Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 7. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под юридическим лицом (ЮЛ) понимают организацию, имеющую следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответственность имуществом по своим обязательствам; самостоятельное выступление в гражданском обороте (приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс или смету, и быть зарегистрировано в качестве ЮЛ.
Понятие юридического лица
1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.
Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. 48–123.28). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).
Коммерческие организации
1. Общие положения о коммерческих организациях.
1.1. Коммерческие организации в ряду прочих искусственных субъектов гражданского оборота являются наиболее распространенными и, пожалуй, главными его участниками и «потребителями» правил о юридических лицах. Участие в гражданском обороте для коммерческих организаций является главной целью и смыслом существования, в отличие от некоммерческих организаций, для которых это скорее необходимость.
1.2. Определение юридического лица как коммерческой организации является исключительной прерогативой законодателя, т.е. юридическое лицо является коммерческой организацией не в силу волеизъявления ее участников, независимо от формы его выражения (например, указания в уставе или принятом единогласно решении), но в силу прямого указания закона.
Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:
1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);
2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);
3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е. выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;
4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.
Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст. 2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.
Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
Наряду с общими способами защиты гражданских прав, перечисленными в ст. 12 ГК, для некоторых видов нематериальных благ гражданское законодательство предусматривает и специальные способы их защиты. Так, специальные способы установлены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц (ст. 152 ГК), для защиты права на имя (ст. 19 ГК), защиты интеллектуальной собственности (часть четвертая ГК) и др. При этом следует иметь в виду, что зачастую для защиты нематериальных благ используются как общие, так и специальные способы защиты, поскольку субъект права может выбрать один или одновременно использовать несколько способов защиты.
Как правило, способы защиты нематериальных гражданских прав в различных своих комбинациях направлены на охрану имущественной сферы, неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ управомоченного лица. В отличие от защиты имущественных прав, которые могут осуществляться всеми способами, указанными в законе, защита личных неимущественных прав имеет свою специфику. Согласно п. 2 ст. 150 ГК нематериальные блага защищаются настоящим Кодексом и другими законами в предусмотренных ими случаях и порядке, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Достаточно распространенными способами защиты нематериальных благ выступают следующие общие способы:
– признание права (например, признание за гражданином права на созданное им изобретение);
– восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, опровержение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица, тем же способом, которым они были распространены);
– пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет опубликования произведения, содержащего подробности личной жизни гражданина без согласия последнего);
– возмещение убытков (например, при защите чести, достоинства или деловой репутации лица);
– компенсация морального вреда. При этом согласно ст. 151 ГК под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При определении размеров компенсации такого вреда, суд наряду с обстоятельствами, имеющими значение для дела, принимает во внимание степень вины нарушителя, а также степень физических и нравственных страданий.
Слайд 15: 1.7. Реорганизация юридических лиц и ее виды ( ст. 57 ГК РФ )
Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) другим лицам. Правопреемство в данном случае является универсальным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации. Реорганизацию юридического лица допустимо рассматривать как разновидность одновременно двух процедур: с одной стороны, реорганизация является одной из возможных форм создания нового юридического лица; с другой стороны, в результате реорганизации прекращает свою деятельность уже существующее (существующие) юридическое лицо (лица).
Влияние на правовую модель общества с ограниченной ответственностью оказала высокоразвитая законодательная база стран континентальной и англосаксонской систем права. Заслуживающие внимание нормы содержатся в законодательстве Франции, Германии, США.
Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1890 г. в Германии. В дальнейшем данный вид корпораций был заимствован Австрией, где правовое регулирование соответствующих отношений почти полностью совпадало с нормотворческой практикой Германии. В начале XX века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах Западной Европы.
В настоящее время общества с ограниченной ответственностью действуют во многих развитых странах, но наиболее широкое распространение они получили в государствах континентальной Европы. В Германии действует закон об обществах с ограниченной ответственностью от 4.07.1980г.; во Франции этому виду корпораций посвящен специальный раздел закона о торговых товариществах 1966 г.; В Швейцарии такие общества регулируются отдельными нормами Обязательственного закона. При чем нормы, установленные в Германском законе об обществах с ограниченной ответственностью, оказывают заметное влияние на законодательство и практику других стран.
