Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научиться концентрироваться, чтобы повысить эффективность в учебе и работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл. Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.
Убрать внешние раздражители
Дети думают, что нет ничего страшного в том, чтобы одновременно делать уроки и писать в чате или отвечать на СМС. Но такие помехи не дают сосредоточиться на учебе.
Лучше позаниматься полчаса, потом сделать перерыв и отдохнуть перед телевизором, чем потратить час, пытаясь сосредоточиться под шум телешоу.
Чтобы не отвлекаться на смартфон, можно попробовать простой прием: надеть на телефон канцелярскую резинку, резинку для волос или наклеить сзади кусок изоленты. Каждый раз прикасаясь к гаджету, ребенок будет чувствовать посторонний предмет и вспоминать, что нужно вернуться к работе над заданием.
Еще можно придумать условный знак, который даст окружающим понять, что школьник занят важным делом и его нельзя отвлекать. Ободок в виде короны, яркая жилетка или табличка «Не беспокоить!» на двери в комнату — подойдет что угодно, что избавит от лишних вопросов со стороны.
Оценить упущенную выгоду
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
Не ждите вдохновения — просто начните
И последнее, что необходимо знать о том, как сконцентрироваться на работе или любой другой деятельности. Порой гораздо больше времени мы тратим лишь на то, что собираемся с мыслями. Даже если дело нам по душе и мы вполне мотивированы для его выполнения, бывает так, что нам никак не удается к нему приступить. И мы ждем подходящего момента, когда нас настигнет вдохновение. Ждем понедельника, окончания отпуска, хорошего настроения или попросту солнечной погоды.
В этом и заключается один из самых распространенных мифов о том, что, для того чтобы решиться что-то сделать, нужно подождать подходящего момента. Можно ждать его слишком долго или не дождаться вовсе. В то время как все, что нужно сделать — это начать. Это может быть довольно трудно, но оно того стоит. Просто попробуйте. Как аппетит приходит во время еды, так и интерес приходит во время рабочего, учебного и творческого процессов. Главное — пересилить себя в самом начале, а дальше все пойдет как по маслу. Это мы можем вам гарантировать.
Подготовка к учебе против нашей собственной воли — это не то, что сильно способствует нашей концентрации, в идеале нужно искать причины, по которым нам удобно учиться. Таким образом, мы сможем достичь внутренней мотивации, которая поможет нам повысить нашу концентрацию.
Хороший способ получить такую мотивацию — это поставили перед собой достижимую цель в краткосрочной перспективе, так что мы можем идти за ней и чувствовать, что мы позитивно движемся к ее достижению. Например, просмотрите главу учебной программы, завершив ее за следующие 4 часа.
- Вам может быть интересно: «Типы мотивации: 8 мотивационных источников»
В целом, чувство беспокойства присутствует, когда мы чувствуем, что у нас много нерешенных проблем и мы ничего не продвинули. Управлять этой болью важно, потому что, если она очень сильна, она может парализовать нас, стараясь не подвергать себя ничему, что напоминает нам об этой обязанности.
Один из способов избежать этого характерного чувства во время экзаменов — составить расписание с изучаемыми темами в порядке их актуальности. Таким образом, мы можем последовательно сосредоточиться на этих задачах, способствуя немедленному восприятию нашего прогресса и не позволяя страданиям овладевать нашим разумом. Чем более организованными мы будем при планировании учебного дня, тем больше мы будем сдерживать беспокойство.
Упражнения для развития внимания
- Внимательно осмотрите свой кабинет или комнату дома. Выберите один предмет и переключите на него полностью своё внимание. В течение пары минут нужно его рассматривать. Например, цветок в горшке. Не касаясь его, нужно попытаться понять, какая поверхность у горшка (гладкая, ребристая, шероховатая), каких цвета и формы листики у цветочка, как падает тень. Выполняя такое простое упражнение каждый день, можно научиться постепенно концентрироваться на более важных вещах.
- Можно использовать детскую игру «Найди отличия». Найти специальные картинки с несколькими отличиями. Чем их больше, тем лучше. Сравнивать два изображения и находить разные детали, которые отличаются. Это упражнение отлично развивает внимание к деталям.
- Также отличным упражнением для развития концентрации внимания может быть сказка. Делать упражнение можно вместе с детьми или просто сочиняя мысленно сказку с участием окружающих предметов. Это достаточно весело и помогает дольше удерживать внимание.
Почему мы постоянно отвлекаемся?
Система внимания человеческого мозга запрограммирована реагировать на приятное, угрожающее или новое. Ученые выявили когнитивное искажение новизны: наш мозг выделяет гормон удовольствия — дофамин, всякий раз, когда мы узнаем «что-то новенькое».
ОК, с точки зрения эволюционной истории отвлечения имеют смысл. Например, вместо сосредоточенного созерцания огоньков костра, наши далекие предки отвлекались на неожиданные угрозы, такие как саблезубый тигр в кустах, и выжили благодаря способности переключать внимание.
