Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ждет ли повышение зарплаты Муниципальных служащих в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Центр стратегических исследований предлагает сократить государственный механизм и расходы почти на треть к 2024 году. Если 148 сотрудников в настоящее время обслуживают 10 тысяч человек, их число будет сокращено до 103 на 10000 после сокращения. В то же время стоимость услуг аппарата государственного управления также снизится: с сегодняшних 2844 рублей в год на одного гражданина – до 1990 рублей.
Кто такие бюджетники в России
Юридические лица в России могут создаваться не только гражданами или другими организациями, но и Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. От имени этих публичных образований предприятия создаются уполномоченными органами (департаментами, отделами, другими подразделениями). За счет бюджетов могут прямо или косвенно финансироваться:
- казенные предприятия, чье имущество полностью принадлежит государству или муниципалитету, а все доходы перечисляются в бюджет;
- унитарные предприятия в различных отраслях деятельности, которые используют переданное имущество для получения дохода;
- государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта, иных сфер деятельности.
Унитарные предприятия могут сами зарабатывать доходы, которые могут идти и на выплаты бюджетникам. Но даже если доходов не будет, зарплата зарплаты гарантирована бюджетами соответствующих уровней.
Стремительный рост ставки госслужащих
Чтобы понять, как вырастет зарплата госслужащих в 2023 году, которым последние новости предрекают новую систему расчета выплат, достаточно сравнить ставки по некоторым специальностям.
Специальность | До реформы | После реформы | ||
оклад | поощрение | оклад | поощрение | |
специалист 1-го разряда | 2 200 | 2,5 оклада | 12 405 | 0,9 оклада |
специалист-эксперт | 2 600 | 2,5 оклада | 14 658 | 0,9 оклада |
замминистра | 5 650 | 10,5 оклада | 31 845 | 3,5 оклада |
Оклады за классный чин
В 2023 году для сотрудников федеральных госорганов будут актуальны такие оклады:
Ежемесячный оклад (руб.) | Классный чин |
6 145 | Секретарь III класса |
7 263 | Секретарь II класса |
8 381 | Секретарь I класса |
8 939 | Референт III класса |
9 498 | Референт II класса |
10 615 | Референт I класса |
11 174 | Советник III класса |
11 732 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
12 850 | Гос. советник РФ III класса |
13 408 | Гос. советник РФ II класса |
14 526 | Гос. советник РФ I класса |
22 346 | Действительный гос. советник РФ III класса |
24 580 | Действительный гос. советник РФ II класса |
30 167 | Действительный гос. советник РФ I класса |
Надбавки за особые условия
Обещанное повышение зарплаты госслужащим будет еще более ощутимым в 2023 году, если учесть, что сотрудникам федерального аппарата полагаются доплаты за особые условия:
Размер доплаты | Группа должностной гражданской службы |
до 20% оклада | младшая группа |
20-30% оклада | старшая группа |
30-40% оклада | ведущая группа |
40-50% оклада | главная группа |
50-70% оклада | высшая группа |
Новые правила индексации зарплат
По общему правилу работодатели должны регулярно повышать зарплату своим сотрудникам. Это прописано в Трудовом кодексе. Однако законодательная формулировка достаточно расплывчата, поэтому сейчас в Госдуме обсуждаются изменения.
В частности, текст планируют дополнить уточнением частоты повышения зарплаты, например, не реже одного раза в год. Конкретный размер индексации должен определяться специальным документом, а при его отсутствии — уровнем инфляции.