В настоящее время система законодательства России об ООО имеет пирамидальный характер.
Гражданский кодекс РФ определяет конструкцию ООО и предусматривает минимальные гарантии прав участников и кредиторов общества, регулирует порядок образования, реорганизации, ликвидации ООО и т.д. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», построенный на основе норм ГК РФ, в свою очередь, развивает и детализирует его положения. Он определяет в соответствии с ГК РФ порядок создания и правовое положение ООО, права и обязанности их участников, а также обеспечивает защиту их прав и интересов.
Представляется не совсем корректной позиция некоторых авторов, делающих вывод, что принятие специального закона, регулирующего отношения, означает распространение юрисдикции административного права на ООО. Спорным является мнение, что создание отдельного закона обосновано тогда, когда соответствующее рыночное отношение должно подчиняться и определенным административным правилам и контролю, когда для надлежащего его осуществления необходимо значительное количество норм административного права. Совокупностью этих условий объясняется наличие специальных законов об обществах с ограниченной ответственностью.[30]
Закон об ООО распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации. Однако приведенное правило имеет исключения (ч. 2 ст. 1). Сам Закон об ООО в той же ч. 2 ст. 1 предполагает возможность ограничения сферы его действия.
Во-первых, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об ООО особенности создания и правового положения ООО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Указанное положение не означает, что Закон об ООО не распространяется на банковскую, инвестиционную и страховую деятельность. Речь идет о том, что Федеральными законами будут определены лишь особенности создания и правового положения ООО в данных сферах деятельности. Таким образом, применяется правило: “Специальный закон отменяет действие общего”, и Закон об ООО будет применяться к ООО — банкам, инвестиционным институтам и страховым организациям субсидиарно, т.е. в тех случаях, когда более специальные нормы не установлены иными федеральными законами.
Во-вторых, ограничение по сфере действия Закона об ООО связано с вопросом о численности участников в обществе с ограниченной ответственностью. Вопрос этот с учетом существующей российской практики не мог получить четкого и однозначного решения. Ранее ГК РФ в ч. 1 ст. 88 установил, что число участников ООО не должно превышать числа, установленного Законом об ООО, в противном случае оно подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечение этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Таким образом, вопрос о предельной численности участников ООО разрешен не был. С учетом существующей мировой практики наиболее оптимальным числом представлялось 50.
Кроме того, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ и другими законами и иными правовыми актами, отношения в обществе с ограниченной ответственностью могут быть урегулированы актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 6 ГК РФ), недопустима регламентация отношений актами органов власти субъектов Российской Федерации.
Диспозитивные нормы действующего законодательства позволяют ООО конкретизировать права и обязанности субъектов обществ с ограниченной ответственностью[31]. Альтернативные нормы представляют ООО в лице их органов управления возможность выбрать один из обозначенных в централизованном акте государственного регулирования вариантов решения (поведения). Императивные нормы необходимы для того, чтобы однозначно разграничить сферу интересов, установить приоритеты и предпочтения, предписать модель поведения любого субъекта хозяйственной деятельности.
Система локального нормотворчества субъектов предпринимательской деятельности должна соответствовать определенным критериям. К таким требованиям относят, в частности[32]:
1. Легитимность системы локального нормотворчества — нормы должны быть основаны на законе, то есть разработаны и приняты по прямому предписанию либо в пределах предоставленного законом усмотрения. Локальное нормотворчество нельзя, на мой взгляд, рассматривать лишь как восполнение пробела в законодательстве. Здесь мы имеем дело скорее с формой делегированного права.
Основные выводы курсового исследования состоят в следующем:
Юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.
Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.
Первым признаком юридического лица является организационное единство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций);
Следующим признаком юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества.
Третьим признаком юридического лица является наличие самостоятельной имущественной ответственности.
Четвертым признаком юридического лица является выступление в гражданском обороте от своего имени. Означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это – итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.
