Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионная реформа: выгодно ли переводить деньги в НПФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.
Что именно делает НПФ?
1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.
Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.
Подробнее – читайте статью «Что такое накопительная пенсия и кто ей управляет?».
2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.
К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.
Подробнее – читайте статью «Как увеличить будущую пенсию: разбираемся в негосударственном пенсионном обеспечении (НПО)».
Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?
Подробнее – читайте статью «Как избежать потерь при смене страховщика?»
Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?
Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.
Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.
Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.
Основные принципы работы негосударственных пенсионных фондов
1. Официальная деятельность. Прежде всего, повторюсь, что деятельность НПФ всегда регулируется законами государства, то есть, такой фонд подлежит обязательной регистрации и получению всех необходимых разрешительных документов для осуществления своей работы.
2. Добровольная основа. Негосударственные пенсионные фонды создаются на добровольной основе. Отчисления в НПФ производятся непосредственно его участниками или их работодателями тоже исключительно добровольно, на основании договоров, заключенных с фондом.
3. Финансовый интерес. В перечислении взносов в НПФ заинтересованы не только его непосредственные участники, но и их работодатели. Например, участие в негосударственном пенсионном фонде может предполагать льготы в налогообложении.
4. Равенство прав. Все участники негосударственного пенсионного фонда действуют на равных правах и с равными полномочиями.
5. Диверсификация управления. Схемы деятельности НПФ всегда строятся так, чтобы исключить всевозможные злоупотребления и мошенничество. К примеру, сбором средств в фонд занимается работодатель, управляет этими средствами (инвестирует) компания по управлению активами, учет средств фонда и инвестиций ведет независимый регистратор, а выплаты участникам осуществляет администратор фонда.
6. Безопасность. Средства негосударственных пенсионных фондов инвестируются исключительно в надежные, наименее рисковые финансовые инструменты, в некоторых случаях могут перестраховываться, чтобы максимально исключить вероятность их потери.
Это примерные принципы работы НПФ, которые могут слегка варьироваться в зависимости от страны и действующего в ней на текущий момент законодательства на эту тему.
Виды негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
Как правило, негосударственные пенсионные фонды могут открываться трех видов:
1. Открытый пенсионный фонд — НПФ, принять участие в котором может любой человек, независимо от специальности и трудоустройства.
2. Корпоративный пенсионный фонд — НПФ, который создается на конкретном предприятии (или группе предприятий) исключительно для их сотрудников. Люди, никогда не состоящие в трудовых отношениях с этими предприятиями, не могут стать участником корпоративного пенсионного фонда.
3. Профессиональный пенсионный фонд — НПФ, который организуют объединения предприятий или граждан, относящихся к одной профессии (специализации). Например, фонды моряков, пожарных, строителей и т.д. Устав такого фонда четко определяет специальности и профессии, обладатели которых могут принять в нем участие, для остальных людей доступ в такой НПФ закрыт.
Система негосударственных пенсионных фондов представлена 118 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. ( Приложение 1).
В рамках системы создана и эффективно функционирует инфраструктура накопительного пенсионного страхования, включающая в себя управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.
Сегодня негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 30 млн. граждан России. По состоянию на начало 2014 года в негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 22,2 млн. человек. Почти 6,8 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.
По итогам кампании 2013 года по переводу средств пенсионных накоплений граждан удовлетворены 6 млн. заявлений о переходе из ПФР в негосударственные пенсионные фонды. Пенсионные накопления 2,5 тыс. граждан, которые в 2013 году одновременно с подачей заявления о переходе из ПФР в НПФ вступили в Программу государственного софинансирования, в размере 89 млрд. рублей перечислены в негосударственные пенсионные фонды в течение 2013 года. Пенсионные накопления еще 6 млн. застрахованных лиц заморожены в Пенсионном фонде России и будут перечисляться в негосударственные пенсионные фонды после 1 января 2015 года по мере вступления этих фондов в систему гарантирования прав застрахованных лиц.
В негосударственных пенсионных фондах уже получают дополнительную (негосударственную) пенсию1537,1 тыс. человек. В тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить суммарный для всех видов пенсии коэффициент замещения, превышающий (с учетом размера заработной платы в отрасли) средний по стране на 12 – 15%.
В течение последних лет как в результате повышения требований к имуществу негосударственных пенсионных фондов, так и в результате экономического кризиса произошли существенные изменения в количестве и структуре действующих НПФ.