В то же время есть интересное дополнение. Коммерческие организации должны повышать зарплату своим сотрудникам только при наличии прибыли за предыдущий отчетный период. Таким образом, законодательная норма не гарантирует, что вы сможете рассчитывать на увеличение своего дохода. Но, если компания не индексирует зарплаты намеренно, от нее потребуют выплаты штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Таблица окладов на 2022 год
Вот актуальная таблица окладов бюджетников в 2022 году (показатели действуют до октябрьского повышения):
Область, город или республика |
Здравоохранение |
Образование |
Соцслужба |
Библиотеки, архивы, музеи и прочие объекты культуры |
Научные исследования и разработки |
---|---|---|---|---|---|
Белгородская |
25 581 |
22 868 |
19 427 |
23 546 |
34 069 |
Брянская |
21 733 |
19 229 |
14 266 |
19 418 |
29 505 |
Владимирская |
25 973 |
22 810 |
21 478 |
25 740 |
44 239 |
Воронежская |
24 203 |
23 521 |
17 409 |
22 984 |
53 949 |
Ивановская |
22 165 |
19 588 |
17 804 |
18 456 |
29 908 |
Калужская |
29 486 |
26 394 |
20 981 |
26 754 |
56 012 |
Костромская |
21 479 |
18 765 |
14 602 |
18 655 |
23 812 |
Курская |
22 760 |
20 791 |
19 287 |
21 665 |
36 722 |
Липецкая |
22 955 |
21 380 |
19 917 |
22 430 |
32 746 |
Московская |
47 260 |
43 658 |
41 976 |
42 016 |
65 932 |
Орловская |
22 875 |
20 510 |
15 586 |
21 187 |
19 105 |
Рязанская |
23 687 |
23 021 |
17 730 |
23 355 |
58 023 |
Смоленская |
23 484 |
19 932 |
15 507 |
21 113 |
51 783 |
Тамбовская |
21 901 |
19 304 |
16 270 |
20 041 |
20 960 |
Тверская |
23 989 |
21 763 |
17 513 |
21 242 |
42 407 |
Тульская |
27 828 |
24 141 |
22 660 |
28 058 |
42 395 |
Ярославская |
26 176 |
24 417 |
19 814 |
22 267 |
33 831 |
Москва |
65 460 |
74 393 |
65 284 |
65 634 |
82 296 |
Карелия |
32 077 |
25 335 |
20 255 |
28 704 |
39 940 |
Коми |
36 574 |
29 924 |
25 868 |
35 636 |
71 171 |
Архангельская |
34 186 |
29 924 |
27 848 |
35 462 |
81 352 |
Ненецкий автономный округ (Архангельская область) |
69 392 |
53 202 |
59 438 |
61 502 |
67 525 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
32 657 |
28 397 |
25 396 |
32 885 |
81 415 |
Вологодская |
25 476 |
23 003 |
21 068 |
26 140 |
57 092 |
Калининградская |
31 417 |
27 415 |
23 343 |
26 345 |
47 178 |
Ленинградская |
35 710 |
33 904 |
31 347 |
32 539 |
59 279 |
Мурманская |
42 850 |
36 629 |
39 949 |
41 676 |
55 437 |
Новгородская |
26 465 |
22 803 |
20 753 |
25 501 |
51 414 |
Псковская |
23 284 |
18 961 |
16 416 |
19 922 |
19 676 |
Санкт-Петербург |
55 447 |
49 825 |
44 613 |
50 134 |
77 091 |
Адыгея |
21 297 |
19 852 |
16 172 |
20 755 |
43 605 |
Калмыкия |
19 669 |
18 295 |
14 730 |
16 330 |
21 979 |
Крым |
25 693 |
24 699 |
24 068 |
22 477 |
28 740 |
Краснодарский край |
27 406 |
24 996 |
21 902 |
23 517 |
40 054 |
Астраханская |
24 768 |
21 302 |
17 719 |
22 606 |
30 714 |
Волгоградская |
24 782 |
22 209 |
20 335 |
23 640 |
56 720 |
Ростовская |
24 741 |
22 169 |
19 284 |
21 217 |
52 147 |
Севастополь |
27 350 |
26 021 |
25 133 |
26 489 |
35 313 |
Дагестан |
21 292 |
16 658 |
13 395 |
13 463 |
27 422 |
Ингушетия |
20 601 |
19 340 |
14 198 |
