Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.
Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).
Указаны основания для осуществления деятельности компании:
- В соответствии с региональной программой;
- С территориальной схемой;
- В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.
Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.
Создайте места накопления ТКО
Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:
- каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
- как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.
Постановление содержит несколько разделов:
1.Муниципалитет согласует размещение мест сбора отходов
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:
- поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
- указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.
2.Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.
Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
- Местоположение площадки.
Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.
- Технические характеристики.
Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.
- Сведения о собственнике места.
Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.
- Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).
3.Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.
Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.
4.Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора отходов
ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.
Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:
- УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
- Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
- Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
- В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.
На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступило в силу с 1 января 2021 года.
Поскольку услуга стала коммунальной, ее расчет производится в соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса. В ней указано: сумма определяется на основании объема потребляемых услуг, определяемого по приборам учета. За неимением таковых за основу берутся нормативы накопления ТКО.
Расчеты проводятся по формуле: годовая стоимость = РТ * НН*n*, где:
- РТ – региональный тариф. То есть сумма, в которую оператор оценивает 1 куб.метр мусора в рублях. Устанавливается по соглашению с администрацией.
- НН – норматив накопления. Это объем мусора за год (измеряется в кубических метрах), который накапливается в результате жизнедеятельности одного проживающего в МКД.
- n* – количество жильцов в квартире. Если на жилплощади никто не проживает, учитывается количество прописанных граждан.
Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году
Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.
Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.
А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.
Тарифы на вывоз мусора в Московской области
Тарифы на вывоз мусора и обращение с ТКО для жителей многоквартирных и частных домов в Подмосковье устанавливаются региональными операторами в соответствии с территориальной схемой.
Действительны с 1.01.2019, с 1 июля 2022 года будут действовать новые расценки
Зона деятельности | Региональный оператор | Стоимость коммунальной услуги за кв. метр (в рублях) | |
Алексинская | ООО «Экопромсервис» | 893,20 | 8,48 |
Воскресенская | ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» | 787,24 | 7,48 |
Каширская | ООО «Каширский региональный оператор» | 875,93 | 8,32 |
Ногинская | ООО «Хартия» | 739,67 | 7,03 |
Рузская | ООО «Рузский региональный оператор» | 949,56 | 9,02 |
Сергиево-Посадский | ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» | 866,10 | 8,23 |
Чеховская | ООО «МСК-НТ» | 796,54 | 7,57 |
Пример расчета: Трехкомнатная квартира площадью 65 кв.м., находящаяся в зоне регионального оператора Хартия, независимо от количества проживающих в ней граждан, составит 456,95 руб. в месяц, из расчёта: 7,03 руб./м2 * 65 м2.
Тарифы на вывоз мусора для населения в 2022 году
Сегодня мы рассмотрим тарифы на вывоз тбо для населения действующие в 2022 году.
Вопрос оплаты коммунальных услуг, их стоимость, увеличивающаяся с каждым годом, сегодня является одной из главных тем для любой семьи в России.
Планируя бюджет, каждый человек сталкивается с проблемой грамотного распределения своих доходов и расходов, коммунальные услуги занимают основное место в данном планировании – без них нельзя организовать комфортное существование человека.
Жилое помещение считается пригодным для проживания в ситуации присутствия его обслуживания коммунальными организациями. Водоснабжение, газ, электричество, вывоз тбо и тд. – данные статьи затрат требуют оплаты согласно установленных тарифов, определять их способны поставщики этих услуг, местные органы власти, разные специальные службы.
Следует различать тарифное образование на жилищные/коммунальные услуги.
Список коммунальной сферы услуг включает:
- Водоснабжение – холодное/горячее;
- Водоотведение – канализация;
- Электроснабжение;
- Подача тепловой энергии – отопление;
- Газоснабжение.
Какие существуют проблемы?
Проблема чрезмерного наличия мусора, его переизбыток привел к другой, не менее серьёзной, проблеме. Нельзя сказать, что её не было раньше. Однако до определённого времени она была решаема, что с трудом можно сказать сейчас. Ещё пару десятилетий назад активно практиковалось повторное использование стеклянной тары, многие продукты продавались на развес или поштучно. Сейчас стеклотары редко используют повторно, отходы не сортируют.
Все это привело к серьёзным последствиям:
- Мусор вокруг населённых пунктов постоянно накапливается. Специализированных мест, где мусор утилизируется, нет в нужном количестве.
- Средств для переработки недостаточно.
- Технологии по переработке мусора устарели.
- Бытовые отходы не сортируются.
- Отдельные виды отходов не используются вторично.
Выбор операторов и их функции.
За 2 года регионально должны выбрать компании, которые будут на ближайшие 10 и более лет обеспечивать чистоту в населенных пунктах.
