Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об оплате труда работников — образец 2020-2021 годов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная цель, с которой создается Положение об оплате труда и премировании работников (далее — Положение) – отразить механизмы, в соответствии с которыми производится расчет и выплата зарплаты на предприятии.
Нормативное регулирование положения об оплате труда и премировании работников
Положение разрабатывается работодателем с учетом специфики хозяйственной деятельности, финансовой возможности и штата компании. Данный документ не может противоречить Конституции РФ, трудовому законодательству и другим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда.
К примеру, когда устанавливается система оплаты труда в муниципальных и госучреждениях, одним из регуляторных документов являются Единые рекомендации. Они утверждаются Российской трехсторонней комиссией в виде решения, оформленного протоколом и подписанного представителями сторон — Правительства РФ, Общероссийского объединения профсоюзов и Общероссийского объединения работодателей (в 2021 году действуют рекомендации, принятые решением от 29.12.2020, протокол № 13).
Указанный документ зачастую является ориентиром и для составления положений на предприятиях различных организационно-правовых форм.
Основные функции положения об оплате труда и сфера его правового регулирования
Для понимания значения документа необходимо определить сферы его правового регулирования. Положение содержит нормы, регулирующие конкретный аспект трудовых единоличных или коллективных отношений, поэтому относится к локальным нормативным актам.
Основная функция таких актов — источник сведений для сотрудников организации о порядке и правилах расчета и выплаты зарплаты. Имея ограниченную сферу действия, такие акты конкретизируют НПА, учитывая при этом особенности и условия труда на конкретном предприятии. Иными словами, этот документ регулирует отношения внутри одного предприятия.
Исходя из положений ч. 1 ст. 135 и ст. 372 ТК РФ, Положение составляется с учетом мнения представительных органов, сотрудников предприятия, а также профсоюзов.
Положение об оплате труда и премировании работников: обязательно ли объединять
Поскольку законодательных требований по данному вопросу не существует, в разных компаниях можно встретить разнообразные варианты оформления внутренних документов, связанных с исчислением и выплатой зарплаты работникам.
Например, положение об оплате труда оформляют как отдельный документ, а условия премирования прописывают в другом локальном акте — положении о премировании и материальном стимулировании работников. Можно предусмотреть и иные зарплатные положения: об индексировании заработной платы, суммированном учете рабочего времени и т. д.
Отдельные работодатели ограничиваются утверждением только одного документа — коллективного договора, в котором оговаривают все необходимые аспекты зарплатной политики.
О назначении и особенностях коллективного договора читайте в материале «Коллективный договор как форма социального партнерства».
Решение вопроса о том, прописывать ли все необходимые зарплатные нюансы в одном документе или оформлять отдельными положениями каждый существенный вопрос, остается за руководством фирмы или работодателем-ИП. Если принято решение объединить вопросы системы оплаты и особенности премирования в едином положении, необходимо максимально скрупулезно прописать в этом документе все нюансы.
О том, какими могут быть премии и вознаграждения для работников, читайте в статье «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».
Нужно ли каждый год пересматривать положение об оплате труда
Положение об оплате труда может быть утверждено работодателем единожды и действовать без ограничения срока (бессрочно). Законодательством никаких особенностей для срока действия такого документа не установлено.
Необходимость в ежегодном пересмотре положения может возникать в тех случаях, когда работодатель осваивает новые виды деятельности с привлечением работников различных профессий, по которым необходим пересмотр или дополнение существующих СОТ и стимулирующих выплат, или условия труда меняются.
Работодатель и работники заинтересованы в поддержании своих внутренних локальных актов в актуальном состоянии и должны своевременно выступать инициаторами их пересмотра, в том числе и рассматриваемого положения.
Что указать в приказе об утверждении положения об оплате труда, расскажем здесь.
В положение о заработной плате можно включить положения о порядке предоставления расчётного листа. Работодатель должен:
- разработать форму расчётного листка;
- выдавать его работникам при каждом перечислении заработной платы (при выплате авансе не обязательно).