17 972 |
21 061 |
Кабардино-Балкарская |
21 123 |
18 703 |
16 478 |
12 312 |
25 172 |
Карачаево-Черкесская |
19 784 |
17 861 |
16 984 |
16 236 |
38 915 |
Северная Осетия — Алания |
20 417 |
18 975 |
16 890 |
15 882 |
25 649 |
Чеченская |
22 571 |
18 275 |
18 391 |
12 544 |
26 163 |
Ставропольский край |
25 388 |
20 879 |
18 763 |
20 736 |
28 864 |
Башкортостан |
27 906 |
24 005 |
19 396 |
20 894 |
65 214 |
Марий Эл |
20 248 |
19 010 |
14 271 |
19 517 |
46 285 |
Мордовия |
22 440 |
19 827 |
16 814 |
18 879 |
33 122 |
Татарстан |
26 912 |
25 723 |
21 101 |
23 912 |
54 078 |
Удмуртская |
26 223 |
21 826 |
19 813 |
23 468 |
34 601 |
Чувашия |
22 839 |
19 542 |
16 034 |
18 749 |
48 063 |
Пермский край |
27 768 |
26 854 |
23 250 |
23 474 |
54 335 |
Кировская |
24 345 |
19 478 |
15 591 |
19 165 |
36 936 |
Нижегородская |
25 752 |
26 767 |
20 752 |
25 128 |
59 649 |
Оренбургская |
24 387 |
20 701 |
18 446 |
21 903 |
33 573 |
Пензенская |
25 840 |
22 085 |
18 017 |
22 510 |
52 311 |
Самарская |
26 429 |
26 043 |
19. 373 |
23 681 |
43 867 |
Саратов��кая |
21 357 |
18 940 |
17 001 |
19 016 |
36 738 |
Ульяновская |
21 796 |
21 776 |
18 867 |
20 970 |
48 827 |
Курганская |
22 728 |
19 305 |
16 886 |
19 174 |
34 951 |
Свердловская |
32 310 |
28 781 |
24 594 |
30 247 |
45 601 |
Тюменская |
50 746 |
46 938 |
41 873 |
51 316 |
94 372 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Тюменская область) |
56 312 |
49 143 |
47 810 |
50 627 |
81 757 |
Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) |
73 754 |
61 110 |
61 019 |
78 438 |
10 719 |
Тюменская (кроме Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа) |
33 927 |
35 979 |
30 687 |
33 236 |
98 423 |
Челябинская |
28 869 |
25 440 |
22 988 |
26 376 |
51 292 |
Алтай |
25 786 |
19 930 |
14 527 |
21 162 |
22 183 |
Бурятия |
29 159 |
26 351 |
22 244 |
23 022 |
42 129 |
Тыва |
26 558 |
21 707 |
17 313 |
23 784 |
41 086 |
Хакасия |
28 353 |
24 697 |
20 761 |
23 300 |
56 413 |
Алтайский край |
22 023 |
17 347 |
15 728 |
15 312 |
33 369 |
Забайкальский край |
27 584 |
22 944 |
19 956 |
20 964 |
31 741 |
Красноярский край |
31 980 |
30 766 |
23 909 |
27 771 |
54 870 |
Иркутская |
31 955 |
27 344 |
28 570 |
31 056 |
53 384 |
Кемеровская |
26 477 |
24 797 |
19 123 |
22 035 |
60 530 |
Новосибирская |
30 232 |
27 526 |
23 872 |
24 784 |
47 047 |
Омская |
26 011 |
23 454 |
17 736 |
21 674 |
42 731 |
Томская |
30 476 |
33 821 |
22 264 |
28 988 |
52 253 |
Саха (Якутия) |
48 794 |
45 528 |
41 854 |
44 382 |
66 815 |
Камчатский край |
60 507 |
53 147 |
52 368 |
51 900 |
68 167 |
Приморский край |
34 225 |
32 384 |
27 371 |
27 896 |
48 746 |
Хабаровский край |
39 396 |
32 424 |
31 509 |
33 405 |
50 086 |
Амурская |
30 391 |
26 973 |
23 521 |
28 957 |
64 174 |
Магаданская |
57 781 |
48 252 |
53 235 |
49 009 |
68 410 |
Сахалинская |
58 283 |
50 160 |
50 145 |
52 825 |
77 586 |
Еврейская автономная область |
30 176 |
25 268 |
22 558 |
22 802 |
37 734 |
Чукотский автономный округ |
83 239 |
73 041 |
74 313 |
72 767 |
68 158 |
Надбавка за выслугу лет муниципальным служащим в 2022 году
Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.