Общее количество фондов, имеющих лицензию, уменьшилось с начала 2008 года с 240 до 118. Число фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию – со 125 до 90. (Приложение 2).
Уменьшение числа пенсионных фондов произошло как в результате ухода с рынка небольших фондов, не сумевших обеспечить заданный размер ИОУД, так и в результате присоединения небольших фондов к более крупным.
В то время как количество фондов с малым размером СПС уменьшилось (на 127 фондов со средствами менее 100 млн. рублей, и на 35 фондов со средствами в диапазоне от 100 млн. рублей до 1 млрд. рублей), количество крупных фондов выросло (на 16 фондов со средствами в диапазоне от 1 до 10 млрд.рублей и на 22 фонда со средствами свыше 10 миллиардов рублей).С 79% до 92,1% выросла и доля в общей сумме пенсионных средств фондов, имеющих СПС свыше 10 млрд. рублей.
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве — 63 фонда, в Санкт-Петербурге — 11, в Республике Татарстан, Ростовской и Самарской областях — по 4, в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе – по 3.
Определенный интерес представляет структура негосударственных пенсионных фондов по соотношению в их деятельности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Распределение фондов по их отношению к негосударственному пенсионному обеспечению приведено в таблице 1. В качестве критерия для классификации выбрана доля числа участников по НПФ в общей сумме числа участников и застрахованных лиц.
В соответствии с этим критерием фонды разделены на 5 категорий:
Таблица 1
№№ пп |
Вид деятельности фонда |
Величина показателя |
Количество фондов |
1 |
Фонд осуществляет деятельность исключительно по НПО « |
более 99% |
28 |
2 |
Фонд осуществляет деятельность преимущественно по НПО |
от 75% до 99% |
20 |
3 |
Фонд в равной степени работает по НПО и ОПС |
от 25% до 75% |
36 |
4 |
Фонд осуществляет деятельность преимущественно по ОПС |
от 1% до 25% |
26 |
5 |
Фонд осуществляет деятельность исключительно по ОПС |
менее 1% |
5 |
Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность исключительно по негосударственному пенсионному обеспечению, составляют по количеству около четверти (23,7%) общего числа фондов. В этих фондах сосредоточено 3,37% участников и 2,2% всех пенсионных резервов.
Исключительно обязательным пенсионным страхованием занимаются 5 фондов (НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии», НПФ «Башкомснаббанк», НПФ «Согласие», НПФ «КИТ-Финанс» и НПФ «Индустриальный»). В них осуществляют формирование накопительной части трудовой пенсии 13,6% застрахованных лиц, выбравших НПФ, их пенсионные накопления составляют 3,1% общей суммы пенсионных накоплений.
История развития негосударственных пенсионных систем
В России первые пенсионные фонды были созданы еще до 1917 г. Более чем полувековой перерыв в этой сфере имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов.
Первым НПФ был НПФ научных работников. Он был основан в 1990 году. Второй — Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан как смешанная компания, более того, он имел филиалы во многих регионах России.
Первым документом, непосредственно регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (позднее в Указ были внесены изменения от 12 апреля 1999 года).
В указе говорится: «В целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и защиты их накоплений от инфляции:
1. установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, группы граждан и общественные объединения могут создавать негосударственные пенсионные фонды как юридические лица с лицевыми счетами граждан.
2. негосударственные пенсионные фонды работают независимо от государственной пенсионной системы. Выплаты из этих фондов производятся вместе с выплатами государственных пенсий. Размер, условия и порядок внесения взносов и платежей определяются договором между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, заключенным на основании утвержденного типового договора.
3. предусмотреть, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не могут заниматься коммерческой деятельностью. Распределение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляется специализированными компаниями по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, отношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов».
В 1993-1994 годах началось активное создание негосударственных пенсионных фондов. Негосударственные пенсионные фонды работали без надлежащего государственного контроля. «Развитие системы негосударственных пенсионных фондов происходило в отсутствие надлежащей правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно сказалось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Доверие населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким».
Ситуация изменилась после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и принятия Правительством Российской Федерации Положения об инспекции негосударственных пенсионных фондов.
Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации стала государственным органом, осуществляющим функции согласования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов и содействующим развитию негосударственных пенсионных фондов. Вскоре после этого было принято Предварительное положение о регистрации уставов частных пенсионных фондов (утверждено Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда 15 декабря 1994 года).
