Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акименко П.А. Уголовная ответственность за нарушения миграционного». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.
Последствия нелегальной миграции
Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:
- ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
- невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
- социальная незащищённость и бесправность;
- риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
- разрушение семей из-за удалённости;
- невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
- депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.
Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:
- неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
- недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
- увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
- увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
- перенаселение некоторых районов;
- увеличение преступности и терроризма;
- рост недовольства коренного населения.
Состав преступления, объективные признаки
Любое общественно опасное деяние, признаваемое виновным и наказуемым, считается преступлением. Однако для его установления необходима фиксация состава, который предполагает совокупность обязательных объективных и субъективных признаков. Комментарий к ст. 322.1 УК РФ, а также Постановления пленума Верховного суда подробно определяют и описывают каждый из необходимых признаков.
Отсутствие одного из обязательных признаков объективной или субъективной составляющей посягательства ведёт к невозможности привлечения лица к ответственности.
Данное правило распространяется также на случаи административного характера действий.
В соответствии с прим. 1 статьи 322 УК РФ, организация нелегальной миграции требует установления таких элементов, как объект и объективная сторона. Первый элемент отражает общественные отношения, на которые преступник осуществляет своё посягательство. Относительно прим. 1 статьи 322 в УК РФ, объектом будут выступать отношения, связанные с порядком управления государства.
Особенности деятельности контрольных органов
Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:
- ФСБ.
- МВД.
- МИД.
- ФСИН.
Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.
Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.
В процессе реализации координационных задач:
- анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
- изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
- разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
- подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
- проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.
Перспективные направления
По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:
- Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
- Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
- Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
- Организацию информационно-аналитической деятельности.
- Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
- Выявление мест скопления иностранцев.
- Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
- Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
- Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.
Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий. Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда. Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.
Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.
Что относится к первому типу:
- Пересечение рубежей государства в местах, не предназначенных для этого, т. е. где отсутствуют КПП и таможенные пункты;
- При пересечении границы используются поддельные, просроченные документы или те, что не принадлежат данному лицу либо для пересечения границы документы не используются в принципе;
- Пересечение границы с надлежащими документами и в соответствующих местах, но с иной целью, чем та, что была указана при заполнении анкеты или при ответе на вопрос работника КПП.
Меры наказания для нелегальных мигрантов
Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.
Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.
Особенности трудовой миграции
Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.
В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.
Международное и зарубежное законодательство в области противодействия нелегальной миграции
В настоящее время в силу произошедших трансформационных процессов на постсоветском пространстве одна из актуальных проблем – вопросы миграции. Дело в том, что данное явление двояко влияет на государственные интересы Российской Федерации. С одной стороны, это позитивное влияние на стабилизацию демографической ситуации в стране. Так, миграционный прирост значительно компенсировал более половины естественной убыли, показатель которой был высок в последнее десятилетие ХХ века. С другой стороны, это избыточное накопление рабочей силы в крупных промышленных центрах страны, что приводит к конфликтам среди «приезжих» и «местных», а также способствует развитию нелегальной миграции. Негативно отражается на государственных интересах страны и так называемый процесс «утечки мозгов», т. е. миграция высококвалифицированных специалистов в западные страны с целью улучшить свои жизненные условия.
В целом слово миграция происходит от латинского migro – перехожу, переселяюсь. В Советском энциклопедическом словаре миграция населения описывается как перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства11. Современные словари дают аналогичное понятие данному термину12.
Научный мир в целом исходит из аналогичных позиций. Так, Л. Л. Рыбаковский выделяет понимание миграции как законченного вида территориального перемещения, завершающегося сменой постоянного места
По мнению С. А. Прудниковой, миграцией является совокупность массовых территориальных перемещений разных групп населения, связанных с этносоциальными и этнополитическими проблемами14. М. Л. Тюркин под миграцией понимает совокупность общественных правоотношений при проектировании и осуществлении территориального перемещения людей, обусловленного их административно-правовым регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, сопровождающимся приобретением ими другого правового положения15.