Для этого правительство использует определенные меры поддержки:
- Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб. В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.
- Индексация, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ). В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации ежегодно меняется.
- Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.
Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.
По данным трудовой инспекции, долг по заработной плате в 2021 году составляет почти 19 000 000 рублей.
Долги по з/п имеют 42 компании. Общее количество пострадавших работников — 4082. Из общей суммы задолженности 70 % приходится на девять предприятий, являющихся банкротами.
Наиболее крупные долги были погашены следующими компаниями:
- ПАО «Красноярский хлеб» — 13 000 000 р.
- ООО «Востокэнергомонтаж» — 28 000 000 р.
- АО «Краслесинвест» — 22 000 000 р.
- ООО «Водоканал» — 26 000 000 р.
- ГП КК «Ачинское ПАТП» — 114 000 000 р.
- ОАО «Водстрой» — 28 000 000 р.
- ГП КК «Краевое АТП» — 904 000 р.
Информация о наиболее востребованных среди населения отраслях представлена в таблице.
На сколько повысят зарплату бюджетникам в 2023 году
Повышение зарплат бюджетникам, о котором глава Минфина Антон Силуанов заявил на совещании с президентом Владимиром Путиным, произойдет за счет роста их окладов.
Фонд оплаты труда бюджетников будет увеличен на 8%, соответственно, все министерства и ведомства, у которых есть подведомственные организации, получат на 8% больше денег на фонд оплаты труда их сотрудников.
Бюджетникам на эту величину увеличат оклады, соответственно, вырастут и все стимулирующие, компенсационные выплаты, премиальные, из которых складывается их ежемесячный заработок».
Повышение оклада на 8% заметят все бюджетники. Если человеку за его успешный труд выпишут премию, рост дохода может превысить установленную для всех величину.
По данным Росстата, с начала года потребительские цены в России выросли на 10,6%. Средняя зарплата в России составляет почти 62 тыс. рублей, за год она увеличилась на 13%. При этом школьные учителя в среднем по стране в месяц зарабатывают по 47,5 тыс. рублей, педагоги дошкольного образования – 40,6 тыс. рублей, преподаватели вузов 102 тыс. рублей, врачи 95,4 тыс. рублей, работники культуры 48 тыс. рублей, а научные сотрудники – 112,5 тыс. рублей.
На сегодняшний день говорится о неравномерной оплате труда работников муниципалитета. Например, в Саратовской области в 2021 году им увеличили зарплату, а в Хакассии приняли обращение к правительству необходимости такого шага. Сравнительный анализ показывает, что в разных регионах служащие на одинаковых должностях получают несопоставимую по уровню зарплату – в одних она ниже средней, в других довольно значительная. Такое положение особенно наглядно ощутимо при сравнении благополучных и дотационных регионов, с разными возможностями наполнения местного бюджета.
Люди выполняют одинаковый объем работы, занимают сходные по значимости должности, но различие между получаемой зарплатой весьма значительное, а на выплату премий и надбавок у местной администрации в бюджете не всегда есть средства. В осведомленных источниках говорят о намерении федеральной власти провести масштабное реформирование федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
Ряды чиновников растут, а о необходимости оптимизации говорили еще 2 года назад. Примерно такие же глобальные трансформации намечены и в сфере образования и здравоохранения. При этом общепризнанным фактом является то обстоятельство, что в нынешнем виде ставка муниципального служащего на 2022 год в РФ выше, а вместе со всеми надбавками – намного значительнее, чем учительские и врачебные зарплаты.