Может у вас по-другому, но лично я не сталкиваюсь с саблезубыми тиграми в повседневной жизни. В XXI веке отвлекающие факторы (что-то новое, приятное или угрожающее) в абсолютном большинстве ситуаций не помогают нашему выживанию. Наоборот, они уводят наше внимание от продуктивной работы и значимых задач. Facebook разрабатывают, чтобы быть более привлекательным объектом внимания, чем электронная таблица Excel, а проверка электронной почты точно даст больше дофамина, чем составление отчета. Неужели все так безнадежно для продуктивной работы?
Хорошая новость: мастерству концентрации можно научиться. Управление вниманием требует практики, часто необходимо поэкспериментировать с различными методами, но вы действительно сможете улучшить свою способность сосредоточиться. И вы можете научиться контролировать фокус внимания без специальных программ или лайфхаков.
Как сосредоточиться на работе: 6 эффективных способов
«Всякий раз, когда вы хотите чего-то добиться, держите глаза отрытыми, сконцентрируйтесь и убедитесь, что вы точно знаете, чего хотите. Никто не может попасть в цель с закрытыми глазами», — Пауло Коэльо.
Когда работы невпроворот, а кроме нее еще целая куча других обязанностей, умение правильно сосредоточиться на самом важном в данный момент – достаточно ценное качество, владение которым поможет вам добиться колоссальных результатов в любой сфере многообразной жизни.
Порой бывает действительно сложно на чем-либо сосредоточиться, даже если прилагать к этому максимум усилий. Вот почему умение концентрировать внимание на конкретном задании не только полезно, но в некоторых случаях и просто необходимо (см. «Как бороться с нежеланием работать»).
Как учиться, не отвлекаясь на соцсети и мессенджеры
От занятий постоянно отвлекают мессенджеры и соцсети
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Обучение длиною в жизнь, – в 70-х годах в Европе родилась концепция, согласно которой обучение – это процесс, который никогда не прекращается. Life Long Learning – это система непрерывного образования. По некоторым данным, около 40% взрослых европейцев продолжают учиться и осваивать новые навыки, проходят курсы повышения квалификации или переучиваются все свою жизнь. В России также набирают популярность различные программы обучения, будь это дополнительное образование в вузах, изучение иностранных языков, или курсы по искусствознанию и истории. Однако не всегда мотивации к обучению хватает на то, чтобы пройти весь курс до конца, не опустить руки и не сорваться. О том, как преодолеть типичные сложности, которые подстерегают нас в процессе обучения в любом возрасте, мы поговорили с практикующим психологом, специалистом в области поведенческой психотерапии, консультантом курсов по изучению английского языка «Флоу» от Яндекс.Практикума Алиной Редько.
1. Предстоит защищать проект перед коллегами или проходить аттестацию. Нервничаешь так, что кроме стука сердца и звона в ушах ничего не слышно. Как справиться?
Кейс 1: запланируйте время для сосредоточенности
В прошлом году Эмили Лин, вице-президент финансовой компании, была загружена по горло. Она расширяла свою частную коучинговую практику и в то же время получила повышение на работе. Поскольку круг обязанностей вырос, на нее обрушилась целая лавина новых отвлекающих факторов. «Я стала получать намного больше электронных писем, сообщений и звонков. И люди стали чаще заходить ко мне в офис», — рассказывает она.
Эмили стало сложно выполнять работу. «Мне постоянно приходили уведомления о новом сообщении или электронном письме, и даже если мне хватало нескольких секунд, чтобы прочитать их или отправить короткий ответ, это все равно отвлекало», — говорит она. Соответственно, ее настроение тоже изменилось: «Некоторые сообщения меня просто злили. Я стала часто терять терпение в общении с коллегами».
Чтобы как следует сконцентрироваться на работе, вам нужно избавиться от всех внешних отвлекающих факторов, ведь верно же? Вообще-то, согласно одной из влиятельных теорий внимания, верно как раз противоположное.
Нилли Лэви, психолог из Университетского колледжа Лондона, предложила эту теорию, которую назвала «Теорией загрузки» (‘Load Theory’) в 1955 году.
Идея состояла в том, что существует предел того, сколько информации из окружающего мира могут переварить наши мозги в каждый конкретный момент времени.
И когда все перерабатывающие мощности заполнены, система внимания мозга сама начинает выбирать, на чем сосредоточиться.
Когда вам срочно нужно что-то сделать, то перерыв — это самое последнее, что приходит вам в голову.
Однако существует масса свидетельств того, что именно перерыв поможет вам достичь большего. Главное — решить, когда именно его взять, на сколько и что в это время делать.
Согласно ряду исследований, проведенных в 1990-х, наш естественный цикл ясности сознания работает так, что мы можем полностью сконцентрироваться на период не более 90 минут, и потом нам необходим 15-минутный перерыв.
