Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить грант на развитие фермерского хозяйства от государства в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2022 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.
Кто может претендовать на «Агростартап»?
Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.
Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).
Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.
Каким грантополучателям отдадут предпочтение на конкурсе?
По предварительным данным, оценка заявок на грант будет проводится по следующей шкале.
1. Направление деятельности в соответствии с бизнес-планом:
- развитие молочного скотоводства, выращивание многолетних насаждений и виноградников – 3 балла;
- развитие мясного скотоводства, кролиководства – 2 балла;
- иные виды деятельности – 0 баллов.
2. Наличие у участника конкурсного отбора животноводческих помещений – для участников конкурсного отбора животноводческого направления:
- имеется в собственности и/или аренде на срок 5 и более лет – 3 балла;
- документы находятся в стадии оформления в собственность и/или аренду на срок 5 и более лет – 2 балла;
- планируется приобретение и (или) строительство и (или) реконструкция согласно бизнес–плану – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
3. Наличие поголовья сельскохозяйственных животных молочного направления, в том числе как у владельца личного подсобного хозяйства:
- от 4 и более голов – 2 балла;
- от 1 до 3 голов – 1 балл;
- отсутствует – 0 баллов.
4. Наличие кормовой базы (в соответствии с потребностью, указанной в бизнес–плане)
- кормовой базы обеспечен полностью за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 2 балла;
- кормовой базой обеспечен частично за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 1 балл;
- корм планируется приобретать на основании договоров на поставку кормов на 5 лет – 0 баллов;
5. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой участником конкурсного отбора:
- организация собственного перерабатывающего производства (в том числе через кооператив, членом которого является КФХ) – 3 балла;
- через перерабатывающие организации (предприятия) – 1 балл;
- иные направления сбыта произведенной продукции – 0 баллов.
6. Размер запрашиваемого гранта:
- не более 50 процентов от максимального размера гранта – 2 балла;
- от 50 процентов, но не более 90 процентов от максимального размера гранта – 1 балл;
- от 90 процентов до 100 процентов от максимального размера гранта – 0 баллов.
7. Наличие у участника конкурсного отбора собственных средств для софинансирования средств гранта:
- от 30 процентов затрат – 2 балла;
- от 15 процентов, но не более 30 процентов затрат – 1 балл;
- не более 15 процентов – 0 баллов.
8. На дату подачи заявки постоянное проживание участника конкурсного отбора на сельской территории муниципального образования Ростовской области по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства:
- постоянно проживает свыше 5 и более лет – 2 балла;
- постоянно проживает свыше 1 года, но не более 5 лет – 1 балл;
- планирует переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства – 0 баллов.
9. Состав семьи участника конкурсного отбора на дату подачи заявки:
- 3 и более детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 2 балла;
- 2 детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
Затраты на каких животных компенсируют?
Перечень животных, затраты на которых частично компенсируют, зависит от расположения хозяйства. Если ЛПХ находится в радиусе пятикилометровой зоны вокруг промышленных свиноводческих предприятий среднего и высокого уровня защиты, то владельцу положено частичное возмещение затрат по приобретению в одном году не более:
- трех коров;
- трех нетелей;
- трех телок в возрасте 12-18 месяцев;
- трех телок 6-11 месяцев;
- пяти бычков до 6 месяцев;
- десяти голов козоматок;
- 20 ягнят до 6 месяцев;
- 20 козлят до 6 месяцев.
Если хозяйство расположено за пределами пятикилометровой зоны вокруг промышленных свиноводческих предприятий среднего и высокого уровня защиты, владелец может рассчитывать на частичное возмещение затрат по приобретению в одном году не более:
- трех коров;
- трех нетелей;
- трех телок в возрасте 12-18 месяцев;
- трех телок в возрасте 6-11 месяцев;
- трех телок до 6 месяцев.
Как зарегистрировать КФХ
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:
- заявление формы р21002;
- соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
- квитанция (чек) об оплате госпошлины;
- копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
- уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).
Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:
- членов и главу КФХ;
- порядок управления и полномочия главы;
- права и обязанности членов;
- порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
- правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
- порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.
Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписку из государственного реестра.
Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.
Какие налоги придется платить за КФХ
Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:
- общая налоговая система;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.
Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:
- налога на прибыль организаций или НДФЛ;
- налога на имущество;
- НДС.
Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.
Особенности КФХ: какую форму лучше выбрать
Сразу нужно отметить, что правовой статус КФХ отличается двойственностью. С 1990 года они создавались в форме юридических лиц, а с 1994 — как ИП без образования юрлица. В 2003 году был принят закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где оно определяется как семейно-родственное объединение граждан по соглашению. Однако с 2012 года такое добровольное образование вправе создать юридическое лицо — КФХ-ЮЛ.
Таким образом, сейчас официально существуют три разновидности фермерских хозяйств. Для их организации обязательно выполнение следующих условий:
- занятие производством агропродукции, а также ее переработкой, хранением, перевозкой и реализацией;
- личное участие в деятельности хозяйства, независимо от наличия (отсутствия) родственных отношений.