На вопрос, будет ли сокращение муниципальных служащих в 2022 году, можно ответить утвердительно. Будут оптимизированы штатные расписания, ликвидированы пустующие ставки, фонд заработной платы пополнится средствами, которые пустят на повышение зарплат. Весьма вероятно, что работающим людям придется пройти тестирования и собеседования на предмет соответствия занимаемым должностям. Появятся стимулирующие выплаты за повышение квалификации, овладение новыми знаниями и навыками, современными информационными технологиями.
Когда произойдет повышение
Ожидание предстоящего повышения планируется произвести в январе 2023 года. Именно этот период становится решающим для всех специалистов, которые работают в государственном аппарате и являются местными чиновниками. Причем, информация о принятии такого закона, шла уже довольно длительное время, поэтому практически все государственные служащие ознакомлены с текстом закона и готовы получать новые оклады. В настоящее время планируется провести ознакомление госслужащих с изменениями, которые будут добавлены к их контракту на работу.
Все это сделано для того, чтобы стимулировать государственных служащих для работы на благо государства. К слову, в других странах проводятся подобные повышения окладов. К примеру, часто индексируется заработная плата федеральным гражданским служащим в Казахстане.
Оклад главного специалиста муниципальной службы 2021
Естественно, не экономия является самоцелью реформы. Высвобождающиеся средства во время реформирования отрасли государственной власти будут направлены на увеличение выплаты заработной платы.
Нельзя не отметить того, что индексация производится ежегодно, 2019-м году выплаты государственным служащим выросли на 4,3%, в 2020 году –на 4%. И, говоря о том, что будет с зарплатой муниципальных служащих, нельзя игнорировать того, что 2021 год не станет исключением для данного мероприятия.
Пока сложно сказать, сколько денег понадобится на реализацию подобного плана, потому что на данный момент Россия переживает далеко не лёгкие времена. Нехватка денежных средств, карантин из-за пандемии, нестабильный курс рубля – все это приводит к невозможности дать полный прогноз по инфляции на будущий год. В любом случае в бюджет при необходимости внесутся изменения, если средств на увеличение зарплат будет не хватать.
Несмотря на то, что работа в государственной службе имеет ряд преимуществ, достаточно много должностей в силу определённых причин не заполнены. И прибавка к зарплате муниципальным служащим в России необходима по причине того, что заработные платы здесь не такие уж и высокие.
Незаполненность должностей позволяет властям прибегать к методу сокращения ставок, которые не заняты, а не людей. Это создает некоторую иллюзию и вызывает недоумение у общественности: почему учителей и врачей сокращают в реальности, а представителей власти – нет?
Нужно сказать, что не так давно Дмитрий Медведев уже пытался проводить кадровую чистку среди чиновников и государственных служащих. Тогда было заявлено сокращение на 20 % в среде федеральных чиновников, но его дела не увенчались никаким успехом. Практика показала, что за мнимыми сокращениями пошло чрезмерное раздувание штата государственного аппарата, что потребовало на себя львиную долю финансового бюджета страны.
Несмотря на то что составители программы «эффективных контрактов» придерживаются мнения, что количество работников в данной области является оптимальной, все не так гладко. По некоторым данным, сотрудников в муниципалитете как раз впритык. Поэтому на сегодняшний день Министерством финансов проводится работа по выявлению и подсчету тех мест, которые будут сокращены. Делается это для высвобождения финансов, а это, в свою очередь, положительно повлияет на уровень зарплат оставшихся работников и повысит их уровень мотивации.
Недавно уровень оклада государственных служащих был повышен, но всего лишь на 4%, (и это, пожалуй, самая свежая новость для всех, кто интересуется уровнем зарплаты муниципальных работников). Именно поэтому и требуются изменения в бюджете, а также в рядах служащих муниципалитета. А единственная цель – высвободить достаточное количество денежных средств для реализации всех обещаний.
