Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какой счет отнести пени и штрафы по налогам в 1С 8.3». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существуют два способа, позволяющие оперативно провести начисление штрафов в ПФР и другие органы (проводки) или же пеней. Это ручная операция или применение документа «Начисление пеней».
Способы начисления штрафов и пеней в программе 1С 8.3
Если говорить о начислении штрафа за несвоевременную сдачу отчётности проводки и пеней по налогам, то тут необходимо выполнить всё вручную. Алгоритм действий простой. В меню программы необходимо зайти во вкладку «Операции», в ней найти «Бухгалтерский учёт», а после выбрать пункт «Операции, введённые вручную». После потребуется создать и правильно заполнить документ:
- указать необходимые данные — название организации, дату проводки;
- выбрать счёт — 99.01.1 или 91.02 (дебет), в случае же кредита — тот, по которому начисляют пеню;
- ввести по форме аналитику и сумму операции;
- в специальном поле расшифровать суть операции.
После всех манипуляций нужно нажать на кнопку «Записать и закрыть». В случае начисления пени счёт выбирается в зависимости от того, по какому из налогов — налог на прибыль, НДС, НДФЛ, другие — есть задолженность. Процентная ставка пени разнится. Для юрлица она зависит от срока просрочки — за 30 календарных дней она составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а уже начиная с 31-го дня — 1/150 ставки. А вот физлицам и ИП выставлена другая процентная ставка на все случаи — 1/300.
Автоматическое начисление пеней потребует использования документа, который так и называется в программе — «Начисление пеней». Этот документ легко отыскать в меню. Сначала нужно зайти во вкладку «Продажи», а после выбрать «Расчёты с контрагентами» и непосредственно «Начисление пеней». В документ нужно внести все данные, включая ставку, период расчёта. Также важно и то, что правильный счёт для такой операции — 76.02 («Расчёты по претензиям»). Печатная форма — заключительный этап работы.
Важно: формула расчёта пени стандартная: сумма долга * количество дней просрочки * ставка пени = 5000 * 7 * 0,05% = 17,5 рублей.
Проводка неустойки при закупке услуг
Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
Пени и штрафы по налогам: проводки
Основные записи, оформляющие учет штрафов в бухгалтерском учете, представлены в таблице:
Операция |
Д/т |
К/т |
Начисление штрафа, пени по налогу |
99 |
68 |
Сумма штрафа, пени перечислена в ИФНС |
68 |
51 |
Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете
Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.
Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.
Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.
Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.
На сегодняшний день порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам и сборам и иным аналогичным платежам не урегулирован нормативными правовыми актами. Это означает, что организация должна разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике.
К сведению. Это утверждение следует из формулировки п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» . Напомним: согласно этой норме при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Также напомним, что в силу ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Рекомендация Р-64/2015 (как и другие рекомендации БМЦ) не является нормативным документом и применяется на добровольной основе. Вместе с тем высказанная в Рекомендации позиция представляет собой формализованное профессиональное суждение членов фонда, основанное на экспертной оценке практики применения бухгалтерского законодательства, международных стандартов финансовой отчетности и профессиональном опыте членов фонда. Иными словами, изложенная в документе позиция полностью соответствует положениям п. 7 ПБУ 1/2008, что позволяет закрепить в учетной политике организации сформулированные в Рекомендации Р-64/2015 правила отражения сумм фискальных санкций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Кратко точка зрения авторитетных методологов может быть представлена следующим образом.
Правонарушение по неполной уплате или общей неуплате налога совершено впервые
Ответ на вопрос, является ли смягчающим обстоятельством тот факт, что налогоплательщик впервые не уплатил налог или уплатил его в меньшем размере, также неоднозначен.
В одном случае суды считают, что если налоговое правонарушение совершено впервые, то его можно считать смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за неполную уплату или неуплату налога. Такие аргументы содержатся, в частности, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8342/2016 по делу № А72-1808/2015, ФАС Поволжского округа от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013 и ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу № А32-26775/2011.
В другом случае арбитры убеждены, что налоговое нарушение таковым является даже в том случае, если оно совершено впервые. Налоговый кодекс РФ в пп. 3 п. 1 ст. 112 не называет такие случаи в перечне смягчающих обстоятельств при неуплате налогов.
Эти доводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А78-7098/2011 (определением ВАС РФ от 13.11.2012 № ВАС-14171/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу № А55-25957/2010.