Одним из видов юридических лиц по российскому законодательству являются общества с ограниченной ответственностью. ООО — самая распространенная форма ведения бизнеса в России. Законодательные акты, регламентирующие вопросы создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью (Гражданский кодекс и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») были приняты более десяти лет назад и с тех пор кардинально не изменялись, в ходе их функционирования правоприменители отмечали в них ряд недостатков.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Изменения вступили в силу с 1 июля 2009 года.
К числу новелл, в законодательстве об ООО, можно отнести законодательное определение состава учредительных документов общества с ограниченной ответственностью. Если раньше учредительными документами являлись устав и учредительный договор общества, и в случае смены участников, учредительный договор было необходимо подписывать в новой редакции, то с 1 июля 2009 года учредительным документом ООО признается только устав. Понятие учредительного договора исключается из закона, вместо него вводится понятие «договор об учреждении». Договор об учреждении общества заключается один раз, на стадии создания ООО.
С 1 июля 2009 года в уставе общества с ограниченной ответственностью не должны быть указаны сведения о размере и номинальной стоимости долей участников общества, поэтому в случае перераспределения долей среди участников общества в новой пропорции, изменения в устав вносить не нужно. Однако все ООО теперь обязаны вести списки своих участников с указанием сведений о каждом участнике общества и размере принадлежащей ему доли в уставном капитале общества. Такой список можно было бы сравнить с реестром акционеров акционерного общества, если бы он имел самостоятельное доказательственное значение при определении принадлежности и размера долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Однако список участников общества с ограниченной ответственностью не подменяет собой сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сведения в списке участников общества с ограниченной ответственностью должны соответствовать сведениям в ЕГРЮЛ и в случае выявления противоречий приоритет всегда будут иметь сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Новая редакция Закона об ООО предусматривает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Договором об учреждении теперь можно предусмотреть штрафные санкции в отношении учредителя общества, не исполнившего надлежащим образом обязательства по оплате своей доли в уставном капитале.
Крайне интересным представляется вводимый институт соглашения участников общества о порядке осуществления прав участников. Теперь участники ООО могут официально составить договор, предусматривающий, в том числе, обязанность участников общества, подписавших его, голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных условий либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных условий, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Данное нововведение повысит предсказуемость ведения совместного бизнеса и позволит избежать конфликтов между участниками общества. Безусловным преимуществом договорной формы фиксации порядка взаимодействия участников общества по сравнению с практиковавшимися до этого «джентльменскими соглашениями» является возможность судебного понуждения участника общества к выполнению принятых на себя обязательств по совместному управлению обществом.
Новая редакция Закона об ООО устанавливает возможность установления запрета на выход участников из общества. Право на выход из общества должно быть прямо предусмотрено уставом, если такое положение в устав общества не включено, ни один из участников выйти из общества не сможет. Кроме того, отныне не допускается выход из общества всех участников или единственного участника, то есть исключается возможность создания патовой ситуации «общество без участников».
Предусматривается возможность установления в уставе общества фиксированной цены, по которой участники общества могут приобрести долю, воспользовавшись преимущественным правом приобретения доли в случае ее отчуждения одним из участников. Цена покупки доли или части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом общества в твердой денежной сумме или на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и другие). Но главным нововведением следует все же признать введение обязательного нотариального свидетельствования сделок по отчуждению долей в уставном капитале ООО. Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность, о чем прямо указано в законе. Нотариальное удостоверение не требуется только в случаях перехода доли к обществу, а также распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в случае неоплаты доли участником. При заверении сделки нотариус обязан проверять полномочия лица, отчуждающего долю, на совершение соответствующей сделки, например, затребовать договор, по которому собственник доли ранее ее приобрел.
Таким образом, принятые изменения в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью направлены на его совершенствование с учетом правоприменительной практики и призваны бороться с получившим широкое распространение рейдерством. Судить об эффективности изменений можно будет только по прошествии времени, когда сформируется практика применения новой редакции законодательства об обществах с ограниченной ответственностью.
