Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о такси: что не так и в чем суть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из опубликованного документа следует, что сервисы заказа такси будут нести ответственность за передачу заказа перевозчику без соответствующего разрешения — в случае, если пассажиру или его имуществу был причинен вред во время поездки на такси. Предполагается, что ответственность будет солидарной с ответственностью перевозчика.
Регулирование для агрегаторов и самозанятых
Что касается других требований к агрегаторам такси, то Минтранс предлагает обязать их создавать представительства или филиалы в регионах, где количество такси, используемых для выполнения заказов, превышает 5 тыс. в сутки.
Также законопроект предусматривает возможность заключения договора между самозанятыми и агрегаторами такси. Сейчас такая опция для них невозможна без дополнительной регистрации ИП или юрлица.
Самозанятые должны проходить медосмотры до и после выхода на смену, а также осуществлять техосмотр автомобиля. Агрегаторам же необходимо проводить ежедневную проверку актуальности разрешений партнеров на перевозку пассажиров и их автомобилей в регионах РФ, а также проводить мониторинг усталости водителей с помощью специального софта.
Кроме того, в проекте отмечается, что тарифы на перевозку пассажиров разрабатываются перевозчиками, если они не прописаны в договорах с агрегаторами.
В то же время города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — и граничащие с ними регионы могут устанавливать минимальный тариф на перевозку и максимально возможное количество легковых такси для оптимизации нагрузки на дорогах.
В пресс-службе «Ситимобил» сообщили «Интерфаксу», что отраслевые игроки не принимали участие в подготовке законопроекта. «Мы убеждены, что принятие нового законопроекта не должно проходить без учета замечаний и позиций участников отрасли», — добавили в компании, отметив, что не могут комментировать положения документа, не изучив его до конца.
«Мы изучаем представленный законопроект. Рынок такси давно нуждается в обновленном регулировании, которое будет отвечать текущей ситуации в отрасли и учитывать интересы всех сторон», — сказали «Интерфаксу» в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Штраф за использование автомобиля с шашками
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2023 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Как работает лицензия на такси для водителей?
Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.
Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:
- доверие со стороны клиентов;
- возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
- защита от контролирующих органов.
В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:
- знание водителем русского языка;
- гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
- безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
- прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
- возврат вещей, забытых в машине после поездки.
Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.
Запрет на перевозку лишних пассажиров
Рассмотрим пункт 22.8 правил дорожного движения:
22.8. Запрещается перевозить людей:
Чтобы понять, сколько людей вмещает автомобиль, нужно обратиться к его технической характеристике. В этом документе должно быть указано, сколько пассажиров можно перевозить в транспортном средстве. Обычно эта информация указывается в разделе «Кузов». Например, запись «5-местный» означает, что в автомобиле могут ехать 4 пассажира и 1 водитель. Большинство легковых автомобилей являются именно 5-местными. Однако бывают и другие варианты.
В легковых автомобилях максимальное количество людей в салоне обычно соответствует количеству мест для сидения. Что касается автобусов (в том числе маршрутных такси), то в них могут быть предусмотрены в том числе и стоячие места.
Рассмотрим пункт 22.3 ПДД:
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
В этом пункте перечислены несколько ситуаций, в которых каждому пассажиру должно быть предоставлено индивидуальное место:
В остальных случаях в автобусе можно перевозить в том числе и стоящих пассажиров. Однако их количество также не должно превышать значение, указанное в технической характеристике данного автобуса.
Утверждённые поправки для такси в России:
1. Новые правила перевозки пассажиров в такси с 1 января 2021 г.
01 января 2021 года вступили в силу новые правила перевозки пассажиров в такси, утверждённые Постановлением Правительства от 1 октября 2020 года № 1586. Наиболее важными пунктами новых правил являются:
- до подачи автомобиля такси клиенту должны сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;
после поездки водитель должен выдать клиенту чек (бумажный или электронный); - клиенты могут сами определять маршрут движения (если клиент не высказал пожеланий, водитель должен выбрать кратчайший или быстрейший маршрут);
автомобиль такси должен быть оснащён опознавательным оранжевым фонарём на крыше; - на кузове автомобиля такси должна быть цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- на передней панели автомобиля справа от водителя должна быть расположена информация о наименовании и контактах организации, данные о номере и сроке действия лицензии, а также тарифы на проезд.
