Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен проводит экспертизу оказанной услуги заказчик или исполнитель?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внешняя экспертиза — это право заказчика, но здесь есть свои исключения. Правительство РФ вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Можно ли отказаться от проведения экспертизы
Обратите внимание, что заказчик не вправе переложить свою обязанность по проведению экспертизы на контрагента. Так как экспертиза является неотъемлемой частью приёмки, а приёмка — это обязанность заказчика. Также незаконно требовать от поставщика оплатить услуги привлечённых заказчиком экспертов.
Экспертиза может не проводиться в нижеперечисленных случаях.
- Если поставщик может самостоятельно предоставить экспертную оценку товаров, работ или услуг, которые он и поставляет.
- Если товары, работы или услуги поставляют для федеральных государственных нужд (например, для решения задач по безопасности и жизнеобеспечению страны).
- Если поставляемые товары, работы или услуги уже прошли экспертизу до момента приёма.
- Если это предусмотрено Постановлениями Правительства РФ.
Экспертиза соответствия 44-ФЗ: как ее провести в государственных и муниципальных организациях
Согласно 44-ФЗ «Статья 94. Особенности исполнения контракта», проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно по каждому контракту. В чем смысл проведения такой экспертизы? Заказчик обязан проверить точность исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг и обязательно сопоставить полученные от поставщика результаты с условиями контракта.
Экспертиза может быть подготовлена своими силами или необходимо осуществить проведение независимой экспертизы по 44-ФЗ.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если заказчик располагает собственными профильными специалистами, то он может провести внутреннюю экспертизу по контракту, например, создать специальную экспертную комиссию по приемке товаров, работ, услуг или назначить единоличного эксперта из числа сотрудников своей организации. Но такая экспертиза не считается независимой, ибо сотрудники организации заказчика могут быть заинтересованы в ее результатах.
Если у заказчика нет своих профильных специалистов для экспертизы оказанных услуг или экспертизы товара по 44-ФЗ, то необходимо привлечь внешнего эксперта. Внешний эксперт по 44-ФЗ приглашается по выбору заказчика или на основании конкурентной процедуры отбора, также внешняя экспертиза по 44-ФЗ может быть назначена по требованию судебных или правоохранительных органов.
Эксперты должны руководствоваться законодательством РФ при проведении экспертизы, а также быть беспристрастными, объективными, добросовестными и компетентными специалистами.
Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ
Внутренняя экспертиза продукции, принимаемой от поставщика в рамках договора, может проводиться любым лицом. В 99 случаях из 100 в роли эксперта выступает сотрудник, входящий в штат заказчика, либо несколько таких специалистов. Также собственная проверка может быть включена в обязанности приемочной комиссии, комиссии по проведению закупок либо работников контрактной службы – тогда проверка ТРУ проходит коллегиально.
Подчеркнем, что закон 44-ФЗ не требует, чтобы экспертиза проводилась только одним сотрудником, поэтому покупатель сам может выбирать наиболее подходящий ему формат.
Закон 44-ФЗ не устанавливает требований по отношению к работникам, осуществляющим экспертизу от лица заказчика. Однако подобные условия предусмотрены для членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, специалистов соответствующей службы. Поэтому такие сотрудники заказчика не всегда могут похвастаться образованием в сфере закупок, даже могут не иметь отношения к соответствующей предметной области. Тем не менее, именно на них ложится ответственность при приемке товара заказчиком по итогам экспертизы. Особенно серьезная ситуация складывается, когда продукция не отвечает характеристикам, указанным в соглашении.
Нужно понимать, что во время внешней и внутренней экспертизы по 44-ФЗ ответственность специалистов фиксируют разные акты. Для работников, привлеченных извне, законодательство устанавливает административную (ст. 7.32.6 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 200.6 УК РФ).
Внешняя экспертиза по 44-ФЗ: стоимость услуг
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Эксперты должны руководствоваться законодательством РФ при проведении экспертизы, а также быть беспристрастными, объективными, добросовестными и компетентными специалистами.
На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям.
Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.
Акт приема-передачи – закрывающий документ, подтверждающий исполнение контракта и внесение оплаты за услугу.
Заключается на основании ст. 94 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд” после того, как исполнитель осуществит частичную (полную) поставку товара.
