренных постановлений можно сделать вывод, что существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности невыполненного предписания уполномоченного органа.
Суд для этого должен выяснить:
- наличие материальных оснований для вынесения предписания, т.е. наличие доказательств несоблюдения индивидуальным предпринимателем норм действующего законодательства;
- наличие полномочий органа или должностного лица на вынесение предписания;
- соблюдение процедуры вынесения предписания.
При этом законность предписания доказывается надзорным органом, его вынесшим. Отсутствие таких доказательств влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).
Основание для выдачи решения
Порядок проведения закупок контролирует Федеральная антимонопольная служба. Специалисты ФАС проводят проверки заказчиков и поставщиков, по результатам которых выносят постановления и решения. Решение информирует организацию о наличии или отсутствии нарушений. Постановление определяет характер выявленных нарушений и мероприятия по их устранению. Если ошибки заказчика не влияют на итоговый результат закупки, то постановление не оформляется.
ФАС определяет следующие способы исправления нарушений:
- Корректировка действующей закупочной документации. От заказчика требуют исправить документы закупки и привести их в соответствие с нормативной базой.
- Отмена протоколирующих регистров. Специалисты предписывают составить документ об отмене протоколов по 44-ФЗ по предписанию ФАС и предоставить его в контролирующий орган.
- Проведение заказа по законодательным нормам. Антимонопольная служба назначает осуществление новой закупки с корректными условиями (сроки подачи заявок, даты торгов и проч.).
Список для каждого случая определяется в индивидуальном порядке. Полный перечень приводится в специальном разделе постановления.
Обжалование нарушений Закона №223-ФЗ
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — очень активный регулятор в сфере закупок. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган или в судебном порядке (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Жалобы в ФАС по закупкам подают очень многие участники, считающие, что их права или законы нарушены. Подавать жалобы в ФАС по закупкам на участника вправе потенциальный поставщик, признанный участником закупки в порядке, предусмотренном положением о закупках самого заказчика. Однако на практике антимонопольные органы принимают жалобы как от участников закупки, признанных таковыми официально, так и от тех поставщиков, «которые могли бы стать участниками закупки, если бы не нарушения, допущенные заказчиком».
Приостановление предписания ФАС
Выражением несогласия с решением антимонопольной службы является подача соответствующего обращения в судебные органы или в вышестоящую федеральную службу. В такой ситуации само предписание ФАС ставится под сомнение и естественно до окончания проверки его законности не может быть исполнено, поскольку итогом судебного разбирательства может являться полная отмена решения государственного органа.
В этой связи, на момент рассмотрения такого спора в суде действие обжалуемого предписания ФАС должно быть приостановлено. Однако, это не происходит автоматически после подачи заявления в суд. Для приостановления решения антимонопольной службы следует одновременно с жалобой на акт органа приложить соответствующее ходатайство о приостановлении действия спорного документа.
В такой ситуации при решении вопроса о возбуждении дела по поступившей жалобе на предписание ФАС судом будет вынесено определение о его приостановлении. Данное определение суда в полной мере обезопасит предпринимателя от возможной ответственности за неисполнение оспариваемого предписания ФАС.
2.1. Ответ составляется в свободной форме.
Вам помог ответ? Да Нет
3. Заказчик после предписания ФАС опубликовал извещение 28.02. с новыми датами рассмотрения 02.03. По сути, участнику необходимо было за 2 дня положить определенную сумму на площадку. Вопрос: не слишком ли это маленький срок? Нет ли здесь нарушения норм ФЗ 223? не говоря уже о том, что заказчик не внес изменения в ЕС, и сама площадка толком не уведомила, что необходимо внести деньги… (02.03. пришло уведомление, что наша заявка отклонена, так как не хватает денег на площадке.)
3.1. На практике 3 дня минимальный срок (законодательство на данный момент не регламентирует минимальные сроки проведения процедур, кроме аукциона и конкурса), но нарушение очевидно, так как сроки зачисления банком денежных средств участников закупок из других субъектов данный период не учитывает, и для ознакомления с документацией явно недостаточно. Участник закупки вправе потребовать, в том числе в ФАС, их увеличения, а если процедура проведена, — перепроведения процедуры, отмены протоколов.
Вам помог ответ? Да Нет
4. 05 июля 2014 года заключили договор аренды без проведения процедуры торгов. Получено предписание ФАС об устранении нарушения путём расторжения договора, предписание исполнено. С прокуратуры получено постановление от 11 июля 2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ. Интересуют сроки давности.
4.1. В соответствии с ч.6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Организация и порядок деятельности указанных комиссий определяются на основании ст. ст. 40 — 41 Федерального закона «О защите конкуренции».
Вам помог ответ? Да Нет
5. Подаем заявление в арбитражный суд о признании решения и предписания фас, оплатили госпошлину 3000, одновременно полем ходатайство о приостановлении действия предписания до до принятия решения по делу? Нужно ли оплачивать КП?
5.1. Анастасия!
Нет, госпошлину за рассмотрение ходатайства оплачивать не требуется. Необходимо обосновать Ваше ходатайство.
Налоговый кодекс РФ, в частности ст. 333.21, предусматривает все случаи, когда при обращении в арбитражный суд нужно оплачивать государственную пошлину.