Требования закона при перевозке пассажиров в такси
Права и обязанности водителей и пассажиров такси были четко определены в нормативных актах бывшего Советского союза. Более подробно правила вписаны и в современное законодательство РФ. Несмотря на это, многие автомобилисты, в частности те, кто ранее не работали в таксопарках советского периода, практически не знают своих прав и обязанностей. Также и пассажиры нарушают регламент, выясняя нетактичное поведение водителей и другие нарушения через диспетчерские службы. Администрация налагает штрафы за обоснованные и необоснованные жалобы пассажиров, которые являются следствием незнания своих прав и обязанностей обеими сторонами: как клиентами, так и таксистами.
На сегодняшний день правила перевозки пассажиров в такси регламентируются Постановлением правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, основная задача таксомоторной транспортной службы – обеспечить комфортабельный и безопасный проезд пассажиров, а также багажа, за определенную плату. Водитель ТС может осуществлять перевозку только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Помимо этого, при себе гражданин должен иметь: страховой полис ОСАГО, ПТС на авто и диагностическую карту, подтверждающую исправность автомобиля.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОТКРЫТИЯ
В соответствии с положениями статьи 8 закона № 294-ФЗ организация обязана уведомить муниципальный орган, осуществляющий регулирование в сфере транспорта, о начале работы в сфере перевозки пассажиров.
Организация или ИП обязан получить лицензию на перевозку пассажиров машинами, количество мест для пассажиров в которых больше 8.
Для получения разрешения на работу необходимо:
- иметь помещение и оборудование, необходимо для обслуживания и ремонта маршрутных такси (или действующего договора со сторонней организацией, оказывающей описанные услуги);
- заключить договоры с водителями, обладающими водительским удостоверением соответствующей категории и стажем вождения (не менее 3-х лет);
- получить лицензию на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых осмотров водителей или заключить договор со сторонней организацией на оказание услуг;
- приобрести или взять в аренду автомобили, конструкция которых позволяет перевозить пассажиров по заданному маршруту;
- оборудовать транспорт тахографами;
- оснастить машины ГЛОНАСС/GPS.
В каких случаях считается, что в машине лишний пассажир
Если в машине больше 5 человек, то для обычной легковушки это нарушение правил. По ПДД (пункт 22.8) разрешается провозить количество людей, которое предусмотрено техническими характеристиками транспортного средства. Для стандартного легкового автомобиля – это пять человек, включая водителя.
К грузовым автомобилям предъявляются еще более строгие требования, так как нарушения грозят более серьезными последствиями и могут привести к гибели большого числа людей на дороге. Перевозить пассажиров можно в кабине с учетом числа посадочных мест. Посадить людей в кузов допускается только в том случае, если соблюдаются требования п. 22 ПДД. В противном случае штраф составит 1000 рублей (ст. 12.23 КоАП РФ, ч. 2). Сумма фиксированная и не меняется в зависимости от числа пассажиров.
Водитель, перевозящий людей в кузове грузовика, не будет оштрафован, если соблюдаются все следующие условия (п. 22 ПДД):
находящийся за рулем имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «C» или «C1» минимум в течение 3 лет;
при перевозке 8-16 человек (включая пассажиров в кабине) необходимо водительское удостоверение на право управления ТС категории «D» или «D1»;
в случае перевозки более 16 человек требуется наличие категории «D»;
число перевозимых людей не может превышать количество сидений;
машина должна быть исправна;
грузовик с бортовой платформой должен быть оборудован сиденьями, установленными на высоте 30-50 см от пола и минимум 30 см от верхнего края борта.
сиденья, размещенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь надежные спинки;
перевозка детей в кузове запрещена.
Какой штраф предусмотрен за лишнего пассажира
Водители такси всегда опасались посадить в салон людей больше, чем разрешено техпаспортом автомобиля, ведь предусмотрен штраф за лишнего пассажира. Другие любители четырехколесного транспорта избегали перегрузки авто по причинам бережливости и здравого смысла: перевозка людей сверх нормы отразится на личном бюджете нарушителя из-за досрочной замены элементов ходовой части машины — амортизаторов, стоек и лонжеронов.
За последнее время внимание автоинспекторов к вопросам перегруза автомобилей усилилось, чему есть логическое объяснение. Это безопасность движения: избыточная масса транспортного средства приводит к нарушениям балансировки, и в нестандартной ситуации это грозит разрушением отдельного узла, а в конечном счете — аварией. По причине возможных тяжелых последствий от дорожных происшествий размер штрафов постоянно повышается, и полезно знать его величину на сегодняшний день.