Полностью реализует взятые на себя обязательства по контракту.
Акт – отдельный документ, в котором фиксируется факт приемки продукции от поставщика согласно 44-ФЗ, т.е. полное соответствие товара/ услуги требованиям или критериям определенного уровня качества.
Акт составляется по итогам экспертизы и заключения, но не позднее 5 дней после составления документа, подписания сторонами. Только легитимный документ является правильным, если составлен на основании фактических сведений о проводимой поставке, универсальных передаточных документов либо товарных накладных, сопровождающих товар.
Если заказчик не составляет акт в силу определенных причин, то подвергается штрафу с взысканием в судебном порядке.
Акт составляется в 2-х экземплярах для поставщика и заказчика.
Строгая форма отсутствует, но обязательно должны быть прописаны главные пункты:
- список продукции, услуги;
- стоимость принятого товара;
- заключение экспертизы;
- решение заказчика, обоснование претензий при их наличии;
- подписи участников процесса.
Согласно условиям Федеральной антимонопольной службы просрочка начинает исчисляться со следующего дня, идущего за последним днем поставки.
Если товар соответствует требованиям контракта и это установлено проведенной экспертизой, то дни просрочки за даты получения экспертного заключения не учитываются. Ведь по закону так нарушаются права исполнителя.
Если поставленный товар действительно не соответствует техническим, химическим и физическим критериям, зафиксированным в контракте, а факт установлен проведенной экспертизой, то начинает идти просрочка.
До тех пор, пока исполнитель не исправит допущенные ошибки, не реализует условия контракта в полном объеме.
Проведение внешней экспертизы
Внешняя экспертиза бывает необходима в тех случаях, когда заказчик не в состоянии провести итоговые работы по оценке результатов исполнения контракта и его приемке самостоятельно. Это может быть обусловлено рядом факторов:
- Правительством Российской Федерации и Министерством экономического развития сформирован перечень закупок, которые проводятся для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, итоги которых должны быть оценены путем привлечения внешних экспертных организаций или самостоятельных экспертов;
- в штате организации нет специалиста, который мог бы провести приемку результатов исполнения контракта, а также составить экспертное заключение по итогам проведенной закупочной процедуры;
- заказчик самостоятельно принял решение о необходимости привлечения внешней экспертной организации, например, по причине спорности составленного экспертного заключения.
Во время судебного разбирательства стороны могут заключить мировое соглашение, завершив тем самым конфликт. Его проект предоставляется судье на утверждение, к нему прикладываются соответствующие заявления участников. Если договор не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав других людей, тогда суд может его утвердить. В данном случае делопроизводство прекращается. Спор остается неразрешенным по своему существу. В такой ситуации окажется невозможным произвести оплату судебной экспертизы проигравшей стороной, поскольку она не определена. Суд обычно руководствуется общим правилом, в соответствии с которым расходы несет инициатор исследования.
Если в процессе разбирательства истец отказывается от своего иска, оплачивать экспертизу скорее всего придётся ему. Такое решение принимается поскольку лицо исключает возможность выявить выигрышную сторону в споре.
Как изменить ситуацию?
Очевидно, что решить проблему возмещения расходов на производство экспертизы по гражданским делам возможно только посредством внесения изменений в соответствующее процессуальное законодательство, аналогичных арбитражному процессуальному законодательству и административному судопроизводству (АПК РФ и КАС РФ). Очевидно, что данные новации требуют значительных временных ресурсов.
На настоящем этапе соблюдение прав всех участников судебного процесса без ущемления прав эксперта и экспертного учреждения возможно только при неукоснительном соблюдении положений части 1 ст. 96 ГПК РФ, касающихся предварительного внесения денежных средств.
Допустимым также является предварительное внесение заказчиками средств за проводимые экспертизы непосредственно на счета судебно-экспертных учреждений. Данная практика сформирована уже длительное время на основе рекомендаций Главного финансово-экономического управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (письмо Главного финансово-экономического управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 07 октября 2009 г. № СД 3/952).
