Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины для прекращения церковного брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).
Высокое учение Нового Завета о браке
Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25). Христианские семьи, в которых муж и жена стали, по слову Господа, «двое одна плоть», через причастие таинственно становятся телом, плотью Христовой. Поэтому свое учение о браке апостол Павел завершает словами о Церкви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:24-32).
Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).
Отношение к браку в ранней Церкви
В Церкви Нового Завета был распространён аскетический идеал безбрачия и полного посвящения христианина Господу. Эти настроения усиливались в эпоху гонений, когда у первых христиан были сильны эсхатологические настроения, ожидание скорого Второго пришествия, «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор. 7:29), — писал апостол Павел. «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33).
Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].
Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.
Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].
Брак и Венчание в Православии
Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).
Венчание не подменяет собой брак, а дополняет его. Брак без Венчания не является блудом. Церковь настаивает на необходимости проведения Таинства. Но при этом признаёт невенчанный законный союз мужчины и женщины. Приведём слова протоиерея Димитрия Карпенко:
«Не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом».
Венчанием молодожёны словно приглашают Христа на свой праздник и просят благословить их совместную жизнь. Таинство укрепляет отношения и освящает их Божественной благодатью. Однако важно понимать, что оно не является сделкой с Богом и гарантией семейного счастья. Венчание не спасёт брак, если супруги не трудятся над самим собой и не стараются жить по-христиански.
Архимандрит Андрей (Конанос) сравнивает брак с горящей лампадой:
«Если не дольёшь в нее масла, то в скором времени она начнет мерцать и потухнет. Чтобы сохранить брак, необходимо работать над этим, необходимо этому способствовать».
Преподобный Паисий Святогорец учил:
«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).
Измена – главное основание для развода
В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.
В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).
В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.
Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:
«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».
Развенчание церковного брака: мнения священников
Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.
Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:
«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».
Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.
Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:
«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».
Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:
«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».
Сколько раз можно венчаться
На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.
Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.
Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:
Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.
Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).
Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.
Как действовать, чтобы развенчаться?
- Сначала официально оформляется брак путем обращения в ЗАГС. Чтобы правильно развенчать, нужно соблюдать определенную последовательность действий. Правила процедуры определяются Священным Синодом и закрепляются в уставе Русской Православной Церкви.
Алгоритм следующий:
- Посетите церковь, вступившую в этот супружеский союз через священный обряд, или любую близлежащую церковь, в т.ч находящуюся по месту жительства одного из супругов.
- Проведите предварительную беседу с местным священником (обычно настоятелем храма), изложив все обстоятельства развода. Разговор ведется с каждым супругом отдельно (по возможности).
- Подготовьте документы. Полный пакет состоит из обязательных документов (загранпаспортов молодоженов и свидетельств — о церковном браке, расторжении брака, вступлении в следующий брак) и дополнительных документов, подтверждающих обоснованность обращения и объективность причин (справки, письма, выписки , протоколы, судебные решения).
- Составить прошение на разгон в епархию (по рекомендации местного приходского священника). Форма написания свободная, должны быть указаны дата и место заключения брака, история заключения брака и действительная причина развода. Если женатый супруг вступил в повторный брак или только собирается вступить в повторный брак, то следует добавить просьбу о благословении второго брака и совершении обряда венчания с указанием сведений (ФИО) о новом супруге.
- Подайте прошение настоятелю, который напишет сопроводительное письмо на бланке храма на имя администратора епархии. Данный отчет содержит краткое описание текущей ситуации и личное мнение священника по результатам беседы с прихожанкой храма.
- Дождитесь благословения от правящего епископа.
- Назначьте дату новой свадьбы.
Ведь процесс развенчания всегда связан с желанием заключить новое церковное венчание, отдельно он не бывает. Для заключения брака с новым избранником не обязательно получать согласие бывшего супруга, мероприятие происходит в одностороннем порядке. Главная задача – получить разрешение, а для этого необходимо доказать, что вы не виновны в распаде семьи.
Как развенчать церковный брак: процедура, причины, обряд
«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» — гласит Евангелие (от Марка 10:9). Однако реальность далека от Божьего замысла. Развод, увы, стал обыденным делом, хотя в действительности, это огромная трагедия.
Если вдуматься в библейский текст, то ответ на вопрос «как развенчать церковный брак» очевиден – никак. Тем не менее, в некоторых христианских церквах развод хоть и не приветствуется, но допускается. Что делать после развода, если супруги были венчаны, расскажем в статье.
