Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм действий при строительстве и оформлении объекта ИЖС или садового дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После завершения строительства нужно составить уведомление о его окончании в течение месяца со дня возведения объекта. В документе должны быть указаны сведения о застройщике, участке, объекте и об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. Подать уведомление можно с помощью сайта госуслуг, МФЦ, или лично обратиться в уполномоченный орган.
Какие сведения нужно указывать о сособственниках и/или соарендаторах?
Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.
Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.
То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.
Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.
Примечание.
Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).
Данный вопрос пока остается открытым.
Как заполнить уведомление о планируемом строительстве
Перед тем как подавать уведомление о планируемом строительстве дома, соберите все необходимые данные, которые будут нужны при заполнении заявления:
-
ФИО, место жительства и паспортные данные;
-
Информация о земельном участке — кадастровый номер, адрес (или описание местоположения участка, если адрес еще не присвоен);
-
Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы/документы-основания, указанные в разделе 2 выписки из ЕГРЮЛ);
-
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка (указывается в выписке из ЕГРЮЛ) и объекта строительства (определяется застройщиком);
-
Договор купли-продажи земельного участка;
-
Данные о планируемых параметрах дома, в т. ч. об отступах от границ участка (план земельного участка, проект дома);
-
Электронный адрес для обратной связи;
-
Способ направления обратного уведомления.
-
Обязательно подавайте уведомление о планируемом строительстве с запланированными параметрами дома.
-
Если вы не приложили какие-либо документы/ не указали информацию, вас попросят исправить несоответствия в течение 3 дней.
-
Дождитесь ответа по истечении 7 рабочих дней (пока будет вестись проверка).
-
Право на строительство дает получение уведомления о соответствии либо ненаправление уведомления о несоответствии.
-
Строить по согласованным параметрам можно в течение 10 лет.
-
Не позже, чем через месяц после завершения стройки нужно подать уведомление об окончании строительства. В течение 7 рабочих дней дом будет проверен.
-
При положительном решении дом будет поставлен на кадастровый учет и его можно оформить в собственность.
Перед подачей необходимо собрать все данные, которые будут нужны при заполнении заявления:
- ФИО, место жительства и паспортные данные
- Информация о земельном участке — кадастровый номер, адрес (или описание местоположения участка, если адрес еще не присвоен)
- Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы/документы-основания, указанные в разделе 2 выписки из ЕГРН)
- Сведения о видах разрешенного использования земельного участка (указывается в выписке из ЕГРН) и объекта строительства
- Договор купли-продажи земельного участка
- Данные о планируемых параметрах дома (план земельного участка, проект дома)
- Геология на земельный участок.
- Электронный адрес для обратной связи
- Способ направления обратного уведомления
Дополнительный перечень предоставления документов для получения уведомления о соответствии параметров регламентируется градостроительным планом на участок.
Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:
- есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
- эти сведения с точки зрения методики верны.
Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:
- о сносе или реконструкции самовольной постройки;
- признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
- признании объекта движимым имуществом.
Уведомление о планируемом строительстве жилого или дачного дома
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было сначала собрать пакет документов, в том числе градостроительный план, схему планировочной организации земельного участка. После проверки всех документов – получить разрешение на строительство частного дома.
В связи с изменениями, внесенным в ГрК РФ, разрешение на строительство частного дома больше не требуется. Вместо него до начала строительства необходимо направить в администрацию уведомление о начале строительства. А после окончания строительства – уведомление об окончании строительства.
3) форму уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке согласно Приложению N 3 к настоящему приказу;
Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Еще одно нововведение заключается в том, что зарегистрировать право собственности должен все тот же уполномоченный орган власти. Все уведомления, технический план передаются чиновниками в Росреестр для постановки дома на кадастровый учет и регистрации права собственности. Новое правило предусмотрено ч. 1.2. ст. 19 Закона «О регистрации недвижимости» в редакции закона #340-ФЗ от 03.08.2018г.
Отметим, что для строительства дачных и садовых домов тоже требуется направлять уведомление о строительстве. Но до 1 марта 2022 года садовые и дачные дома разрешено, как и раньше, строить и регистрировать без разрешения на строительства и без уведомления о начале строительства (п. 7 ст. 16 закона #340-ФЗ). Традиционно «новая дачная амнистия» устанавливается до марта следующего года.
03 августа 2018 вступил в силу Федеральный закон N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с его изменениями разрешение на строительство частного дома больше не требуется. Вместо него до начала строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о начале строительства, а после окончания – уведомление об окончании строительства.
ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ОБЪЕКТА ИЖС НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Итак, последними изменениями в Градостроительный кодекс РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если для строительства или реконструкции такого объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Однако это не означает отмену всякого согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС, а, наоборот, вносит следующие изменения, которые предусматривают дополнительные согласования:
Во-первых, ФЗ N 340 предусматривает, что к объектам индивидуального жилищного строительства теперь относятся в том числе садовые и дачные дома (далее — объекты ИЖС). А это означает, что если до принятия ФЗ N 340 (прежняя редакция Градостроительного кодекса РФ) строительство садовых и дачных домов на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, вообще исключало всякое согласование с органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления), то начиная с 3 августа 2018 г. такое строительство должно пройти так называемую уведомительную процедуру ввода объекта в эксплуатацию. Следовательно, теперь все вновь строящиеся садовые и дачные дома должны соответствовать всем законодательно установленным параметрам строительства, в том числе и допустимости их размещения на земельном участке.