Таким образом, термин «миграция» представляет собой пространственное перемещение людей, а миграционные процессы стоит понимать как процессы переселения. По мнению Т. Я. Хабриевой, мигрантом может признаваться человек, который совершил пространственное перемещение через границу государственного или территориального образования с целью изменения места жительства (места пребывания) на неопределенный или определенный период времени, в результате чего получил специальное правовое положение16.
Сам по себе это очень сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни. Миграционный процесс можно разделить на виды по признакам пространства и времени. По признакам пространства миграция делится на внешнюю (или международную) и внутреннюю. Внешняя миграция представляет собой переселение населения из одной страны в другую, внутренняя – перемещение населения внутри государства из одного субъекта в другой. По признакам времени можно выделить временную, долгосрочную и миграцию на постоянное место жительства. По роду деятельности – трудовая, образовательная, бизнес-миграция и т. д. Миграция включает в себя две категории мигрантов: въезжающие в страну, т. е. иммигранты, и выезжающие из страны – эмигранты. Нелегально мигрировать могут и ее граждане, поэтому ограничивать субъектный состав миграции только лицами без гражданства и иностранными гражданами нет никаких оснований. Как правило, под выездом из страны не понимают конфликтное явление, а вот иммиграция, напротив, сталкивает интересы местных жителей и мигрантов. По сравнению с эмиграцией иммиграция более конфликтогенна, поэтому ей уделяется больше внимания, учитывая нынешнюю глобализацию с ее масштабами и формами17.
Большинство мигрантов, проживающих на территории России, переселились из-за неблагоприятных экономических и социальных условий в своих странах. Как показывают статистические данные, каждый год число приезжих в нашей стране растет. Такая тенденция требует комплексного изучения вопроса, решение которого будет соответствовать государственным интересам Российской Федерации. Проведенный В. В. Масюком социологический опрос среди сотрудников Федеральной миграционной службы России показал, что основные факторы, влияющие на объемы и характер иммиграционных потоков, направленных на территорию России, – геополитические и социально-экономические18. Наше исследование по данному вопросу показало, что к указанным факторам следует отнести безопасность, в частности, от военных и криминогенных угроз, а также экологический фактор, что подтверждается Концепцией сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в . противодействии незаконной миграции, принятой 16 сентября 2004 г.19 Совет глав государств СНГ определил основные факторы, вызывающие миграцию населения — экономический, политический, этнический, социально-психологический и экологический.
Стоит отметить, что интерес государства к процессу переселения и его регулирования не новое явление, возникшее впоследствии преобразования СССР. Если обратиться к истории, то можно заметить, как неоднократно в России проводилось массовое переселение населения в интересах страны. Потребность в заселении малообжитых территорий Российской империи возникла еще при правлении Петра І. В период правления Екатерины II этот процесс приобрел масштабный характер, что обусловило создание Манифеста от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах»20, закрепляющего основные права иностранцев. Данный документ был издан на четырех языках и разослан во все представительства империи в Западной Европе для издания в местных газетах, тем самым агитируя европейцев на миграцию в Россию21.
Уголовно-правовые нормы противодействия нелегальной миграции опосредованного характера
Таким образом, нами проведен юридический анализ норм, предусмотренных ст. 292.1 УК РФ, ст.ст. 324 – 325 УК и 327 УК РФ, которые оказывают опосредованное уголовно-правовое противодействие нелегальной миграции. Как мы уже отмечали, противодействие нелегальной миграции оказывают не только данные нормы и нормы, непосредственно связанные с нелегальной миграцией (ст.ст. 322 – 322.3 УК РФ), но и множество других норм, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса России. Так, например, нормы, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, также способствуют противодействию нелегальной миграции, подрывая деятельность иностранных преступных групп, действующих на территории России и включающих лиц, находящихся на территории России незаконно. Подводя итог исследованному материалу в рамках данного параграфа, отметим:
Во-первых, в преступность, связанную с нелегальной миграцией, кроме преступлений в сфере нелегальной миграции входят также преступления, сопутствующие и содействующие их совершению (ст. 292.1 УК РФ, ст.ст. 324 – 325 УК РФ и 327 УК РФ). Кроме них в преступность, связанную с нелегальной миграцией, входят преступления, совершенные нелегальными мигрантами и совершенные в отношении них. В целом данные нормы позволяют осуществлять всестороннее уголовно-правовое противодействие преступлениям в сфере нелегальной миграции.
