Юридические понятия семьи и брака

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридические понятия семьи и брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.

Понятие семьи и брака.

Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

«Семья — ячейка общества», — произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи, то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения. На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья – это малая социальная группа, а еще – это социальный институт. Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, — это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи.

Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья – муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) – нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда – плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же – если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) – может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).
Понятие социальной структуры общества — это совокупность разнообразных социальных групп и отношения между ними, а также внутри них Структура общества.

В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.

На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.

Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.

И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.

Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).

С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.

Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.

Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.

И в правоведении также существует свое понятие брака и семьи. Оно отличается от социологического тем, что юридически союз двух людей возникает только там, где есть закрепленные законом права и обязанности между двумя людьми. То есть если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются. «Член семьи» – понятие, обозначающее в правоведении супругов и их детей, а также пожилых родителей.

Брак – это добровольный союз двух людей. Его заключают по определенным правилам с целью создания семьи. Регистрация проводится уполномоченными государственными органами. При необходимости стороны подписывают договор, в котором обозначаются права и обязанности мужа и жены.

Условия заключения брака и препятствия к его заключению

Условия заключения брака и препятствия к его заключению определены в ст. 12–14 СК РФ. Общая цель закрепления таких норм в законе – обеспечить стабильность брака и прочность семейных отношений.

Условия заключения брака – это обстоятельства, наличие которых необходимо, чтобы брак имел правовую силу. Их соблюдение свидетельствует о законности заключенного брака. Поэтому, придавая большое значение государственной регистрации брака, закон устанавливает обязательные условия его заключения.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

  • различие (противоположность) полов, так как брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной;
  • взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак;
  • достижение брачного возраста.

1. Брак – союз между мужчиной и женщиной без каких-либо исключений. Сексуальные меньшинства, чья деятельность активизировалась в последние годы по всему миру, в том числе и в России, в отношении заключения браков между собой не получили никакого правового закрепления или иной регламентации. В некоторых странах (Дании, Исландии, Норвегии и Швеции) такого рода сожительства, хотя и не признаются браками, однако регистрируются как семейные партнерства с рядом существенных ограничений (например, эти лица не могут ни вместе, ни порознь усыновить ребенка или завести ребенка, воспользовавшись применением одного из методов искусственной репродукции). Общественность этих стран выступает с резкой критикой подобных законодательных новелл.

Исламский ритуал бракосочетания.

В исламе брак представляет большую моральную роль абсолютной торжественности и строгости, потому что семья является единственной возможностью общения как духовного, так и физического между мужчиной и женщиной. Брак, однако, считается, договором, который имеет гражданскую и уголовную ценность. Брачный контракт подписывается в доме невесты в присутствии исламских юридических чиновников и религиозных деятелей, называемый «шейхами». Очень часто приглашаются принять участие в этом действии всех членов мужского рода обеих семей, чтобы подчеркнуть родственную связь жениха и невесты и их соответствующих семей. Несмотря на то что церемония подписания договора проходит в доме невесты, она не принимает участие в ритуале, и представлена своим опекуном, как правило, отцом, который подписывает вместо нее. Этот обряд называется «katb ktab» и будет сопровождаться фуршетом, в котором, для близких родственников мужчин обеих семей, а также будет предложен арабский кофе. Этот обряд обычно предшествует на свадьбу и может случиться так, что подписание контракта будет произведено за несколько месяцев до бракосочетания. После ритуала «katb ktab» будущий жених может, наконец, увидеть невесту без вуали, разговаривать с ней и видеться в общественных местах. Во время «katb katb» жених приглашает домой музыкантов духовых инструментов которые поют поздравительные песни вместе с семьей жениха и прохожими, привлеченными праздничной. На самом деле, те, кто с радостью принимает участие в общественном праздновании брака является способом следования посланию Пророка: «принимайте участие в свадебных торжествах и чтите их, как подобает.» Для мусульманского мира считается моральным долгом присутствовать на свадебных церемониях, что делает человека лучше в глазах пророка.
Семьи, ожидая великий день счастливого события, выполняют любую задачу подготовки с большим вниманием и тщательностью, так что все согласуется с исламскими законами. В день свадьбы, невеста надевает белую арабскую одежду и вместе со своими подругами и родственниками ожидает жениха, который придет забирать ее. Очень интересным с точки зрения народных традиций, является ритуал одевания невесты, которую перед тем, как надеть свадебное платье, намазывают ароматическими маслами и смягчающими кремами. После того, как она оденет свадебное платье, на нее одевают драгоценности, которые были подарены женихом. После того, как неевсту нарядили, подруги издают пронзительный крик, называется «zalghouta» как пожелание всего ниалучшего.
Когда жених приходит в дом невесты, с цветами в руках, гости бросают рис и лепестки цветов, и вместе они идут на место, выбранное для банкета, где невеста будет находиться в женском обществе, в то время как жених будет праздновать свадьбу в комнате «только для мужчин». В определенный момент празднования невесте объявят о приходе жениха для совместного танца, поэтому все женщины должны одеть паранджу. Кроме того, время разрезания торта является очень особенным, потому что он режется с помощью аравийского ятагана. Свадебные обеды всегда очень роскошные и богатые, и включают в себя шведский стол разнообразных десертов. Украшение стола: скатерти, столовые приборы, салфетки, букеты все подбирается очень тщательно, так как свадьба в арабо-исламских странах рассматривается как важное событие, потому что через нее желают успешного союза новой семейной единицы.