Права и обязанности пассажира
У пассажиров такси также есть свои права и обязанности, за несоблюдение которых водитель может высадить граждан из такси.
Пассажиры такси вправе:
- звонить в диспетчерскую службу в любое время дня и суток, согласно графику работы;
- требовать безопасности во время проезда (просить водителя сбавить скорость, если он нарушил ПДД);
- требовать соблюдения маршрута;
- взыскать компенсацию в следствие причинения вреда здоровью или имуществу.
Пассажир ТС обязан:
- пристегнуть ремень безопасности;
- при посадке и высадке использовать двери с правой стороны;
- четко указывать адрес места жительства и конечный пункт прибытия;
- оплатить проезд, согласно расценкам службы такси.
- Отвлекать водителя во время исполнения трудовых обязанностей;
- Громко разговаривать в салоне;
- Курить или употреблять спиртные напитки;
- Открывать окна авто без разрешения.
Исправление неточностей в правилах дорожного движения
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне , повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
Поскольку в конце 2010 года термин обгон был изменен таким образом, что обгон по трамвайным путям попутного направления стал физически невозможным, пункт 9.6 правил также обновлен. Напомню, что ранее по поводу этого пункта уже выходило разъяснение верховного суда РФ, которое рассмотрено в статье » «.
В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.
Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.
Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.
Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2019 год.
Как происходит ценообразование
Оплату услуг легкового такси может проводиться по одной из следующих схем, закрепленных правилами работы компании:
- по таксометру. Если стоимость услуг определяется таксометром, то приборами должны быть оборудованы все автомашины, принадлежащие организации или ИП. Таксометр включается после в режим стоянки после прибытия автомашины на место отправления. Далее необходимо переключить прибор в режим «движение»;
Таксометр самостоятельно рассчитает пройденный километраж и определит стоимость поездки, увеличив полученный результат на заданный тариф. Чаще всего к таксометру подключаются кассовые аппараты, которые после получения результата о стоимости выдают клиенту чек.
- по тарифам. Если автомобили не оборудованы таксометрами, то плата за проезд может взиматься на основании тарифов, разработанных специалистами компании.
Оплата за предоставление услуги легкового такси может взиматься:
- до начала поездки, если это условие предусмотрено договором. Например, предварительная оплата имеет место быть при перевозке престарелых или несовершеннолетних детей без сопровождения;
- после прибытия в пункт назначения (используется в большинстве случаев).
Плата за проезд может взиматься:
- наличными деньгами. При таком способе оплаты водитель обязан иметь некоторую сумму для размена и выдачи сдачи;
- через терминал. Оплата банковской картой услуг такси в настоящее время не является распространенной, но некоторые организации уже предоставляют такую услугу.
В подтверждение оплаты пассажиру выдается:
- кассовый чек, если автомашина оборудована кассовым аппаратом. Правила Дорожного Движения? На чеке указывается дата и время поездки, пройденное расстояние, тарифы компании, сумма к оплате, способ проведения оплаты;
- квитанция.
На квитанции указывается:
- название документа, серия и номер (на оригинальных квитанциях эти данные отпечатываются в типографии);
- название компании, предоставляющей услуги, а так же контактная информация об организации;
- дата выдачи документа;
- стоимость предоставленных услуг (цена поездки указывается цифрами и прописными буквами);
- ФИО и подпись водителя, выдавшего квитанцию.
Для пассажирских автоперевозчиков наиболее приемлемым видом налогообложения является ЕНВД, фактическим критерием, при начислении которого выступает количество посадочных мест. Определяется оно на каждую маршрутку по техпаспорту за исключением места водителя и кондуктора, если таковое предусмотрено. Если в ПТС данная информация отсутствует, решение принимает территориальный орган технического надзора за пассажирским транспортом.
Применение налога на вмененный доход не является обязательным для маршрутчиков и при желании можно остановиться на упрощенной системе налогообложения.
О том, как сейчас происходит контроль за выполнением правил перевозки пассажиров маршрутным такси, расскажет данный видеосюжет:
Такси это очень удобный сервис для перевозки людей. Но при этом мало кто знает, каким именно требованиям должен отвечать автомобиль и водитель такси. А ведь это важно, потому что именно от этого зависит безопасность пассажиров во время поездки.