На первом этапе своего становления и развития негосударственные пенсионные фонды формировались вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, по отраслевому или региональному принципу. Это привело к тому, что негосударственные пенсионные фонды обслуживали только своих учредителей.
Роль ПФЛ в системе социальной защиты многогранна. Благодаря своей двойственной природе как социальных и финансовых институтов, они играют двойную роль: как социальные институты, они помогают лучше удовлетворять потребности пенсионеров и снижают социальную напряженность в обществе. Как финансовые институты, они играют важную макроэкономическую роль, способствуя увеличению доли фонда накопления в национальном доходе и формируя мощный внебюджетный инвестиционный лоток в национальной экономике. Исходя из этого, было дано определение негосударственных пенсионных фондов как экономической категории. С развитием негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, появляется ряд моментов, привлекательных для компаний, работодателей и работников. Прежде всего, это частичное, а иногда и полное финансирование дополнительных пенсий работодателем. В этом отношении частная пенсия обходится человеку гораздо дешевле, чем в случае полного финансирования пенсии за счет собственных взносов. Другими словами, участие в пенсионном фонде эквивалентно получению отложенной части заработной платы с соответствующим накоплением инвестиционного дохода. Поэтому условие наличия негосударственной пенсионной программы становится важным моментом при выборе работы.
Становление негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране, имеет определенные трудности для успешного функционирования НПФ: население утратило доверие к государству и всем новым финансовым институтам, работодатели не имеют достаточного количества свободных средств и не имеют стимулов для работы с негосударственными пенсионными фондами, отсутствует развитый, стабильный, предсказуемый финансовый рынок, не созданы условия для безопасного ведения бизнеса.
Негосударственная пенсионная система позволит:
Существенно повысить уровень социальной защиты населения, создать необходимые гарантии социального отдыха в обществе;
Создать необходимые пенсионные резервы для реализации долгосрочных экономических проектов
Создать условия для формирования реального источника дополнительных пенсий, помимо государственной пенсии;
оказывать реальное влияние на воспроизводство и развитие экономики;
Создание новых рабочих мест путем реализации инвестиционных проектов.
Необходимо приложить все усилия, чтобы обеспечить условия для нормального функционирования этого учреждения. В частности, важно реализовать меры по разъяснению населению роли и функций негосударственных пенсионных фондов в системе обеспечения старости; тщательно проработать законодательную базу по многим аспектам деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая их участие в обязательном пенсионном страховании населения и в создании обязательных профессиональных пенсионных схем; создать благоприятный налоговый климат для субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, привлечь работодателей к участию в создании профессиональных пенсионных схем и т.д.
Как перейти в НПФ или вернуться в ПФР
Перейти из одного фонда в другой можно в любой момент. Однако, нужно помнить о правиле 5 лет, по которому переход с сохранением накопительной части пенсионных возможен только раз в течение пяти лет. Если условие нарушено – будет переведена только перечисленная из заработной платы часть денег, без дохода. Это тоже самое, что досрочно забрать вклад.
Правда, непонятно, как положение законодательства выполняется при переходе из ПФР в НПФ. В реальности там никто не начисляет проценты на суммы, хранящиеся на лицевом счете – нет смысла. Все равно пенсия будет начисляться по другим правилам.
Для перехода нужно обратиться с соответствующим заявлением в фонд напрямую или в МФЦ. Законодательство разрешает подать документы лично, через интернет или почтой. В последнем случае заявление должно быть нотариально заверено. Роль нотариуса могут выполнять по закону и другие представители государственных органов.
Документы о выходе (переходе) принимаются с 1 января по 1 декабря. Месяц дается для окончательного принятия решения. Это как при разводе – испытательный срок. А вдруг передумает.
Как перейти из одного НПФ в другой, сроки, необходимые документы
Если доходность выбранного НПФ перестала удовлетворять или его деятельность вызывает сомнения, можно перевести свои пенсионные отчисления в другой пенсионный фонд. Процедура смены организации по обязательному государственному пенсионному страхованию регламентирована законодательством РФ.
Для смены пенсионного фонда нужно написать заявление в пенсионный фонд, где на данный момент размещены накопления. Рекомендуется менять свой НПФ не чаще, чем один раз в пять лет с целью сохранения инвестиционного дохода. Если обстоятельства не позволяют ждать, можно оформить заявление на досрочный переход – в такой ситуации пенсионные накопления будут переданы на следующий год с удержанием части инвестиционной прибыли.