Для чего нужна семья?

Каждый человек нуждается в близких и любящих людях, которые разделят с ним радость и поддержат в трудной ситуации. Основная функция семьи — удовлетворение духовных потребностей человека. При создании молодой семьи на первом месте должна стоять именно духовная составляющая, ведь тёплые и доверительные отношения — залог крепкого и гармоничного союза.

Когда люди влюблены, им приятно проводить время вместе. Общение их окрыляет и вдохновляет, они делятся друг с другом мечтами и планами на будущее. От такого общения человек питается энергией позитива и радости, чувствует уверенность в завтрашнем дне. Два любящих человека — это неразрывное целое. Они закладывают в семейный фундамент духовные ценности: любовь, понимание, сочувствие, сопереживание.

Понятие семейных отношений и брака

Определение 1

Семейные отношения и брак являют собой отношения имущественного и неимущественного характера между людьми, основанием которых служат родственные связи.

В пункте 8 Преамбулы Рим I говорится, что семейные отношения должны охватывать брак, родственные связи по боковым линиям, свойство и родственные связи по происхождению. При этом, если возникающие отношения имеют последствия аналогичные семейным отношениям и браку, то они рассматриваются в соответствии с правом того государства, в котором рассматривается дело.

Многие государства сегодня отделяют семейное право от гражданского и выделяют его в самостоятельную правовую отрасль (страны Латинской Америки, Восточной Европы, Алжир, Россия). В странах же континентальной Европы, главными источниками, регулирующими семейные и брачные отношения, являются особые разделы гражданских кодексов (Швейцария, Италия, Германия), а в некоторых странах – специальные законы о семье и браке.

Читайте также:  Сейчас пойдут увольнения… Вот что вам надо делать!
Замечание 1

Так в 1998 году во Франции был принят Семейный кодекс, а в Великобритании на сегодняшний день действуют законы, которые регулируют отдельные вопросы семейных и брачных отношений.

Для правового регулирования семейных и брачных взаимоотношений публично-правовая составляющая играет большую роль. Семейное право в МЧП определяется как комплекс публичных и частных норм. Традиционно, международное семейное право является частью системы отраслей национального права, относящихся к частному праву, однако проявление государственного регулирования в данном вопросе более многогранно, чем в отраслях гражданского права. Это объясняется тем, что государство старается обеспечить соответствующие условия для развития новых поколений, пытается подвергнуть контролю вопросы воспроизводства населения и проводит конкретную демографическую политику.

В большинстве нормативных актов различных государств не существует законодательного определения брака. Однако существует понятие, которое дает такое определение для большинства правовых систем.

Определение 2

Брак – это оформленный юридически добровольный союз мужчины и женщины, резюмирующий совместное жительство, направленный на создание семьи и ведение общего хозяйства.

Однако, следует понимать, что данное определение соответствует праву не всех государств. Доктрина определяет брак как брак-партнерство, брак-статус или брак-договор. Самая популярная точка зрения представляет брачные отношения как гражданско-правовую сделку, которая порождает имущественные и личные обязанности и права супругов.

Составной частью международных гражданских правоотношений является семейные и брачные отношения, которые связаны с иностранным правопорядком. Некоторые страны выделяют в своем законодательстве «смешанные» и «иностранные» браки. Семейно-брачные отношения во многом зависят от этнических, бытовых отношений, религии и национальных традиций.

Соотношение понятий «брак» и «семья»

«Семья» и «Брак» – это разные понятия, но между ним существует тесная связь: брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами.

Брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины и женщины.

В дореволюционной литературе, посвященной вопросам семьи и брака, семья рассматривалась «как союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих. В основе семьи лежит физиологический момент, стремление к удовлетворению половой потребности. Этим определяется элементарный состав семьи, предполагающий соединение мужчины и женщины.

В советское время такое понимание было несколько скорректировано. Например, Г.К. Матвеев рассматривал семью «как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства».

С расширением в Республике Беларусь диспозитивного регулирования брачных отношений становится более популярной точка зрения на брак как на гражданско-правовой договор, тем не менее сегодня отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака.

Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Семья – более глубокое понятие, так как это не только круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака, но и личные, интимные отношения, которые не поддаются правовому регулированию.

Семья – более широкое понятие, так как в отличие от брака представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет не только супругов и их детей, но и других родственников, а также и близких, и необходимых членам семьи людей.

В.В. Залесский дает понятие семьи как «определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу, родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода».