Вам помог ответ? Да Нет
6. Мы участвуем в электронном аукционе. Нас отклонили по 1-м частям. Мы обжаловали решение комиссии в ФАС. Есть предписание. Срок исполнения предписания до 03.02.2017 г. Срок действия контракта по 28.02.2017 г. Можем ли мы в случае выигрыша аукциона требовать от Заказчика продления срока действия контракта, так как срок выполнения работ 45 дней, а это намного позже 28.02.2017 г., если учесть срок подписания контакта минимум 10 дней.
6.1. Сначала добейтесь восстановления ваших прав по участию в аукционе, а потом выходите к организатору аукциона с предложением об изменении условий контракта, если вы победите в данном аукционе. Успешно решить Ваш вопрос можно только с юридической помощью. Всегда рад Вам помочь!
Вам помог ответ? Да Нет
7. Выдано предписание Фас Заказчику. Было отменено подписание итоговое. Приостановлено решение по торгам, Заказчик должен устранить все замечания по подведению итогов и объявления победителя, Прошло больше 10-ти дней. Заказчик медлит, что делать дальше?
7.1. Снова обращаться в ФАС.
Вам помог ответ? Да Нет
7.2. За нарушение устранения предписания в установленный срок Вы можете обратиться в прокуратуру (ст. 10 ФЗ «О прокуратуре»).
А также обратиться в суд по вышеуказанным основаниям, а также возмещением убытков (ст. 15 ГК РФ).
Вам помог ответ? Да Нет
8. Мы провели торги, по продаже недвижимого имущества аукцион состоялся, подготовили договор но покупатель подписал но не оплатил, в связи с возникшим судебным спором! Мы должны отменить аукцион, на сайте должны прикрепить документ на основании которого мы отменяем аукцион! Этот документ должен быть судебным решением или предписанием ФАС или я могу прикрепить свое письмо написать что на основании неисполнения обязательств по договору? Какой документ я могу прикрепить?
8.1. Вы должны признать торги несостоявшимися.
Вам помог ответ? Да Нет
8.2. Юлия, в первую очередь Вы должны действовать в строгом соответствии с ФЗ-44 и аукционной документацией.
Вам помог ответ? Да Нет
8.3. Можете заключиться со вторым местом (если аукционная документация предусматривает), списать задаток (если принято решение о списании). Аукцион отменить не можете, так как он состоялся (об этом должно быть указано в протоколе проведения торгов). Если заключиться со вторым местом невозможно, процедуру придется проводить заново.
Вам помог ответ? Да Нет
9. ФАС выдал предписание муниципальному заказчику в рамках 44 ФЗ.Значит ли это, что заказчик будет проверяться, и получит штраф.
9.1. В решении должно быть указано. Если не указано, ФАС может инициировать.
Вам помог ответ? Да Нет
10. Прокуратурой совместно с ФАС (фидер. Антимоноп. Служба) была проведена проверка о соблюдении антимонопольного законодательства. ФАС выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного закон. Со сроком до 01.01. а 10.01 прокуратура направляет срочное требование о предоставлении документов об исполнении предписания в рамках осущ. Надзора за соблюдением законодательства. Законно ли их требование?
10.1. Законно, тем более прокуратура непосредственно принимала участие в проверке.
Вам помог ответ? Да Нет
11. Проведен запрос котировок для закупки услуг, участник закупки обратился в ФАС с жалобой на документацию. Фас при рассмотрении жалобы согласился с одним из доводов, вынес предписание контракт заключить с победителем, но при этом внести изменения в проект контракта (техническое задание). Правомерно ли решение Фас,
11.1. Не видя ничего, сказать сложно. Если не согласны — обжалуйте в течение 3-х месяцев (ст. 218, 219 КАС РФ)
Вам помог ответ? Да Нет
12. Аукцион.
Организатор торгов – муниципальное образование.
Предписание ФАС – устранить замечания или отменить аукцион.
Организатор принял решение отменить аукцион, несмотря на то, что устранить замечания возможность была. Отмена аукциона проведена более чем за 5 дней до даты проведения.
Возможно ли требовать возмещение затрат согласно ст.15 ГК РФ (затраты на проезд от места постоянного проживания до места подачи заявок и обратно)?
12.1. Да, конечно в суде. Вы получили результаты?
Вам помог ответ? Да Нет
13. Заказчик заключил госконтракт с нарушением ФЗ 44 — не с победителем, а со 2 номером и раньше 10 дней. Фас признал жалобу обоснованной, но предписание не выдавать, к ответственности не привлекать. Куда обратиться в прокуратуру или вышестоящий фас.
13.1. Обратиться в арбитражный суд с иском, оспаривать данное заключение госконтракта.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Обязан ли руководитель составлять ответ
Прежде всего, важно понимать, что организация не обязана составлять отчет (ответ) по принятым мерам, поскольку предполагается, что проверяющий орган впоследствии может организовать новую плановую проверку. Ее цель – убедиться в том, что компания приняла все необходимые меры для устранения нарушения, т.е. на момент новой проверки предписание должно быть выполнено.
Однако если руководитель составляет ответ и перечисляет в нем принятые меры, вторичной проверки может не последовать, если инспекторы сочтут, что описанных в документе действий достаточно. Еще один важный момент – во время нового посещения компании инспекторы могут обнаружить и другие нарушения. Если же вовремя составить и направить счерпывающий ответ, такой риск практически исключается.
Таким образом, отсутствие ответа не является нарушением, и никаких мер ответственности за эту ситуацию не предусмотрено. Однако в интересах компании – письменно отреагировать на предписание и устранить обнаруженные нарушения.