Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переключаем передачи правильно: без рывков и глохнущего двигателя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важно знать, что при переключении передач автомобиль теряет скорость. Именно поэтому делать это следует плавно, но быстро, чтобы авто попросту не успело заглохнуть. Система переключения передач отличается в зависимости от её механизма: ручная она или автоматическая.
Что необходимо знать о переключении передач
Механическая коробка переключения передач (МКПП) ― предполагает ручное переключение скоростей в связке со сцеплением. Обычно у авто с «механикой» от 5 до 7 семи скоростных режимов. Оптимальным считается наличие 5–6 ступеней для регулирования передаточного числа.
При использовании механической КПП следует придерживаться некоторых правил, чтобы избежать частых ремонтов:
- переключайтесь между скоростями в рамках минимальных и максимальных показателей спидометра, заявленных производителем;
- переход на задний ход выполняется при полной остановке автотранспорта;
- выжимать сцепление для переключения передачи нужно резко, одним быстрым толчком, а отпускать ― плавно и медленно;
- старайтесь избегать переключения скоростей на крутых поворотах;
- любая механика нуждается в постоянном контроле масла и своевременном сервисе.
Жёсткой последовательности переключения передач на механической коробке нет: со второй можно переходить прямо на пятую, с третьей — на первую и обратно. Но учтите, что при непоследовательном переключении тратится больше времени на разгон, а обороты двигателя снижаются.
Главное, наработать алгоритм действий при переходе со скорости на скорость на МКПП, чтобы он вошёл в привычку:
- Резким движением выжать сцепление до упора, и отпустить педаль газа.
- Быстро, но плавно перевести рычаг через нейтральную передачу в нужное положение.
- Медленно отпустить сцепление, слегка добавляя обороты двигателя.
- Отпустить сцепление полностью, добавив газ до нужной отметки.
Как заводить машину на механике
Перед тем как завести машину, нужно проверить положение рукоятки КПП: она должна находиться в нейтральном положении. Если машина стоит на скорости, то перед запуском мотора надо обязательно включить нейтральную скорость. Если завести машину с включенной передачей, она дернется рывком,что может привести к аварии.
После того, как убедились, что включена нейтральная передача, можно заводить машину.
Инструкция как завести машину на механике:
- включить нейтральную передачу;
- выжать педаль сцепления левой ногой и удерживать утопленной в пол;
- повернуть ключ зажигания до включения стартера;
- отпустить ключ зажигания;
- плавно отпустить педаль сцепления.
Современные автомобили с инжекторными двигателями и исправным аккумулятором обычно заводятся без всяких проблем, так как состав топливной смеси у них регулируется автоматически.
У старых автомобилей с карбюраторными двигателями нужно регулировать подачу воздуха в топливную смесь вручную. Для этого нужно потянуть рукоятку заслонки (подсоса) на себя. После того, как мотор заведется и начнут повышаться его обороты, рукоятку постепенно задвигают назад от себя и дожидаются стабильной работы двигателя на оборотах 1500 в минуту. После этого можно начинать движение.
Начало движения автомобиля
Выделяются несколько основных этапов:
- Перед началом движения автомобиля проверяем положение рычага КПП. Если включена первая передача, то выжимаем педаль сцепления и переключаемся в нейтральное положение (нейтраль)
- Отпускаем сцепление. Вторая нога на тормозе. Заводим двигатель
- Делаем выжим сцепления и включаем первую передачу, переводим селектор коробки в положение «1». Этой цифрой на рычаге обозначается первая скорость. Нога остается на педали сцепления
- Отпускаем педаль тормоза
- Плавно ослабляем нажим ноги на сцепление. Отпускаем педаль до момента схватывания коробки с двигателем.
- Делаем небольшую паузу. При этом авто начнет немного потряхивать. Почувствуется легкая дрожь на руле и рычаге КПП. Вы услышите изменения в звуке роботы мотора, обороты двигателя по тахометру снизятся. В этом момент машина еще будет стоять на месте
- Продолжаем плавно отпускать сцепление. В этот момент нужно чувствовать, с какой скоростью ослаблять педаль. Если чуть резче – машина дернется и заглохнет. Ничего страшного, если не получится с первого раза. Это чувство обязательно придет с опытом.
- Если все хорошо и машина тронулась с места, добавляем немного газа
Правильно переключаемся при обгонах
На трассе вы едите с устоявшейся скоростью. Перед вами фура, которую нужно обогнать. Если сильнее нажать «гашетку», то машина будет плавно ускоряться. Пока вы ее обгоните, на встречке может кто-то появиться. Вам придется притормаживать и возвращаться на свою полосу движение или встретиться лоб в лоб с другим участником. Потому что водители фур редко пропускают обгоняющие их автомобили, они считают себя царями на дороге. А некоторые наоборот начинают ускоряться, не давая вам завершить маневр.