Типичные проводки по начислению и уплате штрафов и пени по налогам
Счет Дт | Счет Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 99 | ||||
99-1 | 68-4 (68-2, 68-1) | 19 000,00 | Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) | Бух. справка |
99-2 | 68-4 (68-2, 68-1) | 574,75 | Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня | Бух. справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 19 574,75 | Оплата начисленного штрафа и пени по налогу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 91 | ||||
91 | 68-4 (68-2, 68-1) | 574,75 | Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня | Бух. справка |
99-1 | 68-4 (68-2, 68-1) | 19 000,00 | Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) | Бух. справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 19 574,75 | Оплата начисленного штрафа и пени по налогу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 99 | ||||
99-1 | 69 | 8 000,00 | Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) | Бух. справка |
99-2 | 69 | 275,00 | Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней | Бух. справка |
69 | 51 | 8 275,00 | Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу | Плат. поручение |
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 91 | ||||
91 | 69 | 275,00 | Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней | Бух. справка |
99-1 | 69 | 8 000,00 | Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) | Бух. справка |
69 | 51 | 8 275,00 | Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу | Плат. поручение |
Наложение штрафа, выявленного при проверке | ||||
99 | 76 | 30 000,00 | Начисление административного штрафа за неприменение ККТ при наличных расчетах | Протокол |
76 | 51 | 30 000,00 | Оплата административного штрафа | Плат. поручение |
Доначисление налогов и социальных взносов, уплата налогов и пени | ||||
99 | 68-4 | 10 000,00 | Доначисление налога на прибыль | Бух. справка |
90 (91) | 68-2 | 25 000,00 | Доначисление заниженного НДС | Бух. справка |
20 (26, 44, 91) | 69 | 30 000,00 | Доначисление страхового взноса | Бух. справка |
91 (20, 26) | 68 | 15 000,00 | Доначисление налога на имущество, земельного, транспортного налога | Бух. справка |
Если НДС не восстановлен | ||||
19 | 68-2 | 25 000,00 | Доначисление заниженного НДС | Бух. справка |
91 | 19 | 25 000,00 | Включение восстановленного НДС в состав расходов | Бух. справка |
Ошибочно принят входной НДС (отчетность не подписана) | ||||
68 | 19 | 47 000,00 | Доначисление НДС | Бух. справка |
20 (26, 44, 90, 91) | 19 | 47 000,00 | Списание входного НДС на затраты | Бух. справка |
01 (04, 10, 41) | 19 | 47 000,00 | Включение входного НДС в стоимость объекта | Бух. справка |
20 (26, 44) | 02 (05) | 7 000,00 | Доначисление амортизации на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
Ошибочно принят входной НДС (отчетность подписана) | ||||
19 | 68 | 4 700,00 | Доначисление НДС | Бух. справка |
91 | 19 | 4 700,00 | Списание входного НДС на затраты | Бух. справка |
01 (04, 10, 41) | 19 | 4 700,00 | Включение входного НДС в стоимость объекта | Бух. справка |
20 (26, 44) | 02 (05) | 700,00 | Доначисление амортизации за текущий год на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
91 | 02 (05) | 320,00 | Доначисление амортизация за прошедший год на сумму входного НДС | Амор. ведомость |
Если организация собирается оспорить решение по проверке
В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?
Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.
Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).
Начисление сумм пеней
ИФНС самостоятельно производят их расчет, организациям нет нужды тратить свое время на определение величины. Но необходимо знать, за что вам выписали наказание, каким образом посчитали и какими бухгалтерскими проводками они оформляются. Таким образом, отслеживается правильность выставленного требования и определяются дополнительные траты, если пропущен период выплаты. Также возможно выставление штрафов по налогам. Об этом мы поговорим ниже.
Как было отмечено, пени начисляются на каждый день нарушения срока. Соответственно, чем дольше не погашается основной долг, тем больший штраф вам выставят.
Формула:
Сумма неустойки = ключевая ставка ЦБ/300 х долг х количество дней просрочки
Ключевая ставка устанавливается ЦБ РФ и меняется в зависимости от финансово-экономической ситуации в стране. Нас интересует действующая на момент просрочки. Сегодня установленный уровень равняется 8,5%.
Начисление пеней на неуплаченный долг начинают со следующего дня после окончания периода выплаты.
Существует два варианта окончания начисления:
- Неустойку не выставляют за день погашения основного долга. К примеру, вы обязаны выплатить задолженность 15 числа, а сделали это только 18. Таким образом, пени рассчитают за два дня: 16 и 17. Это вариант Министерства финансов, который оно озвучивает в своем письме от 5 июля 2016 года.
- Неустойка начисляется и выплачивается за день, в который сумма обязательств была погашена. Это говорят налоговые органы в своих разъяснениях от 28 декабря 2009 года.
Давайте разберем расчет пени по налогам на примере.
Компания «Ромашки» должна уплатить аванс по упрощенной системе налогообложения за 3 квартал 2017 г. до 25.10.2017 года в сумме 30 000 рублей. Но сделала это только 2 ноября. Итого: 7 дней просрочки, на восьмой обязательство было погашено. Мы знаем, что с 18.09 размер ключевой ставки составляет 8,5%, и можем рассчитать два варианта:
- 8,5%/300 х 30 000 х 7 = 59,5 рубля.
- 8,5%/300 х 30 000 х 8 = 68 рублей.
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
- Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
- Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).