Необходимость проведения индексации зарплат на величину темпов роста потребительских цен закреплена ст. 134 ТК РФ. Государственные и муниципальные органы должны при этом руководствоваться трудовым законодательством и подзаконными нормативными актами, коммерческие предприятия – локальными документами. Это значит, что последние самостоятельно выбирают суммы повышения доходов работников (теоретически в 2021 году они не могут быть ниже прогнозного показателя инфляции 4%). Сроки повышения тоже будут отличаться, но в качестве рекомендованной даты можно считать 1 февраля 2021 года. С февраля Трудовая инспекция вправе проверять работодателей на предмет проведения индексации и отражения этого факта в документах.
Работодатели научились фактически не исполнять требование ст. 134 ТК РФ за счет передачи ряда функций работников на аутсорсинг, использования срочных договоров, где пункт об индексации может отсутствовать, или других уловок. Некоторые прописывают в трудовом или коллективном договоре небольшой оклад, а оставшуюся сумму выплачивают в виде премии, выплата которой остается на усмотрение руководства. В результате появляется возможность увеличивать оклад (как того требует закон), но сокращать при этом премии, из-за чего сумма выплат работнику в лучшем случае не меняется, в худшем – даже может уменьшаться.
Государство как работодатель обязано строго следовать нормам законов и индексировать зарплату в 2021 году. Часть необходимых для этой цели средств изначально заложена в федеральный бюджет, еще часть планируется получить за счет сокращения государственных расходов, в том числе на военно-промышленный комплекс.
В бюджетном секторе индексация проводится по отдельным правилам и нормативным актам. Так, в 2021 году пересмотр зарплат состоится с 1 октября и коснется большинства бюджетников. На сколько процентов они повысятся, зависит от сферы деятельности.
Наибольшего увеличения (около 6,1%) следует ждать работникам сфер, упоминаемых в «майских» указах Президента от 2012 года:
- образования (воспитателей дошкольных учреждений, учителей, преподавателей);
- культуры (руководителей различных коллективов, актеров и пр.);
- медицины;
- социальной сферы.
Для других специалистов, работающих в бюджетных организациях, но не упоминаемых в «майских» указах, ожидается, что индексация в 2021 году будет на уровне 4%. Она коснется зарплаты экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов, инженеров, пожарных, судей, инженерно-технических и вспомогательных работников.
Предположительно без индексации зарплат в 2021 году останутся федеральные госслужащие – работники правительства, министерств, казначейства и прочих органов федеральной исполнительной власти. В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект № 1027754-7, где предложено приостановить действие ч.11 ст. 50 закона № 79-ФЗ до 01.01.2022. Для федеральных госслужащих последней на ближайшие полтора года станет индексация, проведенная 1 октября 2020 года, когда их доклады были увеличены на 3%. Но учитывая достаточно высокий уровень зарплат в этой сфере (в среднем 132 000 руб.), отмена очередного перерасчета станет для чиновников не столь болезненной.
Индексация затронет и минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который обновится с 1 января 2021 года. Согласно последним новостям, это будет не просто новая сумма, но и новый порядок расчета данного показателя. В последнее время МРОТ соответствовал величине прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года, установленного для трудоспособного населения – 12 392 руб. для 2020 года. МРОТ был установлен на уровне 12 130 руб., то есть повышение в 2021 году могло составить только 2,16%.
С 2021 года минимальный размер оплаты труда будет рассчитываться в виде определенного процента от медианной зарплаты – показателя, меньше и больше которого получает равное количество россиян. Внедрение нововведения потребует дополнительных расходов в сумме 128,5 млрд. Руб.
Доля МРОТ составит 42%, что предварительно соответствует 12 792 руб. В этом случае повышение составит с 1 января 2021 года 5,5% (при прогнозируемом коэффициенте индексации 4%). Соответственно, россияне, у которых зарплата зависит от этого показателя или просто соответствует установленной «минималке», могут рассчитывать на повышение выплат на указанную величину.