В каждом регионе оператор свой. В полномочия компании по сбору, выводу\переработке ТБО входит:
Сбор мусора с контейнерной площадки, вокруг бачков, очистка контейнеров.
- Транспортировка ТБО.
- Сортировка мусора.
- Переработка или обезвреживание, если отходы представляют опасность.
- Формирование инфраструктуры (облагораживание территорий для контейнеров, подъездных дорог).
- Ликвидация стихийных свалок.
- Взимание платы с населения.
Операторам дано разрешение не вывозить мусор самостоятельно, а заключать договора со сторонними компаниями самостоятельно.
Оплата мусора — не плати там, где не живешь
Как формируется плата
С начала 2021 года каждый субъект РФ устанавливает свои нормативы по накоплению мусора. На их основе формируются тарифы на обслуживание жилых и нежилых помещений региональными операторами. Тариф может быть как единым, так и дифференцированным. Сколько будет платить конкретный житель, зависит от региона его проживания.
Субъекты РФ могут формировать плату за работу с ТКО исходя из трех типов исчисления:
• по количеству проживающих;
• по площади помещения;
• дифференцированно (исходя из объема контейнеров для раздельного сбора отходов).
В большинстве регионов, в том числе и в Свердловской области, применяется первая модель.
Способ 2. Расчет платы по площади помещения
Способ 2. Расчет платы по площади помещения. В этом случае в расчете платы за ТКО используют данные о площади помещения потребителя, норматив накопления и тариф на обращение с ТКО. При таком способе количество проживающих в квартире граждан не имеет значения.
Пример: расчет платы по площади помещения
УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:
- тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
- годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 0,087 куб. м;
- площадь квартиры № 30 – 65 кв. м.
Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году
Было | Стало |
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. | Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор. |
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. | Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти. |
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. | За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений. |
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. | Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора. |
Сортировка мусора не предусмотрена. | Установлена необходимость сортировки мусора. |
Правила обращения с ТКО, нововведения
Заключая договор с оператором, важно помнить о своих обязанностях в соблюдении правил обращения с ТКО. Правила изложены в утвержденном правительством нормативном акте — в постановлении № 641. Правила включают в себя следующие положения:
- изложены разъяснения относительно основных понятий раздела работы с ТКО;
- объясняется необходимость сбора, транспортировки и хранения отходов согласно санитарных норм и обеспечения экологической безопасности;
- изложены основные аспекты сотрудничества граждан и оператора.
В таблице ниже представлены нововведения, которые наглядно показывают, что изменилось.
Было | Стало |
Свободные тарифы на вывоз отходом, устанавливаемые на усмотрение исполняющей стороны | Тарифы определяются региональными властями и едины для всей области |
Организация вывоза отходов была в компетенции местных органов власти | Оплата услуг осуществляется собственниками домов, участков |
Тариф входил в сумму оплаты услуг управляющей компании | Оплата вывоза мусора относится к перечню коммунальных платежей |
Расчет тарифов: почему такие нормативы ТКО
Тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) устанавливаются региональным оператором самостоятельно. На территории Московской области, на основании конкурсного отбора, образованы и действуют семь региональных операторов, обслуживающие семь районов (кластеров) на которые поделена область. Каждый оператор устанавливает свои тарифы, их размер зависит от радиуса расположения кластера от комплексов по переработке твердых коммунальных отходов и других составляющих.
Тарифы были установлены по состоянию на 1 января 2020 года, а с 1 июля этого же года были пересмотрены. Однако, Правительство Московской области заверило, что с этого периода до середины 2020 года данные тарифы больше меняться не будут.
Предельные тарифы на вывоз ТКО устанавливаются в Московской области постановлением областного Правительства, превышать которые региональный оператор не имеет права.
Действующие тарифы в области, по сравнению с другими регионами, являются самыми низкими в стране. Так как мусорная реформа только начала действовать, отсутствуют фактические данные о количестве вывозимого и перерабатываемого мусора, а также фактических затратах регионального оператора. Пэтому по итогам года, скорее всего, тарифы будут пересчитаны и введены новые со второго полугодия следующего года, с учетом фактических затрат Оператора.
Что входит в стоимость
Еще в 2020 году в стоимость вывоза ТКО входила его транспортировка, установка контейнеров и обслуживание мест сбора. Все это входило в общедомовые расходы. С 2020 года в общедомовых расходах остается только обслуживание мест сбора мусора и обеспечение их контейнерами для раздельного сбора. Поскольку эти расходы по-прежнему возлагаются на управляющую компанию, они так и останутся в общедомовых.
Отдельная строка «Услуги по обслуживанию ТКО» учитывает расходы оператора по вывозу отходов:
- расходы на заключение договоров – 10%;
- транспортировка – 61%;
- сбытовые расходы – 1%;
- обработка, обезвреживание и захоронение – 28%.