Пересмотр положения об оплате труда
Положение об оплате труда и премировании может быть изменено работодателем в любое время, но только с согласия профсоюза работников (когда он есть на предприятии). Для этого потребуется:
- издание соответствующего приказа;
- внесения изменений в пункты Положения;
- перезаключение трудовых договоров (если изменения касаются его условий).
Стимулирующие выплаты в 2017 году
В текущем году никаких изменений в трудовое законодательство по вопросам материального стимулирования работников не вносилось. Норма достаточно «старая», тем более что работодатель должен фактически самостоятельно продумать, разработать, прописать, закрепить и обеспечить выполнение той системы оплаты труда, которая кажется ему наиболее эффективной.
Поэтому для компаний, которые взялись за разработку и внедрение локальных нормативных актов, где предусматриваются стимулирующие выплаты в 2017 году, вполне возможно использовать образцы документов, действующих предыдущие годы.
Образцы локальных актов компании, где предусматриваются стимулирующие выплаты в 2017 году , можно скачать
Читайте по теме в электронном журнале
Виды стимулирующих выплат
Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных законах мы не найдем перечня видов стимулирующих бонусов. Подразделение на виды идет исключительно из смысла нормы права – ст. 129 ТК РФ. Так, к видам относятся:
надбавки к окладу;
иные бонусы на усмотрение работодателя.
Как видим из перечня, наиболее привычно слуху работника понятие премии. Этот вид стимулирующих денежных оплат используется работодателем наиболее часто.
Никто не запрещает установить в компании (и даже придумать наименование) иные бонусы, но в таком случае необходимо четко прописать все понятия, виды, порядок назначения и критерии для такого рода стимулирования.
При этом важно для работодателя помнить, что они являются частью заработной платы, с них необходимо удержать НДФЛ и начислить предусмотренные законодательством взносы. Если премии включены в систему оплаты труда, то они должны быть учтены при расчете среднего заработка.
Для чего нужно Положение об оплате труда 2021, сфера его правового регулирования
Понимание важности разработки Положения и следования ему невозможно определения границы его правового регулирования. Так, в этом акте содержатся предписания, регулирующие определенные нюансы персональных и коллективных трудовых отношений.
Сфера его действия ограничена – он конкретизирует отечественные нормативно-правовые акты и адаптирует их к имеющимся на конкретном субъекте хозяйствования особенностям и условиям труда. Иными словами, положение об условиях оплаты труда регулирует отношения внутри одной институциональной единицы.
Оно не может идти вразрез с Конституцией, трудовым законодательством и другим законами, регулирующим вопросы оплаты за работу.
Основная его функция – быть надежным информационным источником для сотрудников компании об алгоритме и правилах оплаты проделанного ими труда, то есть, позволять каждому подчиненному быть осведомленным в следующем:
- за что он получает оплату труда и в каких случаях может претендовать на премиальные выплаты;
- сроки выплаты этих средств;
- в каких случаях к нему могут быть применены штрафные санкции, в каком виде/размере;
- случаи и основания выплаты материальной поддержки.
Кроме этого, наличие данного локального акта обуславливает:
- отсутствие у контролирующих органов различных претензии в случае фиксирования в нем основных вопросов, касающихся вознаграждения за работу;
- легкость контроля соблюдения принятых правил по трудовым выплатам;
- возможность административного органа быть открытым по отношению к подчиненным и выстраивать с ними доверительные отношения.
Также нельзя не отметить важность этого документа для налогообложения. Он является документальным подтверждением некоторых выплат в рамках оплаты труда.
Что должно содержать положение об оплате труда руководителей и работников
Типовая стандартизированная форма документа отсутствует, каждый работодатель, в рамках федеральных законов, составляет его в индивидуальном порядке, самостоятельно устанавливая и продумывая структуру и алгоритмы вознаграждения за труд, учитывая региональную и отраслевую специфику функционирования.
Вариантов и образцов составления положения множество. Можно воспользоваться ими, но лучше сгенерировать собственный документ. Так, рекомендуемая структура Положения должна включать следующие разделы:
- Общие положения;
- Механизм и условия оплаты труда;
- Механизм и условия оплаты компенсационных выплат;
- Механизм и условия премирования;
- Алгоритм индексации оплаты труда;
- Ответственность работодателя и работников;
- Заключительные положения.