При смене НПФ необходимо изучить деятельность выбранной организации:
- Узнать опыт НПФ на рынке,
- Выяснить репутацию компании,
- Изучить значения доходности от инвестирования пенсионных взносов.
Вышеуказанную информацию можно также получить на странице Банка России. Переводить деньги в фонды, не имеющие рейтинга, нецелесообразно и рискованно.
Размещение пенсионных накоплений в одном из крупнейших пенсионных фондов позволяет быть уверенным в сохранности своих сбережений благодаря стабильной работе и надежности выбранного учреждения, а грамотная инвестиционная политика фонда позволяет приумножить сбережения и уберечь их от обесценивания.
На территории РФ, начиная с 2010 года, пенсия каждого гражданина состоит из трех частей – страховой, составляющей 14% от отчислений, базовой, равной 6%, и накопительной, которая равна 2%.
Накопительной частью своих пенсионных сбережений каждый гражданин может распоряжаться по собственному желанию. Например, перечислять ее в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который будет управлять ими, и с полученной прибыли увеличивать размер вашей пенсии.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) выполняет все функции, необходимые для обязательного пенсионного страхования.
Действия такого фонда строго регламентированы, и каждый гражданин, заключивший договор с такой организацией, может ежегодно просматривать все отчеты, касающиеся управления их вложениями, на официальном сайте НПФ. Вся деятельность организации абсолютно прозрачна и строго контролируется со стороны государства. Ежегодно НПФ проверяют такие структуры, как:
- Налоговая служба;
- Служба по финансовым рынкам;
- ПФР;
- Счетная палата Российской Федерации.
Каждый гражданин, доверивший свою накопительную часть пенсии любому из существующих НПФ, не только увеличит размер получаемой в старости пенсии, кроме этого, он еще сможет воспользоваться следующими привилегиями, которые предоставляет фонд:
- в отличие от ПФ, в случае преждевременной гибели, НПФ сможет передать ваши денежные накопления вашим родственникам или любым другим доверенным лицам, которых вы укажете в наследстве;
- ваши деньги, находящиеся на счету организации, не могут быть арестованы и отняты у вас, в случае подачи на вас и ваше имущество судебного иска;
- вы можете увеличивать свою накопительную часть, отчисляя на ее счет дополнительные денежные суммы. Причем, это можно делать как лично, так и с помощью работодателя, который будет за счет вашей зарплаты увеличивать размер отчислений на оговоренную сумму.
Надежность негосударственных пенсионных фондов оценивается экспертами выше, чем надежность банков. Связано это с тем, что даже при банкротстве НПФ деньги вкладчиков останутся нетронутыми и будут переведены на их счета в пенсионный фонд.
Какой деятельностью занимаются НПФ и для чего они нужны
Любой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий свою деятельность на территории РФ, имеет право заниматься исключительно следующими нижеперечисленными видами деятельности:
- осуществление обязательного пенсионного страхования. НПФ являются ответственными страховщиками по осуществлению обязательного пенсионного страхования, на основе договоренностей между фондом и застрахованным лицом. Фонд занимается накоплением денежных средств вкладчиков, с последующим инвестированием их в разрешенные государством активы и, при возникновении определенных условий, занимается выплатой дополнительных пенсионных отчислений;
- также фонд занимается профессиональным пенсионным страхованием. Это означает, что будут осуществляться специальные программы, направленные на создание специальной пенсии для той категории граждан, которая занимается трудовой деятельностью на вредных для здоровья производствах;
- НПО, выражающееся в том, что ПФ производит сбор средств вкладчиков, занимается выдачей пенсии и размещает резервы. НПФ, в свою очередь, выплачивают в пользу фонда взносы. В случае наступления условий, необходимых для осуществления выплаты пенсии вкладчикам, ПФ выплачивает им дополнительные денежные средства.
ТОП-10 НПФ по количеству вкладчиков
НПФ в России — явление частое. Граждане нашей страны давно поняли преимущества заключения договоров с НПФ. Сегодня в России насчитываются сотни НПФ, но среди них есть десятка самых востребованных среди граждан.
Наименование НПФ | Количество вкладчиков |
---|---|
АО НПФ Сбербанка | 1 719 586 |
НПФ Благосостояние | 1 311 200 |
АО НПФ электроэнергетики | 312 167 |
ОАО НПФ Телеком-Союз | 308 335 |
ОАО НПФ Ханты-Мансийский | 265 833 |
НПФ ГАЗФОНД | 233 153 |
АО НПФ Лукойл-Гарант | 205 960 |
НПФ Транснефть | 143 421 |
ЗАО НПФ Социум | 135 397 |
ЗАО НПФ Национальный | 111 015 |
Стоит ли переходить в НПФ?