Во-вторых, применение норм, предусмотренных ст.ст. 292.1, 324, 325 и 327 УК РФ, способствует усложнению процесса незаконного пересечения Государственной границы России и процесса легализации нахождения на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Поскольку напрямую данные нормы не противодействуют нелегальной миграции, их следует рассматривать как имеющие опосредованный характер противодействия нелегальной миграции.
В-третьих, родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК РФ, являются общественные отношения, связанные с нормальным осуществлением государственной власти, видовым объектом – общественные отношения, обеспечивающие порядок осуществления государственной власти и государственной службы. Основным непосредственным объектом данного состава преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов власти, органов местного самоуправления, в полномочия которых входит деятельность, связанная с выполнением задач по вопросам оформления гражданства посредством выдачи паспортов гражданина РФ.
Дополнительным непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Предметом преступления являются незаконно выданный паспорт гражданина России и выданные документы, дающие возможность незаконного приобретения гражданства Российской Федерации. Объективная сторона преступления характеризуется действием в виде незаконной выдачи паспорта гражданина РФ и внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства РФ. Субъект преступления – специальный. Им может быть должностное лицо либо государственный служащий, либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. В-четвертых, в формулировках ст. 292.1 УК РФ «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации» необходимо использовать вместо словосочетания «выдача паспорта» словосочетание «оформление и выдача паспорта», что более точно отражает сущность преступного деяния.
В-пятых, в целях оптимизации нормы для облегчения толкования нормы и правоприменительной практики необходимо разделить преступные действия, связанные с незаконной выдачей паспорта и внесением заведомо ложных сведений в документы, на разные части ст. 291.1 УК РФ.
В-шестых, преступления, предусмотренные ст.ст. 324 – 325 УК РФ и 327 УК РФ, характеризуются определенным единством и образуют группу преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере установленного порядка обращения официальных документов. Различие в непосредственных объектах объясняются в разнице природы тех официальных документов, на которые посягают деяния. Для преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград», предметом является официальный документ либо государственная награда Российской Федерации, РСФСР или СССР. Для преступления, предусмотренного ст. 325 УК РФ «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия», предметами являются документы, штампы, печати либо акцизные марки, специальные марки и знаки соответствия. Для ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» предметом являются поддельные документы, государственные награды, штампы, печати, бланки. Объективные стороны рассматриваемых преступлений также имеют некоторые различия.
Неконтролируемая нелегальная иммиграция опасна по ряду причин:
- Снижение оплаты труда, так как нелегальные мигранты демпингуют цены на трудовые ресурсы.
- Неквалифицированные рабочие снижают общий уровень качества производимой продукции и оказываемых услуг. Это может привести к экономическому коллапсу страны.
- Мигранты привозят с собой различные религиозные и культурные обычаи, что может приводить к росту межэтнической напряжённости.
- Ухудшение эпидемической обстановки из-за условий жизни и труда нелегальных иммигрантов.
- Социальные проблемы местного населения, связанные с увеличением роста нелегалов.
Эти проблемы могут стать довольно существенными, а решить их будет не просто.
Понятие незаконной миграции
Миграционные процессы во многом определяют картину современного мира. Некоторые государства фактически обязаны своим возникновением на политической карте мира именно миграционным процессам. Наиболее развитые страны — Соединённые Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика были созданы именно иммигрантами.
Но миграционные процессы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социальную и экономическую ситуацию в определённом государстве.
Миграция бывает законной и незаконной. Первая осуществляется на легальных основаниях с наличием соответствующих документов, регламентируется межгосударственными договорами, соглашениями и т. п., она контролируема и прогнозируема. Миграция же незаконная часто является фактором практически неконтролируемым.
