Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в ОСАГО в 2023 году: краткий обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Информирование страховой о получении номеров
Рассмотрим обновленный пункт 1.3 Правил страхования:
1.3. После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан сообщить номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней страховщику, который на основании полученных данных делает соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования).
1.3. Страхователь обязан сообщить страховщику номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака, за исключением случая получения в указанный срок страхователем от страховщика информации о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2021, N 50, ст. 8416) (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования). Страховщик на основании полученных от страхователя сведений о номере государственного регистрационного знака вносит соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (за исключением случая получения страховщиком сведений о номере государственного регистрационного знака из автоматизированной информационной системы обязательного страхования). Страхователь, получивший от страховщика информацию о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно, вправе обратиться к страховщику для внесения соответствующей записи в бланк страхового полиса обязательного страхования.
Итак, в данном пункте речь идет о ситуации, когда страховка ОСАГО куплена до момента регистрации автомобиля в ГИБДД.
Например, речь идет о покупке нового автомобиля без номеров.
При этом собственник автомобиля сначала покупает ОСАГО, в котором не указан номер автомобиля, а лишь затем обращается в ГИБДД для получения номеров.
До 1 октября 2022 года в описанной ситуации автовладелец должен был самостоятельно обратиться в страховую компанию в течение 3-х дней. Страховая при этом обновляла информацию в базе данных (вносила туда номер) и обновляла бланк полиса.
С 1 октября порядок взаимодействия будет иным. Автовладелец все также должен проинформировать страховую компанию о получении номеров. За исключением одного случая. Если в течение этих 3-х дней страховая проинформировала автовладельца, что она самостоятельно получила информацию о выданном номере, то обращение в страховую не является обязательным. При этом водитель все равно может сходить в страховую, чтобы новый номер автомобиля внесли в его полис.
В рассмотренном выше пункте 1.3 не указано, как именно страховые будут сообщать автовладельцам о том, что информация о новом номере получена. Можно предположить, что это будет происходить в автоматическом режиме (через СМС рассылку или через личные кабинеты на сайтах страховых компаний).
В общем, нововведение полезное и оно позволит сэкономить время на лишнем обращении в страховую компанию. Остается надеяться, что страховые компании начнут внедрять его в самое ближайшее время.
На текущий же момент ситуация выглядит так. Если Вы купили ОСАГО до момента регистрации в ГИБДД, то в течение 3-х дней после регистрации нужно обратиться в страховую для обновления полиса. При этом не имеет смысла идти в страховую в первый же день, лучше подождать подольше. В том случае, если страховая в течение 3-х дней получит информацию о номере, то она уведомит Вас об этом. И идти в страховую вообще не придется.
Предоставление документов ГИБДД в случае утраты автомобиля
В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата события, которое явилось основанием для его досрочного прекращения и возникновение которого подтверждено документами уполномоченных органов.
В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата события, которое явилось основанием для его досрочного прекращения и возникновение которого подтверждено документами уполномоченных органов. Сведения о случае, указанном в абзаце пятом пункта 1.13 настоящих Правил, подтверждаются документами органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, содержащими информацию о снятии транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, с государственного учета после его утилизации.
В данном абзаце речь идет об особенностях досрочного прекращения договора ОСАГО. С 1 октября 2022 года утрата (гибель) транспортного средства должна подтверждаться документами ГИБДД, в которых указано, что утраченный автомобиль снят с учета.
- Повышение лимитов и отмена учета износа
Как только автомобиль забирают из салона, он начинает стареть, рассказал Воропаев. Если человек через условное время попал в ДТП, то этот амортизационный износ рассчитывается как стоимость выплаты за аварию, если вы выбираете деньги. Отмена износа важна в том случае, когда гражданин в качестве компенсации выбирает денежную выплату.
— В этом случае нужно считать выплату без учета износа. То есть ту же стоимость, которую компания должна была бы выплатить деньги за ремонт в салоне, — объяснил он.
Автоюрист обратил внимание, что стоимость компенсации по ОСАГО не может превышать 50 процентов от износа машины.