По закону граждане РФ могут распоряжаться накопительной частью по своему усмотрению. С одной стороны, НПФ — это реальная возможность получать бОльшую пенсию, чем при аналогичных отчислениях в государственный Фонд России. Это достигается за счет того, что ежемесячный размер выплат будут составлять не только взносы физлиц, но и доходная часть, которая формируется за счет более удачного инвестирования НПФ денег будущих пенсионеров.
С другой стороны, в последние годы свыше 30 НПФ находятся на стадии ликвидации, а большинство оставшихся организаций объединяются из-за финансовых проблем. По сути, они уже банкроты, поэтому объединяются с такими же НПФ. Мыльный пузырь растет и когда-нибудь лопнет.
К тому же, НПФ не может гарантировать постоянной высокой доходности, особенно в условиях кризиса и нестабильной экономики страны. А вот рисков здесь гораздо больше, хотя все они компенсируются страхованием пенсии.
В любом случае, перевод накопительной части пенсии в НПФ гарантирует более высокую доходность, нежели хранение средств в ПФР. Эксперты советуют менять НПФ не чаще 1 раза в 5 лет. Так клиенты смогут увидеть доходность по отчетам, проанализировать реальную прибыль, увидеть разницу.
Как работают организации
Деятельность НПФ представляет собой ответственность за накопления участника, что отражается на его индивидуальном счёте. Оборот полученных и приумноженных фондом средств регулируется системой ОПС (обязательное пенсионное страхование).
При достижении гражданином возраста 56,5 (Ж) / 61,5 (М) лет (на 2021 год) негосударственная компания назначает, а вместе с тем выплачивает ему пенсию. Размер последней зависит от доходности фонда.
Посредством НПФ также можно формировать дополнительную пенсию. Если участника устраивает результат деятельности фонда, то он может заключить ещё один договор для накопления средств. Подобные отношения относятся к НПО – негосударственному пенсионному обеспечению. В этом случае гражданин самостоятельно выделяет средства под управление фонду.
Для формирования дополнительной пенсии совсем не обязательно заключать договор с НПФ в котором находятся основные накопления. Гражданин может выбрать любой фонд, где в полной мере реализована система НПО.
У ОПС и НПО есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при заключении договора с тем или иным фондом. В первую очередь – это доходность.
В случае с ОПС организация имеет право инвестировать средства только в проверенные и надёжные финансовые инструменты. Тогда как при НПО допускаются риски, что чревато как более высокими доходами, так и уходом в минус. Такие вложения не застрахованы государством.
Почему стоит выбрать именно негосударственную организацию
Ключевое отличие ПФР от НПФ – формат инвестирования. Государственный фонд имеет право вложить деньги и получать прибыль только посредством одной компании. В то время как деятельность НПФ не ограничена количеством финансовых инструментов.
То есть при выборе ПФР гражданину необходимо определиться с управляющей компанией и инвестиционным портфелем, который она предлагает. Если же средствами распоряжается НПФ, то участнику никаких дополнительных действий совершать не нужно. Фонд самостоятельно подберёт как компанию, так и портфели.
НПФ предлагает более высокую доходность. Специалисты того или иного фонда постоянно находятся в поиске лучших предложений на финансовом рынке и не останавливаются на одном лишь варианте как в случае с ПФР.
Негосударственные пенсионные фонды России
Негосударственные пенсионные фонды России появились на основании Указа Президента №1077 от 16.09.92г. В то время этот Указ имел силу закона. Менее чем за два года было создано порядка 350-ти НПФ. В последствии многие из них обанкротились, закрылись или произошло их слияние и поглощение. В основном это было связано с изменениями в пенсионном законодательстве. Были даже случаи недобросовестности участников этого рынка. С течением времени государство ужесточало требования к НПФ и на рынке остались только самые устойчивые и капиталоемкие компании. К 2018 году их оставалось порядка 60-ти.
Негосударственные пенсионные фонды постоянно находятся под неусыпным контролем различных контролирующих органов. Их проверяют: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. В состав контролирующих органов входят ЦБ РФ, Налоговая служба, Счетная палата, ПФР и независимый аудитор.