Незаконной (нелегальной) миграцией называется миграционный процесс, осуществляемый с нарушением соответствующего законодательства государства.
Ответственность за организацию нелегальной миграции
Практически во всех странах организация нелегальной миграции относится к уголовно наказуемым деяниям. В качестве санкции обычно предусмотрено лишение свободы, иногда срок может составлять десять и более лет.
В контексте рассматриваемой темы следует определиться с тем, что же, с точки зрения права, представляет собой организация и содействие нелегальной миграции. К уголовной ответственности лицо может быть привлечено, если оно занималось организацией незаконного пересечения границы государства и дальнейшего незаконного нахождения мигрантов на территории определённого государства. Наказание понесут также и те, кто организовывал транзит нелегалов через территорию страны.
Законом предусмотрено, что организатором будет считаться человек, занимавшийся планированием, подбором участников, а также непосредственным руководством нелегальной миграции.
В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность и за содействие нелегальной миграции. Лица, в отношении которых может быть открыто уголовное производство, в данном случае могут быть помощниками организаторов, отвечать за логистику, размещение мигрантов и т. д. То есть, выполнять вспомогательные функции.
Ответственность за организацию нелегальной миграции в России предусмотрена Статьёй 322.1 УК РФ. Максимальная санкция статьи предусматривает до семи лет лишения свободы и штраф до полумиллиона рублей.
Под миграцией понимается совокупность перемещений населения с изменениями мест жительства. Мигрант – это гражданин, который переезжает на новое место проживания (временное или постоянное).
Если он въезжает на территорию другого государства, он определяется как иммигрант. Мигрант, которые выезжает с территории страны, – это эмигрант.
Основные нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу миграции в России:
- гл.18 КоАП РФ — там содержится перечень правонарушений в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранцев в России;
- ФЗ №114 от 15.08.1996 г. — там указан порядок въезда в Россию и выезда из нее;
- ФЗ №115 от 25.07.2002 — трактует положение иностранцев в РФ с правовой точки зрения;
- Постановление Правительства РФ №711 от 13.07.2012 — там перечислены отдельные положения по работе Федеральной миграционной службы (ФМС);
- Постановление Правительства РФ №413 от 16.08.2004 — содержит нормы о миграционной карте и т.д.
Уголовная ответственность
Нарушение | Максимальное наказание |
Прибытие на территорию страны без разрешающих въезд документов, с недействительным или просроченным разрешением, визой, приглашением | Взыскание 200 000 рублей либо штрафа, равного доходу лица за 1,5 года |
2 года исправительных работ | |
2 года заключения | |
Въезд в страну человека, изначально понимающего, что он не вправе пересекать границу государства | Санкции в 300 000 рублей |
4 года работ | |
4 года заключения | |
В случае, если перечисленные выше действия совершают несколько лиц с применением насилия | Тюремное заключение на 6 лет |
Нелегальное проведение в пределы РФ иностранного лица, организация его проживания или провоз на территорию другой страны через Россию | 5 лет лишения свободы и 2 года условного срока |
Нелегальный ввоз группы иностранных лиц, организация их проживания или провоз на территорию другой страны через Россию, в том числе для преступной деятельности | 7 лет тюрьмы 2 года условного срока штраф 500 000 рублей или в размере дохода лиц за 36 месяцев |
Незаконное оформление нерезидента по адресу проживания в России Или незаконная временная прописка гражданина РФ за рубежом |
500 000 рублей или сумма заработка лица за 3 года |
3 года тюрьмы, 3 года запрета на работу в указанных судом позициях | |
Нелегальная постановка на учет нерезидента по адресу проживания в России | 100 000 рублей или сумма дохода за 3 года |
3 года обязательного труда, запрет наниматься на некоторые виды работы | |
3 года заключения запрет наниматься на некоторые виды работы |
Читайте, вопросы которые решает международная организация по миграции. Как переехать в Испанию на ПМЖ из России? Подробнее тут.
Особенности трудовой миграции
Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.
В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.