— Кроме того, пострадавший получает сумму за повреждения автомобиля, которая рассчитывается по единой методике. Она предполагает выплаты в два-три раза меньше, чем ему необходимо для ремонта, — уверен Воропаев.
- Штрафы с камер и ДТП без справок
Александр Баклушин рассказал, что особенность этого нововведения в том, что часть водителей не защищены от ситуации, когда в них врезается водитель без полиса ОСАГО.
— В этом случае потерпевшему приходится обратиться в суд. А учитывая то, что у виновного не было средств для оплаты ОСАГО, скорее всего, компенсация, назначенная судом, будет невысокой, — предположил Баклушин.
Пример расчёта стоимости ОСАГО
Обычно стоимость страховки на машину рассчитывается по такой формуле: ТБ × КТ × КБМ водителя × КВС × КО × КМ × КС × КН. В ней используются такие показатели:
ТБ – базовый тариф, который действует в текущем году
КТ – территориальный коэффициент
КМБ – коэффициент класса водителя (бонус-малус)
КВС – коэффициент возраста и стажа вождения автомобилиста
КО – ограничение на число лиц, которые допущены к вождению
КМ – коэффициент мощности мотора автомобиля
КС – коэффициент срока использования транспортного средства
КН – коэффициент нарушений
Разберём расчёт, сколько будет стоить полис ОСАГО в 2023 году на конкретном примере. Формула не изменилась, поэтому водителям, которые определяли показатель раньше, ничего не нужно изменять в своих расчётах.
Рассмотрим наглядный пример:
- Город прописки – Москва
- Легковой автомобиль, мощность двигателя 96 л.с.
- Возраст водителя 33 года, опыт – 8 лет
- Дисконт 30%
- Срок оформления полиса – 12 месяцев
Изменения в ОСАГО с 13 сентября
С 13 сентября почти для всех владельцев авто будут расширены на 26 % базовые тарифы по ОСАГО. Что это значит? Начать надо с того, что такое базовый тариф. Это сумма, зафиксированная на законодательном уровне для гражданского автострахования. Проще говоря, базовый тариф — это изначальная сумма, которую потом умножают на ряд коэффициентов и высчитывают окончательную стоимость полиса.
Расширение тарифов означает, что минимальная и максимальная планки будут сдвинуты. Если раньше базовые тарифы для легковушек составляли 2 224 — 5 980 рублей, то теперь они будут 1 646 — 7 535 рублей. Это приведет к изменениям в ценах на полисы ОСАГО. Каким образом? Стоимость полиса ОСАГО представляет собой произведение ряда чисел. Если одно из этих чисел поменять, то результат будет другим. Приведем простой математический пример:
Если число 2 умножить на само себя 7 раз, то получится 2*2*2*2*2*2*2*2 = 256. Заменим одно из чисел единицей, тогда итоговый результат составит 1*2*2*2*2*2*2*2*2 = 128. Мы поменяли одно число, и результат стал иным. При расчете ОСАГО сейчас делается то же самое. И с расширенным диапазоном изменятся и конечные цены.
Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация предполагается в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2023-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
Лимит выплат по Европротоколу
Европротокол представляет собой документ, составленный участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без помощи и участия сотрудников автоинспекции, и имеет полную юридическую силу для страховых учреждений.
Документ призван, прежде всего, упростить жизнь автомобилистам, позволив в определенных случая решать вопрос об урегулировании спора без привлечения государственных органов. Такой порядок значительным образом упрощает процедуру оформления, особенно в больших городах, где большинство ДТП наносят незначительный ущерб, а время ожидания экипажа автоинспекции значительно, что выступает причиной многокилометровых пробок.
Изменения коснулись суммы страхового обеспечения по европротоколу. Сумма выплат была увеличена до 100 000 рублей.
В Законе об ОСАГО перечислены условия для составления данного акта: если сумма выплат не превышает установленного порога (50 тысяч), в случае отсутствия причинения вреда жизни и здоровью людям, обязательно наличие полиса обязательного страхования, в случае отсутствия спора о вине в ДТП.