С 2015 года проблемы неоплаты экспертиз находятся на контроле Минюста России. Через территориальные органы проводятся регулярные совместные заседания рабочих групп с участием представителей судебно-экспертных учреждений, территориальных управлений ФССП России и судейского сообщества с целью сокращения дебиторской задолженности экспертных учреждений Минюста (письмо Минюста России от 27 ноября 2015 г. № 12/137792-ЮЛ).
По мнению экспертного сообщества основное звено в решении вопроса — поддержка со стороны судейского корпуса. Определение порядка оплаты экспертизы до её выполнения и соответствующий контроль со стороны суда является средством обеспечения обязательств, взятых на себя стороной судопроизводства при собирании доказательств по делу в виде судебной экспертизы.
Исходя из экспертной практики именно данная обеспечительная мера позволяет дисциплинировать недобросовестных участников гражданского процесса, изменить отношение как к вопросам оплаты экспертизы, так и к самому процессу ее проведения, в том числе целесообразности.
В завершение статьи хотелось бы задаться вопросами и выяснить мнение по данной проблематике и ее последствиях других участников процесса судопроизводства. Во-первых, судейского корпуса. Сможете ли вы выносить справедливые и обоснованные решения без помощи экспертов? Насколько сложно изменить наработанную практику и при назначении экспертизы выносить вместо одного два определения: о назначении экспертизы и о перечислении денежных средств с депозита?
Экспертному сообществу не менее интересна и позиция адвокатов и сторон по делу. Допустима ли ситуация, когда сторона обращается в суд для восстановления нарушенных прав, и часто с подачи «подкованного» адвоката отказывается (уклоняется) от оплаты экспертизы, тем самым ущемляя права эксперта?
И последний вопрос к законодателям. Что быстрее произойдет, изменение законодательства или полная стагнация института судебной экспертизы в гражданском процессе?
Необходимо ли оформлять отдельный акт экспертизы, если приемка и экспертиза проводится собственными силами заказчика по 44-ФЗ?
Вопрос:
- Вопрос: №3506 от: 2018-07-12.
Ответ:
В положениях статьи 94 Закона 44-ФЗ указано, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты.
Приемка результатов исполнения контракта оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии – всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком, либо поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В те же сроки, что и подписанный документ о приемке, заказчиком может быть направлен в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Много споров велось по поводу оформления отдельного акта приемки в виде экспертного заключения, а именно достаточно ли принять результат контракта актом, товарной накладной и т.д.
при отсутствии замечаний заказчика или необходимо каждый раз составлять отдельный акт в виде экспертного заключения комиссии заказчика.
Также часто задавался вопрос о том, будет ли являться подписанный заказчиком акт приемки результата контракта аналогом экспертного заключения, подготовленного собственными силами заказчика.
Мы выражали собственное мнение по данному поводу и указывали, что документы на товар, работу, услугу, которые передает поставщик (подрядчик, исполнитель) и принимает заказчик, будут являться документами, замещающими экспертизу (например: акт приемки услуг, акт введения аппарата в эксплуатацию, копия сертификата, регистрационного удостоверения и т.д.).
- Однако, довольно часто проверяющие должностные лица требовали от заказчика отдельный акт экспертного заключения на каждый этап приемка товара, работы, услуги.
- В настоящее время действует разъяснение Минфина России, которым пояснено, что, если заказчик не привлекает экспертов для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.
- Следовательно, у заказчика отсутствует необходимость дублировать внутреннее экспертное заключение в виде отдельного акта.
- Скачать Письмо Минфина России от 6 февраля 2018 г. № 24-03-08/6839 «О рассмотрении обращения»
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
Что подлежит обязательному исследованию?
В ходе экспертизы проверяется:
- Качество выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров.
Есть два способа проверки качества – сплошной, всей продукции, и выборочный – отдельной части товара, объема предоставленных работ.
- Комплектность, маркировка и соответствие упаковки нормам и требованиям ТУ, ГОСТов, технических регламентов.
- Подлинность документов – счетов, накладных, ведомостей, актов приемки товара, спецификаций и прочих.
Некоторые услуги и товары подлежат полной оценке только во время потребления (реактивы, топливо и другое). В таких ситуациях эксперты имеют право определять качество продукции в соответствии с мнением ее непосредственных конечных потребителей.