Чтобы этого избежать, нужно при обгоне переключиться на пониженную передачу, на одну ступень вниз и нажать педаль газа. Обороты двигатель по тахометру быстро будут расти, а вы получите достаточно ускорения, чтобы обогнать большегруз.
Как трогаться на подъеме
Для начинающих водителей механическая коробка доставляет не мало трудностей в городском потоке. Одной из главных проблем – процесс начала движения в горку, тем более, если стоите на светофоре. Педали три, а ноги две. Отпуская педаль тормоза, машина может скатиться на бибикающего сзади.
Давайте рассмотрим, как можно начать движение в горку, используя только коробку передач, не перенося ногу на акселератор:
- Одна нога на сцеплении, вторая на тормозе. Включаем первую передачу
- Держим тормоз, чтобы машина не укатилась
- Плавно поднимаем ногу до того момента, как произойдет сцепление коробки и двигателя. Это как трогаться с места. Почувствуется легкая дрожь на руле или рычаге КПП, обороты двигателя понизятся, он станет работать «натужно», звук измениться. Останавливаем ногу в этом положении. Если сейчас отпустить тормоза, то машина не покатится, ее будет держать коробка
- В этом момент переносим ногу на педаль газа, слегка нажимаем ее, чтобы добавить топлива и приподнять обороты, смотрим на тахометр. Оставляем ногу на прижатой газульке
- В этот момент плавно отпускаем педаль сцепления, и машина начнет движение. Если она попытается заглохнуть или начнет дергаться, нужно чуть-чуть добавить газа. Если сильно нажать, обороты двигателя поднимутся до больших значений, и вы в салоне почувствуете запах тухлых яиц. Это будут не ваши, это горит сцепление.
Как правильно переключать передачи на механике на ваз во время движения
Можно включать пониженную передачу и при больших оборотах. Чем они выше, тем интенсивнее торможение и тем сильнее надо нажимать на педаль газа при перегазовках. При отказе рабочей тормозной системы нужно использовать максимально возможное торможение двигателем: на максимальных оборотах и на самых низких передачах. То есть так, чтобы после переключения передачи вниз стрелка тахометра поднималась до красной зоны. Все это мы отрабатываем на курсе «Магия переключения передач».
1. Отпускаете педаль газа. 2. Плавно давите на тормоз 3. Когда скорость автомобиля достигнет нужного предела для пониженной передачи (если вы были на пятой, то для перехода на четвертую скорость должна составлять 70-90 км/ч), нажимаете на сцепление. 4. Не задерживая рычаг в нейтральном положении, переключаете его на нужную передачу. 5. Плавно отпускаете сцепление. 6. Плавно давите на газ для поддержания оборотов. Если необходимо дальнейшее торможение, все делаете в той же последовательности. Особенностью переключения передач в обратном порядке является то, что с любой высшей передачи можно сразу перейти на любую низшую. Например, с пятой на третью или вторую. Для этого нужно снизить скорость автомобиля до показателей той или иной передачи.
Важные правила управления МКПП
Машины с механической коробкой более выносливы и надежны, чем автомобили на автомате. Но управление МКПП также требует к себе особого внимания. Необходимо знать несколько простых правил, чтобы автомобиль на механике прослужил дольше:
- нельзя оставлять ногу на нажатой педали сцепления. Нередко водители при переключении с одной передачи на другую оставляют ногу на педали сцепления, но так делать не рекомендуется. Снимайте ногу с педали сразу после переключения передачи, иначе вы рискуете повредить выжимной подшипник и диск сцепления;
- запрещено включать 3,4 и 5 передачи на низких оборотах двигателя. При неравномерном включении передач на механическую коробку создается большая нагрузка, которая со временем неизбежно приведет к износу всех деталей сцепления. С самого начала привыкайте переключать передачи на нужных оборотах двигателя, чтобы потом не пришлось переучиваться;
- не нажимайте на педаль сцепления при остановке на уклоне, иначе быстро произойдет износ диска. Для удерживания автомобиля от ската при подъеме следует нажимать педаль тормоза. А когда необходимо тронуться, уже нажимать сцепление, затем плавно на газ, отпуская сцепление;
- на светофоре стоит переключаться на нейтральную передачу, а не нажимать на сцепление с включенной скоростью. Если оставлять скоростную передачу при остановке, то система сцепления находится под большой нагрузкой, что приведет к ее быстрому износу;
- не стоит оставлять руку на рычаге переключения передач, поскольку такая привычка создает давление на коробку. Ненужное давление со временем может привести к износу механизма переключения передач и других деталей коробки;
- на скользкой дороге не выключайте сцепление и не осуществляйте движение на нейтральной передаче;
- в зимнее время нельзя оставлять автомобиль с включенной передачей;
- регулярно проходите технический осмотр, не забывайте чистить коробку передач и поддерживать нужный уровень масла.