Понятие субъектов права (субъектов правоотношений)
Субъекты права — люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей, и являющиеся участниками правоотношений.
Иначе, субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.
Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки:
- конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;
- не являются субъектами большинства правоотношений новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица (будучи субъектами права);
- правоотношения — не единственная форма реализации права.
Правоспособность
Возникают единовременно – после официальной регистрации юридического лица и прекращается путем удаления из государственного реестра на основании ликвидации или внутренней реорганизации субъекта. Характерным отличием от правосубъектности физических лиц является неравенство среди юридических лиц относительно правоспособности.
Юридические лица в зависимости от направленности деятельности приобретают:
- универсальную правоспособность. В гражданские правоотношения вступают коммерческие организации, которые по документации не ограничены в деле на момент законного учреждения;
- специальную правоспособность. В гражданские правоотношения вступают некоммерческие организации, которые приобретают права только относительно своим целям деятельности.
Юридических лиц на законных основаниях могут ограничить уполномоченные органы в правоспособности. Для допуска к делу им необходимо получить законное разрешение – лицензию. Согласно законодательству, юридическим лицам предписывают ограничение запрета — не возможность заниматься определенным видом деятельности.
Субъектами гражданского и коммерческого права являются физические и юридические лица. Юридические лица в области коммерческого права представлены, прежде всего, бизнес-ассоциациями. Юридическое лицо, — это носитель только своих неотъемлемых имущественных прав и обязанностей, действующих от его имени и существующих независимо от обстоятельств.1 Среди признаков юридического лица в законодательстве особое место занимает материальная сторона, определяющаяся изоляцией его имущества от имущества лиц, принадлежащих к юридическому лицу. Наличие личной собственности является необходимой предпосылкой для самостоятельной ответственности за собственность. Наиболее распространенными в зарубежных странах являются юридические лица, которые в соответствии с их обязательствами несут не только независимую, но и исключительную ответственность (к ним относятся акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью). Данное положение позволяет заранее рассчитать объем предпринимательского риска, накопить огромные массы капитала, передать ответственность другим лицам, в частности, контрагентам по соглашению. Концепция «юридическое лицо» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, это — лицо организации, которое владеет отдельным имуществом. Оно задействовано в управлении экономикой или операционным управлением и несет ответственность по своим обязательствам, связанным с этим имуществом. Может приобретать и осуществлять имущество и личные неимущественные права от своего имени, несет ответственность, является истцом и ответчиком в суде. Статья 545 Гражданского кодекса Чили 1855 года признает юридическим лицом, — «фиктивные лица, которые могут осуществлять права и налагать на него гражданские правовые обязательства, представлять себя в суде и вне суда». Статья 52 Гражданского кодекса Швейцарии 1907 года признает юридическими лицами, — «объединения лиц, имеющих корпоративное соглашение и независимые учреждения, созданные для особых целей, которые приобретают права юридического лица посредством их внесения в коммерческий регистр». В Гражданском кодексе Квебека 1991 года (статья 298-320) говорится, что «юридические лица имеют юридическую силу, установленную в организационно-правовых рамках, предусмотренных законом, а в некоторых случаях создаются непосредственно законом. Они имеют все гражданские права, отдельную собственность, имеют неимущественные права и обязательства, соответствующие их характеру, обладают правоспособностью, необходимой для осуществления своих прав и обязанностей. Юридические лица отличаются от своих участников; они действуют через такие свои органы, как правление и собрание участников. Участники юридического лица несут ответственность за него в пределах своих взносов, если законом не предусмотрено иное».1 Согласно немецкому законодательству, юридические лица представляются ассоциациями лиц и (или) капитала, а также доверительным имуществом, которое закон признает независимыми субъектами имущественных отношений. В настоящее время научная доктрина Англии определяет концепцию «юридического лица» (или компании) следующим образом: 1) участники компании несут ответственность по обязательствам общества в размере стоимости своих акций; 2) имущество компании ограничено собственностью ее участников; 3) компания существует независимо от ее участников; 4) компания как самостоятельный субъект права от своего имени может заключать сделки и выступать