Первый раздел – вводный. В нем:
- делается акцент на форму организации;
- приводятся дефиниции понятий, употребляемых в документе;
- раскрываются общие принципы его действия;
- делаются ссылки на отечественные нормативные акты трудового законодательства;
- указывается количество штатных единиц;
- прописываются основания для изменения структурного состава;
- приводится наименование должностей;
- приводится срок действия акта.
Второй раздел – основной. В нем работодателем описываются:
- СОТ (авансовая, сдельная, или повременно-сдельная, согласно ст. 150-ТК РФ);
- размеры должностных окладов и тарифных ставок для каждой категории подчиненных;
- алгоритм переноса выдачи оплаты труда, если дата выпадает на праздничный либо выходной день;
- порядок работы с удержаниями;
- правила выдачи расчетных листков;
- способы выдачи зарплаты (наличными в кассе, путем перечисления на банковскую карту и т.д.);
- основания, на которых вышеперечисленное может быть изменено.
Размер оклада должен соответствовать региональным показателям и не быть ниже МРОТ, имеющегося на момент составления Положения. Зачисление, независимо от СОТ, должно производиться согласно ст. 136-ой ТК, то есть дважды за календарный месяц, частями, между выплатой которых должно пройти не более 15 суток.
Составление третьего раздела, зачастую, особых трудностей не вызывает, поскольку вопрос дополнительных выплат достаточно подробно раскрыт в ТК. В нем должна содержаться следующая информация:
- порядок начисления дополнительных и компенсационных выплат (ночным работникам, работающим по совместительству и т. д);
- перечень таковых.
Так, к компенсационным выплатам относятся:
- персонифицированные начисления (например, доплата за наличие определенного образовательного уровня, непрерывный стаж работы в данной компании и т. д.);
- доплаты за специфический режим либо особенные условия труда (ненормированный график, вредные условия и т. д.);
- доплаты за внеурочную работу (выполнение обязанностей в ночное время, праздничные либо выходные дни);
- оплата труда при простое (при различных причинах его возникновения);
- иные дополнительные выплаты, которые компания в состоянии выплачивать.
По выплатам работникам в особых условиях труда (к примеру, сверхурочные работы) целесообразно составить отдельный раздел, в котором указывался бы порядок осуществления расчета.
В этом же разделе необходимо максимально полно раскрыть вопрос материальных выплат сотрудникам:
- причины предоставления (рождение ребенка, брак, смерть родственника и т.д.);
- сумма, выплачиваемая в той или иной ситуации (указывается прямо либо определяется ситуацией, например, устанавливается руководством путем издания соответствующего распоряжения);
- будут ли они учитываться при определении среднего заработка.
Законодательно субъекты хозяйствования вольны самостоятельно устанавливать размер, форму и порядок начисления, а также причины предоставления материальной помощи. В этом им дана полная свобода вплоть до отказа от подобных расходов.
Необходимо уделить повышенное внимание составлению этих двух разделов, поскольку именно сведения из них устанавливают:
- размер и условия поощрения сотрудников;
- начисления, включаемые в средний заработок при расчете отпускных, больничных, командировочных и т. д.;
- механизм расчета за работу в выходные, праздники, ночные часы;
- сумму выплат, на которую начисляются соцвзносы и которая учитывается при определении налога на прибыль.
В четвертом разделе оговариваются:
- виды премиальных выплат (надбавки за неделю, месяц, 12 месяцев, за итоги выполненной работы);
- показатели премирования (правила и условия получения сотрудниками дополнительных финансовых средств);
- размер премиальных выплат (фиксированный или в процентном соотношении);
- периодичность выплат.
Премирование может быть систематическим или единоразовым. Назначение премии зависит от эффективности работы сотрудника. При этом, с целью исключения конфликтных ситуаций и трудовых споров, следует исключить возможность назначения премии на основании субъективной оценки руководителя.
Разрабатывая раздел, следует уделить внимание четкости и однозначности формулировок.