Эти простые правила позволят сохранить работоспособность автомобиля с механической коробкой и прослужить ему как можно дольше.
Как отпускать сцепление?
В автошколах начинающих водителей часто учат отпускать педаль сцепления в 2 этапа: сначала отпустить до так называемого момента «схватывания», как при старте с места, задержать в этом положении педаль на некоторое время, после чего добавить газ и отпустить педаль сцепления до конца. Якобы, только так можно избежать рывка машины. Мое мнение таково: если можно избежать рывка без задержки педали сцепления, зачем нужны лишние действия? И снова потеря времени на задержку…
Поэтому я рекомендую отпускать педаль в одно движение, но не бросать ее, а отпускать плавно – сопровождать ее обратный ход ногой. То есть вы должны перемещать левую ногу вверх максимально быстро, но так, чтобы она не отрывалась от педали – как будто приклеилась к ней жвачкой. И тогда не будет никакого рывка.
О механике и автоматах
Несмотря на то, что автоматические коробки передач перестали быть диковинкой для наших сограждан, традиционная механика по-прежнему популярна и распространена. Чтобы не пришлось тратиться на новую коробку передач, важно понять основные правила и приемы плавного переключения скоростей.
Механика предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего момента, которое вырабатывает двигатель. Ручная коробка, которую принято называть механической, обычно включает в себя от 4 до 6 различных передач, но чаще всего на современных автомобилях их 5. Это не считая задней скорости, которая еще называется реверсом. Именно сцепление является связующим элементом между двигателем и коробкой. В зацеплении с коленчатым валом, который постоянно вращается, находится первичный вал КПП. Именно сцепление позволяет без рывков разъединять эти узлы и соединять снова.
Секреты экономичности
Самый экономичный расход топлива происходит в режиме работы двигателя от двух с половиной до трех тысяч оборотов в минуту.
Некоторые водители не соглашаются с этой точкой зрения. Они полагают, что расход топлива снижается на тысяче-полутора тысячах оборотов в минуту при удержании частоты вращения и быстром переходе на более высокие ступени передач. Это мнение неверно – чтобы ускориться автомобилю потребуется гораздо больше горючего, а реагировать на изменение ситуации водитель будет гораздо медленнее, чем при оборотах около трех тысяч.
СОВЕТ! Чтобы определиться, как правильно производить переключение скоростей на механике, важно знать, какая компоновка применяется в последних моделях автомобилей с механической коробкой передач. Чаще всего передачи с пятой по седьмую предназначены именно для экономии топлива.
С механической коробкой передач намного меньше проблем, чем с автоматом. Тем не менее, механизмы современных трансмиссий требуют постоянной бережной эксплуатации и обязательного регулярного обслуживания. Используйте экспертные рекомендации в вашем ежедневном вождении и сохраните все узлы и агрегаты машины в идеальном состоянии.
Опытные водители знают, как правильно переключать передачи, поэтому приведенные ниже советы адресованы тем, кто пока чувствует себя за рулем неуверенно. Чтобы лучше понять процессы, происходящие в трансмиссии автомобиля во время его движения, нужно уяснить их механический смысл.
Зачем нужна коробка передач
Коробка передач — это узел транспортного средства, предназначенный для создания усилия на ведущих колесах, нужного при движении в каждом из диапазонов скоростей. Принцип ее работы основан на свойстве шестереночных колес разных диаметров трансформировать усилие в угловую скорость. Нужно представить себе передачу из двух колес — большого и маленького. Если быстро крутить меньшее, то большее вращается медленно, но затормозить его трудно. Другими словами, чем медленнее вертится шестерня, тем труднее ее остановить. Коробка передач вводит в механическое взаимодействие зубчатые колеса, обеспечивая выбор оптимальной частоты вращения. Остается выяснить, как правильно переключать передачи, то есть в каком порядке и при каких скоростях.
Как понять, когда переключать передачи на МКПП?