в суде в качестве истца и ответчика. Таким образом, основой учреждения юридического лица в соответствии с английским правом является идея о том, что юридическое лицо (компания) является совокупностью физических лиц, которое по нескольким причинам рассматривается как единое целое, отличное от отдельных субъектов, являющихся его членами. В законодательстве США концепция и основные особенности юридического лица (корпорации), а также в Англии были разработаны соответствующими судебными прецедентами и обобщены в 1819 году Верховным судом США концепции «корпорация» выражена следующим образом: «Корпорация — это искусственное создание, невидимое, неосязаемое, существующее только в предположении закона структура. Она обладает только теми свойствами, которые либо явно предоставляются его уставом, либо присущи самому его существованию».1 Современная научная доктрина Соединенных Штатов определяет корпорацию как искусственную сущность, существующую независимо от своих членов, наделенную способностью к непрерывной преемственности, независимо от изменений, происходящих в ее членстве, на определенный срок или на неопределенный срок. Она представляется в качестве организации или собственности отдельных лиц в случаях, связанных с общей целью корпорации, в пределах своих полномочий, налагаемых на них законом. Признаки юридического лица, определяются характерной юридической особенностью и характеризуются независимостью существования его членов (прил. А). Контракты между юридическим лицом и его членами контролируются налоговым законодательством. Независимость юридического лица направлена на скрытие реального характера отношений собственности, с использованием формы монополизации. Другая особенность,- это полная изоляция свойств юридического лица.. Несмотря на разницу в научных подходах и источниках правового регулирования, даются разные определения, из которых можно выделить следующие особенности юридического лица в наиболее обобщенной форме: а) юридические лица существует независимо от состава его членов; б) юридические лица обладают независимой волей, которая не совпадает с волей ее отдельных участников; в) юридические лица имеют имущество, отдельное от имущества его участников; г) юридические лица несут независимую ответственность за свои долги по всему переданному ему имуществу; д) юридические лица имеют право совершать сделки от своего имени, разрешенные законом;
- e) юридические лица могут от своего имени запрашивать и отвечать на вопросы связанные с юрисдикционными органами.
Юридические лица. Юридическими лицами могут быть только организации. Юридическое лицо физически не существует. Оно лишь правовое понятие, правовая характеристика реально существующей организации. Поэтому важно знать, как оно возникает.
Чтобы стать юридическим лицом, организация должна иметь свое наименование (имя), свое имущество, за счет которого она сможет расплачиваться по своим обязательствам, и другие установленные законом признаки юридического лица.
Организация становится юридическим лицом только после ее регистрации в качестве юридического лица соответствующими государственными органами, которые включают организацию в реестр юридических лиц. Сейчас такими органами являются налоговые органы.
После включения в реестр организация становится юридическим лицом и может от своего имени приобретать имущество, распоряжаться им, заключать различного рода сделки и совершать иные юридические действия. Следует сразу оговориться, что степень свободы в распоряжении своими правами у разных юридических лиц различная.
Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений 2 (стр. 1 из 3)
Наряду с гражданами, субъектами гражданского права являются так же юридические лица – особые образования, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Актуальность выбранной темы заключается в исключительной важности для общества и государства определения понятия и развития института юридического лица. Современное Российское общество находится в постоянном развитии, вследствие появления все новых и новых технологий, видоизменяются и отношения между людьми. Государству же необходимо немедленно на них реагировать и регулировать их на законодательном уровне.
Цель данной работы раскрыть правовую природу юридического лица, выявить источники становления института юридического лица, показать значимость этого понятия в современном обществе, а так же ответить на наиболее существенные вопросы, касающиеся данной темы.
Задачами, с помощью которых будет происходить реализация цели исследования, являются:
1. определение понятия института юридического лица;
2. определить историю возникновения и развития института юридического лица;
3. определить правосубъектность юридических лиц;
4. указать виды юридических лиц по действующему гражданскому законодательств;
5. пояснить порядок образования и прекращения юридических лиц;
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере образования и деятельности юридических лиц. Предметом данной работы является всестороннее изучение института юридического лица.