В пояснительной записке к проекту закона о приостановке индексации зарплат чиновников Минфин указывает, что решение не коснется военнослужащих. Сегодня же стали известны подробности по вопросу индексации окладов сотрудников силовых органов.
Каждый год их денежное довольствие индексируется на величину инфляции за прошлый год, причем происходит это с 1 октября. В 2020 году денежное довольствие силовиков повысили всего на 3% – именно такую инфляцию за прошлый год насчитал Росстат. При этом заместитель министра обороны Татьяна Шевцова пообещала, что в 2021 году довольствие будет проиндексировано на 4% (на такую инфляцию ориентируется Банк России).
По факту, однако, цифра оказалась меньше – исходя из данных проекта бюджета на следующий год, силовикам с 1 октября 2021 года поднимут зарплаты всего на 3,7%. Вероятно, это окончательный прогноз по инфляции в России на 2020 год.
С другой стороны, несмотря на позицию представителей силового блока, индексацию их денежного довольствия так и не перенесли на более ранние месяцы – из-за того, что ее планируют на октябрь, всю прибавку по факту «съедает» инфляция первых 9 месяцев года. Однако в проекте бюджета дата индексации не меняется.
Больше всего вопросов вызывает индексация зарплат бюджетников – то есть, сотрудников бюджетных учреждений, в том числе образовательных, учреждений здравоохранения, культуры, спорта и т.д. Многие из них попадают под действие «Майских указов» президента России от 2012 года, однако по факту они не получают положенные им 100% или 200% от средней зарплаты по региону.
Определяющим является Указ Президента № 1532, изданный в ноябре 2017 года. Содержит алгоритм и порядок начислений. Включает перечень госслужащих, их должностных обязанностей на которые распространяется надбавка. Алгоритм, механизм расчетов основан на новой системе оплаты труда. Она разработана Правительством РФ в 2008 году (постановление № 583).
Программа материального стимулирования с учетом стажа разработана для повышения производительности труда служащих, улучшения эффективности работы. В отличие от частных компаний, зарплата госслужащих строго регламентирована. Не секрет, что далеко не везде она высокая. Разработанная система надбавок, дополнительных начислений призвана повысить престиж работы в государственных, муниципальных органах.
Расчетом надбавок на предприятии/в организации занимается бухгалтерия. Они отражаются в выписке о зарплате.
Механизм начисления следующий. Берут базовый оклад сотрудника. Умножают его на коэффициент надбавок по всем видам. Затем складывают результаты вычислений, получают суммарную зарплату. К примеру, у учителей это могут быть надбавки:
- по выслуги лет;
- за категорию;
- за классное руководство;
- за проверку тетрадей и другие.
Ориентирование на рост заработной платы, введение дополнительных надбавок было сформулировано Президентом В. Путиным в «майских указах» (2012 год). Но экономическая ситуация не дала возможности правительству полностью реализовать их. Так, в 2016 году была даже частично отменена индексация.
Изменения в положительную сторону начались в 2020 году. Была составлена новая программа пересмотра выплат госслужащим. Последние новости свидетельствуют о корректировке заработных плат в сторону повышения, в том числе надбавки за выслугу лет муниципальным служащим в 2021 году.
Правила индексации ежемесячных пенсий и доплат муниципальным служащим
Индексация пенсионных выплат муниципальным служащим, вышедшим на пенсию, проводится с учетом действующего оклада на их последней должности, которую они занимали во время службы. Если местный бюджет позволяет провести индексацию окладов муниципальных работников, будет проведен и перерасчет их пенсий, базирующихся на размере действующего оклада.
В ряде случаев размер пенсий может уменьшаться из-за того, что сокращается размер должностного оклада, по которому рассчитывалась пенсионная выплата муниципальным служащим. В любом случае размер окладов работников органов местного самоуправления, приравненных по своему статусу к государственным служащим, выше МРОТ даже в бедных российских регионах.