Новичкам трудно понять, когда стоит перейти на ту или иную ступень коробки. Существуют несколько понятных профессионалам ориентиров:
- Понять, когда переключаться можно по крутящему моменту, который имеет свой максимум для каждой ступени. Достигается максимум при использовании педали акселератора. Водитель, управляющий машиной с механической КПП, постепенно научится чувствовать скорости, это дает не только драйва при управлении, но и помогает полностью контролировать машину в любой ситуации;
- Чтобы не ошибиться, выбирая оптимальную скорость, для перехода на следующую ступень, можно ориентироваться по гулу двигателя. Если включена высокая ступень, которую переключать было рано, мотор начинает терять обороты, машина перестает разгоняться. Следует немедленно выполнить переключение на пониженную передачу на механике. Когда обороты мотора высокие, это означает, что пора перейти на более высокую ступень.
- Тахометр в машине показывает обороты мотора (установлен далеко не в каждом автомобиле). Переключать ступени возможно, ориентируясь на показатели этого прибора. Как только обороты двигателя на очередной передаче достигают 3000, можно смело двигать рычаг — переключатель вверх на одну ступень. Для большинства моделей машин это правило справедливо, однако стоит знать на каких оборотах переключать передачи на механике в своем автомобиле.
- Так же индивидуально будет ориентирование в переключении ступеней по показаниям спидометра. Современные модели могут иметь более высокий порог скорости для переключения. Изучайте инструкции и руководство к своему транспорту. Скорость на первой ступени 0-25 км/ч, на второй 20-40 км/ч, на третьей 40-60, на четвертой 60-80, на пятой выше 90 км/ч. Чем мощнее мотор современного автомобиля, тем больше будет отличие от приведенных показателей возможной скорости.
Как правильно переключать передачи на механике: инструкция
Важно понять, запомнить и выработать до автоматизма алгоритм для переключения ступеней. Действия следующие:
- Резко в пол выжать сцепление;
- Отпустить педаль акселератора;
- Плавно, но быстро переключить нужную ступень рычагом КПП, проходя через нейтральную позицию;
- Ногу со сцепления следует убирать постепенно, плавно (резко бросать запрещается);
- Прибавляют газу, для компенсации потери скорости при переходе на другую передачу;
- Добавляют ускорения далее, пока скорость не позволит перейти на следующую ступень;
- Повторяют предыдущие действия, и переключают следующую ступень;
Для бензиновых двигателей нормальными оборотами для переключения считаются 2-3 тысячи километров, означающими, что возможно переключаться на новую ступень коробки. Дизельные агрегаты более мощные, но менее оборотистые. Для дизелей показатель оборотов для переключения выходит гораздо ниже – 1,5-2,5 тысяч. Схема переключения в дизельной машине на механике аналогична бензиновым моторам. Последовательность точно такая же.
Переключение передач на механике без рывков
Следующий важный этап в освоении мастерства переключения передач на механической коробке заключается в исключении рывков. Добиться плавности, пожалуй, сложнее, чем обучиться всем остальным приёмам, а потому рассмотрим этот вопрос немного детальнее. Для этого мысленно садимся за руль автомобиля, и начинаем движение. Всё, как обычно, но теперь будем делать это осознанно. С пониманием, что происходит, и как этого избежать.
Итак, первая задача — разогнаться, и переключиться на следующую передачу без рывков. Алгоритм простой:
- Едем.
- Раскручиваем двигатель до упомянутых выше 3000 об/мин.
- Выжимаем педаль сцепления.
- Одновременно отпускаем «газ»
- Включаем следующую по счёту передачу.
- Отпускаем педаль сцепления.
- Повышаем обороты до требуемого уровня.
Эти все действия выполняются за какую-то секунду, но, в то же время, машина у нас могла дёрнуться не раз, и не два. А целых пять раз. Наша задача — понять, на каких именно этапах и почему это происходит, и как исключить рывки.
Первый рывок мог произойти в том месте, где вы начали выжимать педаль сцепления. То есть, на третьем шаге вышеуказанного алгоритма действий. Происходит это потому, что вы поспешили, и начали давить на педаль сцепления слишком рано. Дело в том, что при разгоне двигатель достаточно небыстро повышает свою мощность. Вы добавили «газу» и удерживаете педаль в каком-то одном положении, а мотор продолжает в это время раскручиваться, так сказать, «догоняя» ваши действия.
И вот, если не дождаться, пока двигатель «догонит» нажатую вами педаль акселератора, и выжать сцепления, происходит рывок. Но не вперёд, а, условно говоря, назад. Связано это с тем, что машина ускорялась, а вы своей ногой резко отобрали у неё то, что её разгоняло. Ускорение изменило вектор, и автомобиль начал замедляться. Вы, и ваши пассажиры — ощущаете кивок. Особенно хорошим «индикатором» является пассажир рядом свами — по нему буквально видно, как он кивает головой при таких действиях.