1. Понятие и признаки юридического лица.
1.1. Институт юридического лица.
Категория юридического лица — явление историческое. Так, уже во II — I вв. до н. э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идея расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, возникла именно в римском праве.
Как пишут С.А. Зинченко и В.А. Лапач: «основной недостаток теорий юридического лица досоциалистического периода состоит в том, что, во-первых, методологически неверно было понято соотношение между единичным (лицо, входящее в организацию) и общим (самим юридическим лицом), во-вторых, не вскрыты объективные причины возникновения юридического лица и их «подрыв», «разрушение» в условиях монополистического капитала и в последующий посткапиталистический период». Юридическое лицо на раннем этапе своего становления являлось одной из ступеней обобществления индивидов — носителей частной собственности, вызванного объективными процессами развития производства. Применительно к рабству К. Маркс определил юридическое лицо как обменивающийся индивид. Эти обменивающиеся индивиды обладали юридической свободой и равенством. Общественная связь при таких условиях складывалась лишь в обмене, за пределами которого субъекты обособленного имущества являлись носителями права собственности.
Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Наряду с физическими лицами участниками гражданских правоотношений являются организации, учреждения и предприятия, именуемые юридические лица.
Гражданское законодательство (гл.4 ГК РФ) раскрывает понятие юридического лица, дает характеристику и указывает его признаки.
Признаками юридического лица являются:
Организационное единство – организация ЮЛ как единого целого с определенной внутренней структурой управления.
Имущественная обособленность – наличие своего обособленного от других лиц имущества, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, которым оно участвует в гражданских правоотношениях.
Самостоятельный баланс или смета – документ бухгалтерского учета, который в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел ЮЛ.
Самостоятельная имущественная ответственность – ЮЛ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
§ 1. Общая характеристика правосубъектности Российской Федерации как участника гражданско-правовых отношений
Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.
О возможности участия Российской Федерации в гражданских правоотношениях говорится не только в главе 5 ГК, в которой, по существу, конкретизируется порядок такого участия, но и в ст. 2 ГК, согласно которой в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Российская Федерация относится к особой категории участников гражданских правоотношений — публично-правовым образованиям (к последним также относятся субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). Участие публично-правовых образований (в первую очередь Российской Федерации) в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач, связанных с имущественными отношениями.
Следует отметить, что термином «государство» обозначаются и Российская Федерация, и субъекты Федерации. В юридической литературе для обозначения Российской Федерации и ее субъектов как участников гражданских правоотношений применяется также термин «государственное образование». В законодательстве, однако, не встречается такого словосочетания. Законодатель, очевидно, исходит из того, что в целом участие в гражданских правоотношениях Российской Федерации и ее субъектов должно подчиняться единым правилам, и только в необходимых случаях указывается, что соответствующее правило имеет в виду участие именно Российской Федерации. Однако, поскольку специфика Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, несомненно, имеется, то в дальнейшем под термином «государство» будем иметь в виду только Российскую Федерацию.
Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств — отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.
Перечень случаев, когда государство может выступать в качестве непосредственного субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных органов, уполномоченных выступать от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Следует согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, считающего, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.
Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация действует как участник гражданско-правовых отношений. Необходимость обеспечения государственных интересов в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных нужд. Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).
Помимо соответствующих норм ГК применяются специальные Законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят Федеральные законы: от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе», от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве».
От имени государства (Российской Федерации) на стороне заказчика в данном договоре выступают государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика — государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.
Государственные контракты на поставку продукции для федеральных государственных нужд следует рассматривать в качестве особой разновидности гражданско-правовых договоров в силу:
- специфической цели заключения государственных контрактов;
- особого порядка финансирования;
- наличия нормативных установлений о повышенных штрафных санкциях;
- возможности внесения в контракт изменений в одностороннем порядке;
- права на отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке;
- комплексности правового регулирования отношений по удовлетворению государственных нужд.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ, — п. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. Так, федеральные нужды предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. Потребности Российской Федерации в оборудовании, сырье, других товарах, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.