Важно! КонсультантПлюс предупреждает Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда… Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Понятие и бухгалтерский учет
Согласно действующему налоговому законодательству, под пенями понимаются платежи, которые учреждение должно погасить в качестве обеспечения в случае наступления просрочки уплаты по своим обязательствам (п. 1 ст. 72 НК РФ). Такая неустойка начисляется, если организация нарушила срок оплаты налогового (в том числе и авансового) платежа, взноса, сбора (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Санкции начисляются за каждый календарный день просроченного платежа. Момент начала — день, следующий за законодательно установленным сроком перечисления. Расчет ведется за весь период просрочки, включая дату погашения. Неустойки образовываются и за нарушенный порядок оплаты за поставленный товар, выполненные работы или оказанные услуги, предусмотренный договорными отношениями.
Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
- решения по результатам проведенной проверки;
- требования об уплате налогов (взносов).
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который План счетов бухучета рекомендует на счете 99. Однако не будет нарушением и использование для этой цели счета 91 (допускающего расширение перечня перечисленных в Плане счетов бухучета прочих расходов) при условии отделения их в аналитике от штрафных санкций, начисляемых в пользу контрагентов. Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.
Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
- Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
- Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.
Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.
Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:
- в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
- при несоблюдении требований налогового законодательства.
И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:
- по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
- по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).
Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).
Учет штрафов по налогам в бухучете
При отражении пени в учете возникает вопрос, можно ли учесть их в составе расходов. Ведь, по сути, при перечислении этих сумм организация несет затраты. Согласно ПБУ 10/99 они признаются прочими расходами в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов 68 и 69. В налоговом учете эти расходы не могут быть признаны. Другими словами, эти штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.
Мнение о том, что суммы перечисленных пеней нужно отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту 68 и 69, получило широкое распространение в бухгалтерской практике. Если учитывать пени именно по этому счету, возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО), что усложняет учет.
Основным аргументом для отражения пени по 91 счету является определение санкций в Налоговом Кодексе, в котором фигурирует понятие «штраф». А на 99 счете можно отразить именно налоговые санкции. В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию.
Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах. В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы. Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации.
Учет штрафов по налогам в бухучете
При отражении пени в учете возникает вопрос, можно ли учесть их в составе расходов. Ведь, по сути, при перечислении этих сумм организация несет затраты.
Согласно ПБУ 10/99 они признаются прочими расходами в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов 68 и 69. В налоговом учете эти расходы не могут быть признаны.
Другими словами, эти штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.
Мнение о том, что суммы перечисленных пеней нужно отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту 68 и 69, получило широкое распространение в бухгалтерской практике. Если учитывать пени именно по этому счету, возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО), что усложняет учет.
Основным аргументом для отражения пени по 91 счету является определение санкций в Налоговом Кодексе, в котором фигурирует понятие «штраф». А на 99 счете можно отразить именно налоговые санкции. В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию.
Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах.
В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы. Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации.
Должен ли бухгалтер самостоятельно начислять пени и штрафы, если имеется задолженность по срокам сдачи отчетности и по уплате налогов, сборов и страховых взносов?
Действующее законодательство не обязывает налогоплательщика самостоятельно исчислять суммы штрафа за несвоевременное предоставление налоговой отчетности.
Дела о налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ), выявленных вне рамок налоговых проверок в ходе иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ (п. 2 ст. 100.1 НК РФ).
При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик оплачивает штраф за несвоевременное предоставление налоговой отчетности в налоговый орган только на основании акта, полученного из налогового органа.
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет:
- взыскание штрафа в размере 5 % от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ);
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей (ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» устанавливает ответственность плательщика страховых взносов за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в виде штрафа:
- в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ);
- в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (за непредставление отчета в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления такого расчета).
Аналогичная норма установлена статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В отличие от штрафа, пени следует начислять и уплачивать самостоятельно, не дожидаясь, пока налоговые органы взыщут их в принудительном порядке.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить денежную сумму — пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Понятие пени, в чём отличие от штрафа
Перед тем как начинать обсуждение проводок и нюансов бухгалтерского и налогового учёта пеней, важно понять их смысловую нагрузку. Пени (пеня), согласно пункту 1 статьи 175 Налогового Кодекса РФ, это некоторая сумма денежных средств, которую организация-налогоплательщик обязана оплатить, помимо сумм самого налога. Пеня – это санкция за просроченный платёж по обязательствам (уплата налога, сбора, авансового платежа) перед бюджетом РФ.
В налоговом законодательстве России существует разделение понятий пени и штрафа. Если пеня имеет смысл «наказания» за несвоевременность выплаты по обязательствам, то штраф – это также вид наказания, однако более серьёзный, это санкция за налоговое правонарушение, согласно статье 114 Налогового кодекса РФ. Оба вышеназванных «наказания» относятся к разряду налоговых санкций с точки зрения целей бухгалтерского учёта.
Важный момент: пеня начисляется за каждый календарный день просрочки внесения денежных средств в бюджет в счёт погашения обязательств по налогам и сборам, причём дни просрочки считаются с момента дня, следующего за днём уплаты налога или сбора по день погашения обязательства (включительно).