Бог задумал союз мужчины и женщины вечным. Венчание – это особый обряд. Любящая пара получает благословение на совместную жизнь, воспитание детей и преодоление жизненных неурядиц.
Венчание – серьезный шаг. Подразумевается, что пара будет вместе вечно
К церковному бракосочетанию следует подходить со всей ответственностью. У христиан не должно быть разводов – это решение супругов не приветствуется ни в одной конфессии.
В христианстве, а в частности в православной церкви, не существует понятия «церковный развод» или «развенчание». Но что же делать, если брак распался?
Причины расторжения церковного брака
Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей
Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил
В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком
Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ЦЕРКВИ
Актуальность развенчания возникает при желании повторно совершить таинство Венчания после вступления в новый брак. Церковный развод может быть допустим в тех случаях, когда нет возможности сохранить семью. После церковного развода возможно повторное вступление в брак для невиновного в разводе супруга.
Часто приходится слышать вопрос: как можно развенчаться в Церкви или как расторгнуть церковный брак? Однако в Церкви такого понятия как развенчание нет. Не существует и особого обряда или последования, которое могло бы аннулировать совершенное венчание в церкви. Для того чтобы расторгнуть Церковный брак, необходимо обратиться в епархиальное управление. Каждый вопрос о предоставлении церковного развода или развенчании, решается индивидуально.
Какова процедура повторного брака в Церкви?
Для проведения повторного венчания людям, уже бывшим в церковном браке, необходимо обратиться в епархиальное управление и подать прошение на имя правящего архиерея о развенчании, то есть о снятии венцов, о снятии благословения. Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ.
Подать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих супругов необязательно. При этом надо предоставить следующие документы:
1) паспорт
2) свидетельство о расторжении первого брака в ЗАГСе
3) свидетельство о заключении первого церковного брака
4) письменное согласие на расторжение церковного брака от первой (первого) супруги (супруга).
Развенчаться против воли второго супруга нельзя. Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в грехе, который стал (может стать) причиной развода, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить. Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет.
Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это; если первый супруг умер, следует предоставить свидетельство о смерти.
Когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, который попросит назвать причины, подтолкнувшие вас к разводу. В случае, если причины не являются уважительными для Церкви, вам могут отказать в повторном венчании.
Весомыми причинами для расторжения брака Церковь считает:
- измену одного из супругов или противоестественные пороки
- аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям
- смену веры одним из супругов (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии)
- неспособность к супружеской жизни и, как следствие, к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены
- болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие)
- вступление мужа или жены в другой брак
- алкоголизм и наркоманию одного из супругов
- риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму
- сводничество
- длительное отсутствие одного из супругов
- несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия
- попытка суицида.
Развенчание после расторжения брака
Семейные узы брака прекрасны, венчание носит под собой еще более глубокий смысл. При венчании неспроста присутствует священник, он связывает души людей не только земными узами, но и духовными.
Священник объясняет молодоженам, что после венчания они соединяют свои души не только друг с другом, но и с Господом Богом. От того обычным разводом через ЗАГС просто так не отделаться. Сложность характера, угасшие чувства не являются поводом для развода в церкви. Прежде чем венчаться в церкви, необходимо серьезно поразмышлять, насколько вы готовы к такому союзу.
К сожалению, бракоразводный процесс, как и развенчаться в церкви после разводы с бывшим мужем. Вопрос более чем актуальный. Расставания с любимыми людьми для многих уже обычное дело.
Понимание церковного брака
Прежде чем разобрать понятие «развенчание церковного брака», следует понять, в чем же заключается суть самого брака. Самое первое, что он преследует, – это любовь, научение этому чувству в лоне семьи. В церковном понимании брак считается идеальной школой любви. Также церковный брак – это особое благословение Бога. Супруги всегда могут рассчитывать на помощь в трудные для семьи времена.
Конечно, мы все любим, когда вступаем в брак и желаем венчаться. Однако что значит наша любовь? Зачастую это наслаждение другим человеком ради собственного удовольствия. “Мне хорошо с ним/с ней”. Но суть немного отличается. Верующие люди вступают в церковный брак, чтобы помогать друг другу в духовной жизни.
Сегодня это понятие исковеркано, и таинство венчания превратилось в дань моде. Человек вдруг понял, что это красиво и необычно (особенно на постсоветском пространстве). Но в душе нет того трепета перед вступлением в супружескую жизнь, перед таинством венчания, перед Богом. Очевидно, именно поэтому так много разводов.