Глава 2. Порядок уплаты страховой премии
2.1. Страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если в соответствии с настоящими Правилами страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.
Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных владельцем транспортного средства в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, страховая премия подлежит изменению после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска.
Владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от владельца транспортного средства.
2.2. Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается владельцем транспортного средства страховщику при заключении договора обязательного страхования единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке, в том числе в случае создания и направления владельцем транспортного средства — физическим лицом страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа с использованием финансовой платформы, в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 года N 24667, 14 августа 2013 года N 29387, 19 мая 2014 года N 32323, 11 июня 2015 года N 37649, 27 января 2016 года N 40831 («Вестник Банка России» от 28 июня 2012 года N 34, от 28 августа 2013 года N 47, от 28 мая 2014 года N 46, от 22 июня 2015 года N 54, от 15 февраля 2016 года N 14).
КС — коэффициент сезонности
Стандартное время заключения соглашения с СК – 1 год. КС периода включен в формулу для перерасчета цены полиса для ТС, эксплуатация которых на протяжении всего периода страхования невозможна.
Такое ограничение относится к специальным видам транспорта, предназначенным для использования в конкретное время года. Это могут быть машины для:
- уборки снега;
- работы на полях;
- полива и т. д.
Если страхуемое авто не относится к специальным видам ТС, но используется не всегда (например, только в летнее время для поездок на дачу), все равно придется оплачивать полный год эксплуатации.
Значения КС можно посмотреть в таблице
Перион использоватения ТС | Значение КС |
---|---|
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев | 1 |
Данный показатель учитывает наличие/отсутствие грубых нарушений со стороны автовладельца, а также лиц, включенных в договор. Есть два значения:
- 1.0 – если нет нарушений;
- 1.5 – при наличии хотя бы одного нарушения.
Важно! При определении размера данного критерия учитывается факт несоблюдения требований СК . Размер показателя будет одинаковым при наличии как одного нарушения, так и нескольких.
При выведении коэффициента нарушений учитывается:
- преднамеренное представление страховщику ложной информации, регулирующей цену полиса (незаконное снижение);
- совершение действий, повлекших за собой возникновение страхового случая;
- причинение вреда по умыслу, что стало основанием для выставления регрессных требований.
К последнему относятся такие факторы, как:
- нанесение вреда жизни и здоровью по умыслу;
- нанесение вреда под воздействием алкогольных/наркотических веществ;
- пребывание за рулем авто лица, не имевшего на это права;
- покидание места аварии до приезда сотрудников ДПС;
- наступление страхового случая при эксплуатации ТС в период, который не предусмотрен соглашением с СК.
Этот список может быть дополнен в зависимости от требований конкретной СК.
Езда без страховки, штраф в 2021 году [с доп. от 01.01.2021]
Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.
И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.
Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.
Последние изменения в законе
ФЗ-40 «Об ОСАГО» претерпевал изменения много раз, и новый 2019 год начался с урегулирования ряда момента в этом нормативном акте. Нововведения коснутся следующих аспектов:
- Изменился способ отсчета срока на проведение анализа полученного ущерба транспортным средством. Ранее компания обязывалась сделать это в течение 5 дней с момента наступления страхового случая. Теперь отсчет будет вестись от подачи заявления пострадавшим об аварии.
- Новые положения лишили возможности проводить независимую экспертизу, что для многих является большим минусом.
- Коснулись поправки и срока подачи претензии в компанию в случае появления спорных моментов. Теперь он составляет 10 дней.
- Период страхования с сентября 2021 года не может быть меньше 365 дней.
- Выплату пострадавшая сторона получает не в виде денег, а ремонтными работами компаниями, которые проводят восстановление транспорта. Это изменение позволит сократить случаи мошенничества.
- Лимит страховой суммы, причитающейся при ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД – 100 000 руб.
Кроме этого водителям теперь предлагается оформление электронного полиса. Он имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Прежде чем выбрать такую форму страховки, следует убедиться, что она понятна в использовании.