Мини-тракторы с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров
Мини-тракторы с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров и мощностью двигателя до 5.5 л. с. являются средствами малой механизации садово-огородного применения / сельскохозяйственным машинно-тракторным агрегатом (инструмент моторизированный, код позиции объекта по ОК 005-93 — 473791). На них, с учетом их технических характеристик, не распространяются требования по оформлению паспортов самоходных машин, для управления ими не требуется получение удостоверения тракториста-машиниста (тракториста). Мини-тракторы с объемом двигателя менее 50 см. куб. не являются транспортным средством, а также самоходной машиной, предназначены для сельскохозяйственных работ только в пределах садово-огородного участка и не могут использоваться для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования.
*«Сельскохозяйственный машинно-тракторный агрегат» — комплекс, представляющий собой сочетание мобильного энергетического средства с прицепной, полуприцепной или монтируемой машиной (или машинами) и предназначенный для выполнения технологических сельскохозяйственных операций; — ТР ТС 10/2011.
*«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. — ПДД.
Что такое утилизационный сбор?
01.01.2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015г. №392-ФЗ, изменивший редакцию статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая обязывает уплачивать утилизационный сбор в размере 69 000 рублей для тракторов с мощностью двигателя от 5.5 л. с. до 30 л. с., 86 250 рублей для тракторов с мощностью двигателя более 30 л. с., но не более 60 л. с., и 120 750 рублей для тракторов с мощностью от 60 до 90 л. с. Компания-импортер может уплачивать утилизационный сбор сразу, и включать его в стоимость техники, а может предоставить выбор необходимости уплаты конечному потребителю. При любом варианте, оплата данного сбора в итоге ложится на плечи конечного потребителя.
Мы, как розничный продавец, продаем непосредственно технику, а также, при необходимости, берем на себя обязательства оформления Паспорта Самоходной Машины (ПСМ) при условии соответствующей заявки от покупателя, и оплаты им суммы утилизационного сбора в размере, установленным действующим законодательством.
Где взять земельный участок под КФХ
Наиболее подходящие варианты:
- купить земельный участок у частного лица;
- арендовать частную землю;
- взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.
Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).
Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).
Вам понадобится:
- паспорт;
- заявление в администрацию;
- кадастровый паспорт;
- выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
- постановление администрации;
- квитанция об оплате за участок;
- квитанция об оплате регистрации;
- регистрация собственности или аренды.
КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.
Порядок действий следующий:
- Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
- К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
- Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
- Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.
Требования к семейным фермам для получения гранта.
К крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям при получении гранта предъявляются следующие требования:
- зарегистрированные гражданином Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации;
Исключение.
Семейные фермы, осуществляющие деятельность в субъектах, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также в субъектах Дальневосточного федерального округа, могут быть зарегистрированы на территориях городов и поселков городского типа с численностью населения не более 100 тыс. человек. - осуществляющие деятельность более 12 месяцев со дня регистрации;
- на дату подачи заявки в региональную конкурсную комиссию на получение гранта у семейной фермы должны отсутствовать неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в сумме, превышающей 10 тыс. рублей.
- подтвердить отсутствие случаев привлечения к ответственности получателей средств за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения в году, предшествующем году получения субсидии, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Сельские агломерации — сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территории, не превышающей 30 тыс. человек. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Сельские территории — сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие
Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами — приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:
- Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
- Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
- Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
- Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.
Условия получения субсидии для сельского хозяйства на развитие
Решение о выдаче субсидии для сельского хозяйства на развитие или об отказе в выплате принимает специальная комиссия, опираясь на следующие критерии отбора претендентов:
- Грамотность разработанной схемы сбыта сельскохозяйственной продукции. В первую очередь рассматриваются заявители, кто уже имеет опыт продаж произведённой продукции (придётся доказывать, предъявив договора с магазинами, закупочными линиями).
- Наличие у заявителя как минимум 30% суммы запрашиваемого гранта (к учёту идут денежные средства, скот, постройки, оборудование).
- Наличие грамотно составленного, адекватного и реалистичного бизнес-плана.
- Членство в кооперативе или наличие письменных рекомендаций от муниципалитетов.
- Организация работы личного подсобного хозяйства на протяжении как минимум 10 лет до подачи заявки на получение гранта.
- Наличие высшего аграрного образования и опыта работы, профессионализм в выбранной сфере.
- Уровень социальной значимости проекта (будут ли оборудованы дополнительные дороги и подъездные пути, будут ли созданы рабочие места и т.д.).
Какие есть субсидии в Казахстане?
Смотрите также:
№ | Направления субсидирования | Нормативы субсидий на 1 единицу, тенге |
---|---|---|
1.1 | Племенное маточное поголовье овец | 4000 |
1.2 | Товарное маточное поголовье овец | 2500 |
2 | Приобретение отечественных племенных овец | 15 000 |
2.1 | Приобретение импортированных племенных маточных овец | 30 000 |