Во время других исследований обнаружено, что даже минимальный перерыв на несколько секунд может сработать — но только если он обеспечит полное отвлечение от текущего дела.
В экспериментах людям предлагали в течение нескольких секунд производить арифметические действия — то есть занять свой ум кое-чем гораздо более интенсивным, чем простое глядение в окно.
Миф о мультизадачности
В теории мы способны одновременно выполнять два процесса. Можно, например, смотреть телевизор во время приготовления ужина или отвечать на электронную почту во время разговора по телефону.
Но сосредоточиться на двух задачах одновременно невозможно. Вы либо слушаете телевизор, а переполненная кастрюля с макаронами — это фоновый шум, или вы следите за макаронами, а фоновым шумом в этом случае становится телевизор. В любой момент вы концентрируетесь на одном или другом.
Многозадачность заставляет мозг переключать фокус с одного процесса на другой очень быстро туда и обратно. Это не было бы серьёзной проблемой, если бы человеческий мозг мог незаметно переходить от одной работы к другой, но это невозможно.
Вас же когда-нибудь прерывали в процессе написания электронного письма? После окончания разговора и возврата к сообщению вам требовалось несколько минут, чтобы сориентироваться, вспомнить, что вы пишете, и вернуться к тому, на чём вы остановились. Что-то подобное происходит при многозадачности. Многозадачность заставляет вас платить ментальный налог каждый раз, когда вы прерываете одну задачу и переходите к другой. В психологии этот ментальный налог называется стоимостью переключения.
Стоимость переключения — это нарушение производительности, которое происходит при переключении внимания с одного дела на другое. Одно исследование, опубликованное в International Journal of Information Management в 2003 году, показало, что среднестатистический человек проверяет электронную почту один раз в пять минут, и что в среднем требуется 64 секунды на возобновление предшествовавшей задачи после проверки почты.
Другими словами, из-за электронной почты мы обычно теряем одну минуту из каждых шести.
К основным симптомам отсутствия концентрации специалисты относят:
- Невозможность сфокусировать внимание на одном предмете. Сопровождается «зависанием» человека. Возникают трудности с концентрацией внимания на отдельных деталях. Например, человек может несколько раз перечитать статью в газете, но и так и не поймет, что там написано.
- Неусидчивость. Больному сложно усидеть на одном месте, он хочет постоянно куда-то бежать.
- Импульсивность. Объясняется склонностью пациента к бессознательным действиям. Чаще всего такой симптом проявляется у эмоциональных личностей.
- Суетливость. Еще один важный признак рассеянности. Человек спешит как можно быстрее завершить любое дело, т.к. бесполезно тратит свое время и в результате упускает множество важных нюансов.
- Утомление. Больной постоянно испытывает упадок сил.
- Повышенная раздражительность.
- Нервная возбудимость. Объясняется нарушением в работе ЦНС. Человек быстро реагирует на любые внешние раздражители, но при этом отвлекается от основной деятельности.
Классификация патологии основывается на симптоматике, механизме развития и возрастной категории, для которой характерно развитие расстройства. Специалисты выделяют несколько основных типов рассеянности:
- Истинная рассеянность. Человек отвлекается от всего, что его окружает. Иными словами, он не может ни на чем сконцентрироваться. Его внимание блуждающее и не задерживается ни на одном из окружающих объектов. Подобное отклонение развивается после мигрени, бессонных ночей, однообразной работы. Такое состояние повышает риск попадания в опасные ситуации, например, если человек управляет автомобилем и не может сосредоточиться на дороге.
- Мнимое снижение внимания. Отклонение развивается при сложностях в распределении концентрации. Человеку проблематично сосредоточиться на каком-то предмете, он все время отвлекается на другие вещи. Врачи считают, что корни такой проблемы лежат в глубокой внутренней концентрации. Человек полностью погружается в размышления о какой-то проблеме и уже не может сосредоточиться на чем-то другом.
- Ученическая рассеянность внимания. Отсутствие концентрации внимания у детей — это распространённое явление. Проблему чаще всего диагностируют у школьников, реже патология встречается у студентов. При развитии отклонения ребенок становится слишком подвижным, его внимание постоянно перескакивает с одной вещи на другую. Чаще всего отклонение диагностируют при развитии дефицита внимания, который легко который корректируется грамотной терапией.
- Старческая невнимательность. При развитии патологии пожилым людям сложно концентрироваться на какой-то вещи и переключаться с одной задачи на другую. Отклонение проявляется в результате естественных процессов старения: уменьшается количество нейронов и ослабевают связи между ними. В результате люди преклонного возраста тяжелее усваивают информацию и не могут долго концентрироваться на определённой теме. Патология требует медицинской помощи только в том случае, если симптоматика сильно выражена и мешает вести привычный образ жизни.