Повышение доплат к пенсии в будущем году большинству категорий таких пенсионеров не планируется. Исключение могут составлять муниципальные пенсионеры, имеющие инвалидность и небольшой срок выслуги, не позволяющий им рассчитывать на повышенные доплаты к основной пенсии.
Ошибки при исчислении доходов
Ошибка №1. Многие думают, что средний доход может быть посчитан в любом объеме, но есть установленные законом ограничения. Средний заработок за месяц не может быть более 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения.
Ошибка №2. Неправильно думать, что пенсионное обеспечение госслужащего стоит отдельно от основной пенсии, так как получить пенсию по госслужбе возможно только с основной пенсией, положенной конкретному физлицу. На основании какой-либо из причин присваивается пенсия, а именно:
- утрата единственного кормильца;
- наступление возраста выхода на заслуженный отдых;
- инвалидность в зависимости от присвоенной группы и прочее.
МРОТ-2023: таблица по регионам
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Белгородская область | 31 | 16 242 |
Брянская область | 32 | 16 242 |
Владимирская область | 33 | 16 242 |
Воронежская область | 36 | 16 242 |
Ивановская область | 37 | 16 242 |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц в Калужской области, но не ниже федерального МРОТ |
Костромская область | 44 | 16 242 |
Курская область | 46 | 16 242 |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Липецкой области, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Москва | 77 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы (24 801) |
Московская область | 50 | 17 930
16 242 |
Орловская область | 57 | 16 242 |
Рязанская область | 62 | 16 242 |
Смоленская область | 67 | 16 242 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 |
Тверская область | 69 | 16 242 |
Тульская область | 71 | 17 000
16 242 |
Ярославская область | 76 | 16 242 |
Архангельская область | 29 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах области |
Вологодская область | 35 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Калининградская область | 39 | 17 000 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 |
Мурманская область | 51 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Новгородской области в месяц, но не ниже федерального МРОТ
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, но не ниже федерального МРОТ |
Псковская область | 60 | 16 242 |
Республика Карелия | 10 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые действуют на территории Республики |
Республика Коми | 11 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Санкт-Петербург | 78 | 23 500 |
Астраханская область | 30 | 16 242 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Краснодарский край | 23 | В размере 1,05 МРОТ, установленного на федеральном уровне, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (17 054,1)
16 242 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 |
Ростовская область | 61 | 16 242
1,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги (19 490,4) |
Республика Крым | 91 | 16 242 |
Севастополь | 92 | 16 242 |
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242
Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 242
16 242 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 |
Ставропольский край | 26 | 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Чеченская Республика | 20 | 16 242 |
Кировская область | 43 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Нижегородская область | 52 | 16 242 |
Оренбургская область | 56 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Пензенская область | 58 | 16 242 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент, который действует в Республике |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 |
Республика Татарстан | 16 | 16 700
16 242 |
Самарская область | 63 | 16 242 |
Саратовская область | 64 | 17 000
16 242 |
Пермский край | 59 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике16 242 |
Ульяновская область | 73 | 17 270
16 242 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 |
Курганская область | 45 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Свердловская область | 66 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Тюменская область | 72 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Челябинская область | 74 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год 16 242 |
Алтайский край | 22 | 17 786
16 242 |
Иркутская область | 38 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области на текущий год
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,3 |
Красноярский край | 24 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах края |
Новосибирская область | 54 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,25 |
Омская область | 55 | 16 500
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 |
Республика Тыва | 17 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Республика Хакасия | 19 | 16 242 На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Томская область | 70 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Амурская область | 28 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Забайкальский край | 75 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Камчатский край | 41 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края |
Приморский край | 25 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Магаданская область | 49 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент – 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области |
Республика Бурятия | 03 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории Республики |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242
С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год |
Сахалинская область | 65 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Хабаровский край | 27 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа |
Донецкая Народная Республика | 80 | 16 242 |
Луганская народная республика | 81 | 16 242 |
Запорожская область | 85 | 16 242 |
Херсонская область | 84 | 16 242 |