Экспертная проверка качества работ по строительству и ремонту включает:
- изучение проектно-технической документации;
- обследование непосредственно строительного объекта;
- анализ материалов в лабораторных условиях;
- составление экспертного заключения.
Пpaвo пoлyчaть кaчecтвeнныe ycлyги и пpиoбpeтaть кaчecтвeнный тoвap – зaкoн oбязывaeт пpoдaвцa тщaтeльнo cлeдить зa кaчecтвoм мaтepиaльнoй или нeмaтepиaльнoй пpoдyкции.
Пpaвo нa инфopмиpoвaниe – пpиoбpeтaтeль впpaвe пoлyчить дocтoвepныe cвeдeния o тexничecкиx и кaчecтвeнныx xapaктepиcтикax ycлyг или тoвapa, пoлyчaть cвeдeния o cocтaвe пpиoбpeтeния, пpoизвoдитeлe, гapaнтийнoм cpoкe, нaличии cepвиcныx цeнтpoв, кoтopыe пpeдocтaвляют ycлyги oбcлyживaния и гapaнтийнoгo peмoнтa. Пpoдaвeц или иcпoлнитeль ycлyги oбязaн пpeдocтaвить зaпpaшивaeмyю инфopмaцию пoлнocтью бeз yтaйки и зaмaлчивaния.
Пpaвo нa пpиoбpeтeниe бeзoпacныx тoвapoв и ycлyг – пpeдлaгaeмыe пoтpeбитeлям тoвapы и ycлyги дoлжны иcключaть вepoятнocть пpичинeния вpeдa пoльзoвaтeлю, eгo имyщecтвy и oкpyжaющим людям.
Пpaвo нa бecплaтный peмoнт и зaмeнy тoвapa в тeчeниe гapaнтийнoгo cpoкa – y кaждoгo тoвapa ecть oпpeдeлeнный пpoизвoдитeлeм cpoк cлyжбы. Этo вpeмя, в тeчeниe кoтopoгo тoвap дoлжeн paбoтaть. Кpoмe тoгo, y тexничecки cлoжныx вeщeй ecть гapaнтийный cpoк – в тeчeниe этoгo пepиoдa пpeдмeт дoлжeн paбoтaть бeз пoлoмoк. Ecли oн вce жe выйдeт из cтpoя, пpoдaвeц oбязaн oбecпeчить бecплaтный peмoнт пpeдмeтa или зaмeнить нeиcпpaвнyю вeщь нa paбoтaющий.
Пpaвo нa вoзмeщeниe yбыткoв – ecли пoтpeбитeль пoнec yбытки в xoдe экcплyaтaции пpиoбpeтeннoгo тoвapa или иcпoльзoвaния peзyльтaтa oкaзaния ycлyги, пpoдaвeц (иcпoлнитeль) oбязaн кoмпeнcиpoвaть эти yбытки в пoлнoм oбъeмe. Пpичeм ecли дoгoвopoм, зaключeнным мeждy пpoдaвцoм и пoтpeбитeлeм, пpeдycмoтpeнa бoльшaя cyммa кoмпeнcaция, нeжeли ycтaнoвлeннaя зaкoнoм, выплaтa дoлжнa быть cдeлaть в cooтвeтcтвии c ycлoвиями дoгoвopa.
Независимая экспертиза
1.Обязательная независимая экспертиза проводится только при закупках у единственного поставщика в случаях, установленных законом (10-13, 16, 24 (гос. и мун. нужды), 31, 34, 35, 37, 38, 39, 43, 49 ч.1 ст.93). В остальных случаях – это право заказчика.
2.Экспертизу проводят эксперты или экспертные организации, привлеченные заказчиком.
3.Экспертиза проводится на возмездной основе, оплата должна осуществляться заказчиком. Не допускается возлагать такую ответственность по оплате экспертизы на поставщика.
4.Законом установлены требования к экспертам и экспертным организациям
5.Эксперты и экспертные организации привлекаются по правилам Закона 44-ФЗ
6.По итогам проведенной экспертизы оформляется экспертное заключение
Экспертами не могут быть:
(Часть 2 ст.41 Закона 44-ФЗ)
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Составление отчетности по контракту
Перейдем к рассмотрению вопросов составления отчетности по контракту. Закон № 44-ФЗ предусматривает две основные формы отчетности, связанные с контрактом:
- Реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
- Отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
В отдельных моментах эти формы отчетности повторяют друг друга, но вместе с тем являются полностью самостоятельными.