Во-вторых, из анализа рассматриваемых изменений следует, что разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию рассматриваемым Законом отменяется, но при этом вводится иная форма согласования — получение уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, ФЗ N 340 расширил субъектный состав лиц, которым теперь необходимо проходить процедуру ввода объекта ИЖС в эксплуатацию, и саму процедуру ввода объекта в эксплуатацию заменил с разрешительной на «уведомительную», по сути нисколько ее не упростив, а даже наоборот. Предусмотренный законом уведомительный порядок ввода объектов ИЖС в эксплуатацию не является уведомительным хотя бы потому, что в ответ на подачу уведомления об окончании строительства объекта ИЖС застройщик соответствующего участка должен непременно получить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а не просто подать уведомление об окончании строительства, как при простом уведомительном порядке.
УВЕДОМЛЕНИЕ О НЕСООТВЕТСТВИИ
Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в случаях, если:
1) в результате проведенной проверки уполномоченным на выдачу разрешения органом выявлено несоответствие параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС), установленным правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), документацией по планировке территории (документацией по ПТ) или обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным ГрК и другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта ИЖС не соответствует описанию внешнего облика такого объекта:
- являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве;
- типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
- застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию, что от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, в случае строительства или реконструкции объекта в границах такой зоны;
Орган МСУ после проверки указанных застройщиком в уведомлении данных может и не разрешить строительство/реконструкцию объекта, если на то будут основания (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ):
- указанные в уведомлении характеристики объекта не соответствуют предельным значениям;
- разрешенное использование земельного участка не позволяет построить объект, заявленный застройщиком;
- уведомление подано ненадлежащим лицом (т. е. не обладающим правами на земельный участок);
- внешний вид планируемого к строительству объекта не вписывается в имеющуюся историческую застройку (для объектов, планируемых к строительству в пределах исторического поселения федерального или регионального значения).
Понять, что строительство/реконструкция не разрешены, застройщик может, получив от уполномоченного органа уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве/реконструкции, установленным законом (см. приложение № 3 приказу Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр).
Перечень необходимых документов, которые нужно приложить к уведомлению
Как правило, дополнять уведомление какими-либо документами не нужно. Но при определенных обстоятельствах приложения все же потребуются. Ниже подробно разобраны такие ситуации (их всего четыре):
- Регистрация прав на участок в ЕГРН (Едином госреестре недвижимости) не проведена. Тогда уведомление нужно сопроводить правоустанавливающими документами на землю. Информация о регистрации прав в ЕГРН доступна в сети интернет – достаточно просто взять выписку на сайте Росреестра;
- Подача уведомления не самим застройщиком, а его законным представителем. В этом случае к уведомлению прикладывают документ, подтверждающий, что представитель наделен необходимыми полномочиями. Как правило, в роли такого документа выступает доверенность, заверенная нотариусом;
- Подача уведомления застройщиком – юридическим лицом, зарегистрированным в другой стране. Уведомление должно дополняться документами о госрегистрации юрлица в соответствии с законами иностранного государства. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены нотариусом;
- Расположение участка на исторической территории уровня государства или субъекта Федерации. При этом застройщик не представил в пункте 3.4. информации о типовом архитектурном решении. В качестве приложения подается описание облика будущего жилого или садового дома.
Если ни одного из перечисленных обстоятельств не у застройщика не возникло, приложения к уведомлению не нужно – заполнение можно считать законченным после указания почтового и электронного адреса.
Могут ли местные власти отказать в межевании земельного участка под МКД?
Обратимся к Постановлению Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12736/12 по делу N А40-80260/11-9-692, где рассматривалось заявление ООО о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы в формировании земельного участка, занятого многоквартирным домом (ООО купило нежилые помещения в МКД, который расположен на особо охраняемой природной территории).
Президиум ВАС сделал вывод: поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Президиум ВАС указал: в связи с тем, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок, департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
Судьи отметили, что право общей долевой собственности собственников помещений в МКД на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе в случае, если МКД расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен дом в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после.
Обязательства перед третьими лицами
- Как следует из п.п.1.6, 1.7 ч.2 ст.3 Федерального закона № 214-ФЗ у застройщика должны отсутствовать обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, равно как и имущество застройщика не должно использоваться в качестве обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, которые не связаны с осуществлением деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства и созданием многоквартирных домов. Указанная мера также направлена на исключение случаев уменьшения имущества застройщика в результате неисполнения основного обязательства.
- Согласно п.1.4 ч.2 ст.3 Федерального закона № 214-ФЗ застройщиком не должны быть осуществлены выпуск или выдача ценных бумаг, за исключением акций. Указанное положение направлено на получение застройщиком дополнительного дохода и исключение случаев уменьшения капитала застройщика.
- Согласно п.1.3 ч.2 ст.3 Федерального закона № 214-ФЗ у застройщика должны отсутствовать заемные обязательства: обязательства по ссудам, займам, кредитам. Однако законодатель делает одно исключение: целевые кредиты на строительство многоквартирных домов, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством многоквартирных домов или иных объектов недвижимости на основании одного разрешения на строительство.