Чтобы исключить этот тип рывка из своего вождения, не нужно спешить выжимать педаль сцепления во время ускорения автомобиля. Подождите секунду или её долю, пока двигатель «догонит» ваши действия, и будет двигаться без ускорения. Собственно говоря, если вы до этого не ускорялись, а ровно ехали и решили переключиться, рывка на этом этапе быть не должно.
Второй рывок мог случиться чуть позже, если вы несинхронно и слишком резко отпустили педаль «газа» и выжали сцепление. Делать это нужно одновременно и плавно. Не так, конечно, как при трогании с места. Но и не резко. Помните о том, что двигатель реагирует на сброшенный «газ» быстрее, чем автомобиль на выжимаемое сцепление. Последнее срабатывает, когда педаль проходит примерно третью часть своего хода.
Третий рывок часто происходит в момент, когда следующая передача уже включена, но педаль сцепления была отпущена слишком резко. Делать это нужно тоже более или менее плавно. Но не так, опять же, как при трогании с места. Здесь тоже надо понимать и помнить о том, что сцепление начинает срабатывать где-то на половине своего хода. То есть после того, как передача включена, педаль первую часть пути может преодолевать быстро, потом в момент соединения коробки с двигателем плавно, и оставшийся ход опять быстро.
Четвёртый рывок возможен из-за того, что вы слишком долго провозились с переключением передачи и поиском оптимальной скорости отпускания педали сцепления. Обороты двигателя за это время опустились до холостых, потому при соединении его с ведущими колёсами происходит кивок. Мотор попросту не может молниеносно сравнять обороты, которые ему в этот момент «диктуют» ведущие колёса с коробкой переключения передач.
Чтобы исключить этот очередной кивок, есть два способа. Во-первых, вы можете потренироваться, и выполнять все манипуляции с педалями и рычагом быстрее. Во-вторых, если первое не получается, обороты двигателя поддерживаются на уровне 2000 об/мин педалью акселератора. Либо своевременно (в момент срабатывания механизма сцепления) добавляете их, если «газ» перед этим был отпущен полностью.
Пятый рывок относится уже не к разгону, а к приёму понижения передачи с перескакиванием. Происходит он в тех случаях, когда выбранная передача не соответствует нужной скорости движения и оптимальным для неё оборотам двигателя. То есть, вам надо либо тщательнее подбирать передачу, либо подгонять обороты мотора так, чтобы при его соединении с коробкой и колёсами не оставалось резкого перепада.
Вот вам пример алгоритма, как этого добиться:
- Едем на 5 передаче со скоростью 90 км/ч.
- Нужно сбросить скорость до 50 км/ч.
- Для этой скорости оптимальной будет третья передача.
- Но обороты должны быть где-то 2500 об/мин.
- Бросаем «газ».
- Одновременно выжимаем сцепление.
- Переключаемся с пятой на третью.
- Доводим обороты до указанных.
- И только потом соединяем двигатель с коробкой при помощи сцепления.
- Для других скоростей выбираем соответствующие передачи и обороты.
Когда и как правильно переключать передачи на механике. Часть 2
В первой части статьи мы разобрали, как правильно переключать передачи при разгоне автомобиля. Во второй части мы рассмотрим переключение передач при снижении скорости.
Сразу хочется отметить главное правило — при снижении скорости последовательность переключения передач, может не соблюдаться!
Например, при движении на четвертой передаче со скоростью 60 км/ч, вы подъезжаете к «лежачему полицейскому», проезд которого требует снижения скорости. Последовательность действий будет приблизительно такая:
1. Выжимаем сцепление и снижаем скорость до 15-25 км/ч (зависит от формы лежачего полицейского). Бывают и плавные неровности, которые можно проезжать на более высокой скорости.
2. Переключаем передачу сразу с четвертой на вторую, минуя третью. Так как наша скорость снижена до уровня второй передачи.
3. После чего проехав искусственную неровность, начинаем дальнейший разгон.
Вот еще пример — двигаясь на пятой передаче со скоростью 70 км/ч, вы видите, как на перекрестке загорается красный сигнал светофора, что требует полной остановки транспортного средства. Ваши действия:
1. Выжимаем сцепление и плавно останавливаем автомобиль у «стоп — линии».
2. Переводим рычаг управления передач в нейтральное положение и отпускаем сцепление, ожидая разрешенный сигнал светофора.