Внимание заказчика при работе с реестром контрактов следует обратить на следующее:
1. В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны в течение трех рабочих дней направлять сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, а также о приемке продукции по контракту в течение трех рабочих дней со дня соответственно заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки продукции.
При направлении заказчиком сведений в реестр контрактов о заключении контракта, помимо прочего, размещению также подлежат сведения об объекте закупки, цене контракта и сроке его исполнения, цене единицы товара, работы или услуги.
Однако именно сведения о ценах за единицу продукции, равно как и сведения о самих таких единицах, отдельными заказчиками в реестре контрактов не размещаются в связи с трудоемкостью процесса (прим.: особенно при заключении крупных контрактов, содержащих большую спецификацию закупаемой продукции), что, безусловно, является нарушением.
2. Частью 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено требование, что информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
Данная норма входит в определенное противоречие с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, в которой установлен трехдневный срок для размещения такой информации. Следует заметить, что ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, безусловно, не говорит непосредственно о размещении соответствующей информации именно в реестре контрактов. Вместе с тем других норм, указывающих на иной раздел единой информационной системы, Закон № 44-ФЗ не содержит.
Заказчикам рекомендуется в течение одного, а не трёх рабочих дней, размещать сведения об изменении контракта или о расторжении контракта.При возникновении спора относительно сроков размещения соответствующей информации в реестре контрактов, положениям ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ должен отдаваться приоритет, так как указанную норму следует считать специальной.
3. В письме Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42- 5.7-09/5 выражена позиция о том, что «…положениями Закона № 44-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесении изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, а также информации после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта не установлено. Информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направляется заказчиками после исполнения контракта (всех его этапов)».
Однако эксперты придерживаются иной точки зрения. В соответствии с п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084, заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги документ о приемке (пп. «н» п. 2 данных Правил).
Заказчики обязаны направлять в реестр контрактов сведения о приемке продукции каждый раз, когда был подписан документ о приемке (товарная накладная, акт выполненных работ, оказанных услуг), вне зависимости от количества таких документов о приемке и частоты их подписания.Письма органов власти, в том числе указанное письмо казначейства, носят исключительно рекомендательный характер и не обладают юридической силой. Вся полнота ответственности за нарушение заказчиком положений нормативных правовых актов лежит на соответствующих должностных лицах заказчика.
Отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения – вторая основная форма отчетности. Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, а также его форма определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093.
Пунктом 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного названным постановлением, предусмотрено, что отчет размещается заказчиком в единой информационной системе в течение семи рабочих дней со дня:
- оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
- оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
- расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее – исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Важным условием успешного проведения такой работы становится предоставление экспертной организации договора о взаимодействия, на основании которого изначально проводилась работа по оказанию тех или иных услуг.
Эта деятельность включает несколько обязательных этапов:
- предварительная консультация по телефону или с использованием электронных средств связи, в ходе которой экспертная компания определяет тип обращения и потенциальный порядок действий;
- по итогам проведения консультации может определяться порядок взаимодействия обращающегося и эксперта, в ходе которой оценивает тип услуги, осматривается продукт, если он присутствует при исполнении услуги, оцениваются предоставляемые документы;
- на встречу телеграммой приглашается вторая сторона взаимодействия, телеграмма в этой ситуации гарантирует получение информации тем, кому она адресуется;
- осмотр объекта исследования проводится коллективно с участием обеих сторон и экспертом, при отсутствии одной из сторон во время проведения экспертизы этот факт обязательно фиксируется в итоговом документе;
- при выявлении дефектов, на основании представленного экспертного решения составляется претензия, направляемая стороне, действия которой стали причиной нарушения;
- ответ на претензию предоставляется в 10 дневный срок;
- при отсутствии ответа на претензию и устранения нарушений оказания услуг составляется исковое заявление в судебные инстанции;
- в течение месяца проводится судебное заседание, в ходе которого может назначаться дополнительная независимая экспертиза с привлечением дополнительных экспертов, выносится решение суда.