Положение о стимулирующих выплатах
О поощрениях говорится в Статье 129 ТК РФ. В ней нет информации о том, какие доплаты и надбавки стимулирующего характера применяются, а указывается, что дополнительные вознаграждения за труд входят в зарплату.
Руководитель, нацеленный на улучшение результатов труда подчинённых, должен пересмотреть систему оплаты труда на предприятии. Речь идёт не о заработной плате, которая остаётся неприкосновенной, а о дополнительных мотивирующих поощрениях. Следует задать себе вопрос: достаточно ли они эффективны? Если нет, упразднить выплату, заменив её поощрениями, которые будут мотивировать персонал работать качественнее.
Основанием для начисления поощрений для стимуляции трудовой деятельности служит специальное положение, которое компания издаёт самостоятельно.
Важно: базой для Положения служит Программа улучшения системы заработной платы, одобренная правительственным распоряжением номером 2190-р от 26 ноября 2012 года.
В положении говорится, что улучшить стимулирующую систему любого предприятия помогут следующие шаги его руководства:
- применение независимой оценки качества труда в компании;
- отмена выплат, которые воздействуют на результаты труда;
- установка надбавок, напрямую соответствующих индикаторам эффективности;
- ввод взаимоувязанной системы критериев эффективности.
Положение должно касаться следующих сторон работы предприятия:
- частота выплат;
- размеры материальных поощрений;
- категории работников, которым положены стимулирующие надбавки;
- сроки.
Для чего нужно Положение об оплате труда 2020, сфера его правового регулирования
Понимание важности разработки Положения и следования ему невозможно определения границы его правового регулирования. Так, в этом акте содержатся предписания, регулирующие определенные нюансы персональных и коллективных трудовых отношений.
Сфера его действия ограничена – он конкретизирует отечественные нормативно-правовые акты и адаптирует их к имеющимся на конкретном субъекте хозяйствования особенностям и условиям труда. Иными словами, положение об условиях оплаты труда регулирует отношения внутри одной институциональной единицы.
Оно не может идти вразрез с Конституцией, трудовым законодательством и другим законами, регулирующим вопросы оплаты за работу.
Основная его функция – быть надежным информационным источником для сотрудников компании об алгоритме и правилах оплаты проделанного ими труда, то есть, позволять каждому подчиненному быть осведомленным в следующем:
- за что он получает оплату труда и в каких случаях может претендовать на премиальные выплаты;
- сроки выплаты этих средств;
- в каких случаях к нему могут быть применены штрафные санкции, в каком виде/размере;
- случаи и основания выплаты материальной поддержки.
Кроме этого, наличие данного локального акта обуславливает:
- отсутствие у контролирующих органов различных претензии в случае фиксирования в нем основных вопросов, касающихся вознаграждения за работу;
- легкость контроля соблюдения принятых правил по трудовым выплатам;
- возможность административного органа быть открытым по отношению к подчиненным и выстраивать с ними доверительные отношения.
Также нельзя не отметить важность этого документа для налогообложения. Он является документальным подтверждением некоторых выплат в рамках оплаты труда.
Что учитывать при разработке
Положение поможет нанимателю избежать проблем и споров судебного характера, связанных с порядком начисления и выплаты денежного вознаграждения за труд. Трудовые взаимоотношения между работниками и администрацией предприятия будут урегулированы наиболее оптимально. Но по закону положение об оплате труда работников бюджетных учреждений на 2019 год в организации не является обязательным.
Статья 135 ТК РФ определяет, что алгоритмы расчета с работниками, отличные от принятой тарифной ставки (оклада), включаются в ряд документов:
- трудовое соглашение;
- ПВТР;
- колдоговор;
- иной документ, содержащий трудовые правовые нормы.
Документы, регламентирующие отношения между работодателем и сотрудником, в том числе о вознаграждении работника, принимаются администрацией учреждения с учетом мнения представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ).
Размер заработной платы не может быть ниже минимального порога, установленного Правительством. При разработке регламентов необходимо принять во внимание:
- Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12).
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов и гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба…».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».