В.И. Пенкрат выделял два понятия семьи: общее (социологическое) и специальное (юридическое). В социологическом понимании семья рассматривалась как «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы». А в юридическом смысле семья определяется им как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Ученые считают, что брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами. Например, в случае различного рода обстоятельств, возникающих в семейной жизни (потеря работы, выход на работу жены-домохозяйки и т.д.), в семье сильно меняются и личные, и эмоциональные отношения: возникают конфликты, ссоры, разногласия. В таких случаях супруги принимают решение о пересмотре отношений ради сохранения брака.

В целом, можно сказать, что нормальная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне его.

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья – муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) – нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда – плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же – если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) – может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм.

Читайте также:  ФНС внесет изменения в форму декларации по УСН

По количеству партнеров бывают:

  • моногамные семьи (два партнера – наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
  • полигамные семьи:
    1. полигиния (многоженство – один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
    2. полиандрия (редкое явление – одна женщина и трое и более мужчин; например – у народов Гавайев и Тибета);
    3. шведская семья (три партнера разного пола – мужчина и две женщины или наоборот) – интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество – консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

По половому составу партнеров:

  • разнополая семья;
  • однополая семья.

Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике – не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

Преследование или угнетение сторонников однополых отношений – нарушение Декларации по правам человека. Однако однополые отношения – это одно, а однополый брак – другое. А возможность однополыми партнерами усыновить и воспитывать ребенка – вообще третье. Если первое – это нормально, но должно иметь какую-то цензуру (то есть геи не должны выставлять на показ свой тип отношений, потому как таким образом они могут психологически травмировать окружающих, а это тоже нарушение социальных норм). Второе – это не нормально, хотя и не критично. Правильнее всего (не могу утверждать наверняка) – это было бы признавать однополые браки на уровне общества, но не на уровне государства и права; и опять же – подвергать цензуре. Все описанное по поводу первого и второго пунктов совпадает с официальной политикой Российской Федерации и некоторых других стран. Говоря о цензуре, я подразумеваю, что «если гей хочет идти на парад, — он должен быть ветераном».

По поводу третьего (усыновления) – это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным, и моральным, и религиозным нормам. Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

Рассмотрим шесть основных функций семьи, которые часто упоминаются в учебниках психологии и социологии.

  1. Репродуктивная. Основная функция семьи была и остаётся продолжение рода.
  2. Воспитательная. Тесно связана с предыдущей. В задачи входит воспитание новых членов общества, а также передача им опыта, традиций, знаний прошлого.
  3. Эмоциональная. Для большинства людей семья равна дому, а дом – это место, где можно найти покой, отдых, поддержку и помощь.
  4. Финансово-экономическая. Семейная ячейка – это своего рода сокровищница, где совместными усилиями накапливаются материальные блага и улучшается личное благосостояние каждого члена ячейки в отдельности.
  5. Досуговая. Гармония достигается, в том числе из-за совместного времяпрепровождения. Родители проводят время с детьми, путешествуют, учатся, приобщаются к культурным и эстетическим ценностям.
  6. Реактивная. Заключается в охране здоровья, в организации их отдыха, снятия с людей стрессовых состояний.

Семья, как один из наиболее ранних социальных институтов, возникла еще в недрах первобытного общества, т. е. значительно раньше классов, наций и государства и выполняет специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений.

Семья – первичная ячейка общества и всегда привлекала к себе внимание общественных наук. Философы видели в семье и семейных отношениях источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отражение в миниатюре самой структуры и сущности общества (каждое государство слагается из отдельных семей); политологи – отражение противоречий и симпатий, имеющихся в политической жизни общества, причины неравенства и зависимости в нем; экономисты – основу материальной жизни человека; юристы полагали, что семья – база возникновения права и государственности.

В семейном законодательстве отсутствует определение семьи, а теория семейного права, как правило, выделяет два понятия семьи. В социологическом понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы, а в юридическом смысле – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Социальная статистика России свидетельствует, что 9 из каждых 10 жителей страны – члены семьи, но сами семьи становятся все меньше (2–3 чел.) и наблюдается тенденция к семье с одним ребенком или вообще без детей (67 %). Растет внебрачная рождаемость: в 2003 г. внебрачные дети составляли одну четвертую часть от общего числа рождений. Анализ социального положения семьи показывает, что современным семьям часто свойственны негативные явления: конфликтность, малодетность, рост распада семей, сиротство, безнадзорность молодежи. В первую очередь требуют правовой защиты институты брака, усыновления, определенные категории семей.

СК не рассматривает семью в целом как субъект правоотношений, относя все виды правоотношений к кругу членов семьи – супругам, родителям, детям и другим родственникам, которые являются субъектами права как лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Однако не будучи юридическим лицом, семья выступает в отдельных случаях как единое целое, например в жилищных, пенсионных вопросах, при получении льгот на всю семью (размер квартплаты, пенсии, пособия), при учреждении фермерского хозяйства.

Таким образом, семью можно определить как союз лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, рождении и воспитании детей, родстве, принятии детей на воспитание, общности жизни, ведении общего хозяйства, моральной и материальной поддержке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *